Матушка Акилина — первая игуменья возрождающегося Свято-Георгиевского Катерлезского женского монастыря
Крестный ход по земле идет
И поет, что Христос воскрес.
Православный идет народ,
Свой у каждого в жизни крест
(Лариса Алексеева, «Лира Боспора»)
Из руин и пепла возрождали нашу страну люди, воспитанные в ней. Кто-то из них успел поучаствовать в ее судьбе в грозные годы Великой Отечественной войны. В августе-сентябре 1945 года моряки-дальневосточники стали активными участниками войны Советского Союза против Японии. Военные операции по высадке десантов, доставке боевой техники и вооружения в Корею, на Южный Сахалин и Курильские острова осуществляло более 30 транспортных судов Дальневосточного пароходства. В этих неимоверно трудных условиях службы принимали активное участие женщины, члены экипажей судов. Среди них была и наша землячка Александра Литвиненко (девичья фамилия). Не осталась в стороне от всенародного испытания. Почти девчонкой (родилась в 1926 году) пошла защищать свою Родину. Служила на Тихоокеанском флоте. Четыре года войны (1943–1946 г.г.) старший матрос, флагманский кок и в конце службы — командир БУ, она принимала участие в войне нашей страны с японскими милитаристами.
Эта тихая, скромная женщина в процессе работы в плавсоставе побывала во многих портах Отечества и мира. Стала участницей боевых действий. На ее глазах гибли наши суда и люди, ее боевые товарищи.
После Великой Отечественной войны — учеба и бесконечный труд, труд, труд: дома, зоотехником в Катерлезском совхозе. Похоронив мужа Александра Ляшко (моряка-подводника на Дальнем Востоке, боевого офицера), руки не опустила. В то время, в 90-е годы, в деревне Войково (Катерлезе) началось возрождение Свято-Георгиевского монастыря на историческом месте, где он находился с 1857 по 1923 годы (разрушен большевиками). В душе Александры Егоровны рождается огромное желание помочь в восстановлении поруганной святыни. Почти 10 лет ушло на кропотливую работу по возрождению святой обители. Помогали добровольцы, у кого душа болела при виде развалин на месте запустения. Среди них — Павел Грибан, который много месяцев обитал на месте, где мечтал возродить монастырь. Голодал, мерз, но не сдавался. Помогали керчане, приезжавшие сюда, чтобы сдвинуть все с мертвой точки. Ныне Павел Грибан — священник в Горностаевке.
Приезжали и учителя с учащимися школ Керчи. Помогали очищать землю под огород и даже подавали кирпичи наверх, чтобы достроить гостиницу. Как муравьи трудились.
С 2000 года, когда в ее возрасте желают в основном покоя, Александра Егоровна Ляшко становится первой игуменьей возрождающегося Свято-Георгиевского монастыря. Она много лет мечтала о том, что монастырь когда-то оживет, что на этом святом месте снова польется ввысь молитва и возродится монашеская жизнь. Теперь она получила возможность лично для этого потрудиться. После пострига Александра Егоровна стала матушкой Акилиной («орлица»). Одному Богу ведомо, сколько сотен, а может, и тысяч километров ей пришлось проехать, во сколько кабинетов войти, со сколькими людьми пообщаться, убеждая их оказать посильную помощь возрождающемуся монастырю. Появились кельи, трапезная. Оборудовали небольшой храм — сердце монастыря. Очень много сил матушка Акилина потратила на то, чтобы в этом храме постоянно совершались Богослужения.
Конечно, было тяжело. Не было опыта монашеской жизни, но была искренняя молитва, с которой она проводила не только свои дни, но и ночи. Благодаря ее поездкам люди узнавали о монастыре и его игуменье. Приезжали из разных городов России и Украины. Однажды пришлось принять целый автобус с паломниками (30 человек !) Но матушка справилась: накормила и уложила спать. Прямо на пол постелив вещи и несколько матрацев из келий. Все, кто по своей воле приезжает на это святое место, уезжают утешенным. Вера крепнет от увиденного и услышанного. Однажды ночью, когда в монастыре оставались только матушка игуменья и одна келейница Анна Л., приехали воры за стройматериалами, которые аккуратно были сложены во дворе. Женщины усердно молились, читали акафист св. Георгию Победоносцу. Постучав, покричав, потоптавшись у дверей, незваные гости неожиданно уехали. Чего-то они испугались. А может, Кого-то? Святой Георгий быстро откликается на молитву и спешит на помощь.
Особенно радовались дети, школьники, когда учителя или родители привозили или приводили на это святое место. Их здесь всегда радушно принимали, угощали (матушка большая мастерица в работе с тестом: к чаю всегда что — то есть вкусненькое).
Первая Литургия была отслужена 7 января 2000 года — на Рождество Христово! После Божественной литургии крестным ходом поднялись на гору. Свечи, фонари освещали путь. Почему-то сильно пахло чабрецом (это зимой-то?). Думается, эта рождественская ночь запомнится надолго. Вспомнились слова из стихотворения Ларисы Алексеевой:
Здесь до неба рукой подать.
Тишина благодатных мест,
Здесь рассветы привык встречать
На горе православный крест.
Там духовный лежит магнит,
С ним народ наш непобедим,
Там Георгий святой хранит
Нашу Керчь и любимый Крым.
Это хорошо чувствовала матушка Акилина — первая игуменья Свято-Георгиевского женского монастыря. Волевой характер, любовь к Богу и людям, горячая вера и бесконечно сильное желание, чтобы монастырь БЫЛ! И монастырь ЕСТЬ! И в этом во многом ее заслуга — нашей матушки — Акилины.
С 2014 года матушка на покое. Время и возраст взяли свое. Кроме того, Господь послал новое испытание. Сначала сильно ухудшилось зрение, а потом наступила полная слепота. Сегодня игуменье Акилине почти 98 лет! Прихожане по благословению отца Николая Зинькова, настоятеля храма святого апостола Андрея Первозванного, взяли на себя обязанность привозить ее на службу. Ее стульчик у стеночки никто не занимает. По воскресеньям на нем сидела матушка и молилась о всех нас. Беленький апостольник, светлое лицо, легкая, едва уловимая улыбка, ясные по-детски чистые глаза, которые не могут видеть наш мир, но видят намного больше, чем некоторые из нас.
Последнее время матушка духовно окормляется на дому. Она по-прежнему молится о нас. Верим: Господь слышит ее молитвы. Он с теми, кто живет не в условностях мира сего, а в простоте и Любви.