…Три года назад у нас погиб кот Тиша. Огромный, нежно персикового цвета, добрый и умный мейн-кун. Это стало настоящей трагедией — он был нашим другом — и, практически, членом нашей семьи. Когда теряешь любимца — всегда возникает вопрос: а что же с ним теперь? Надо сказать сразу — однозначного ответа на этот вопрос Священное Писание не даёт. Попробуем разобраться в этом вопросе.
То, что животных (как, впрочем, и всё остальное вокруг нас, и нас самих) создал Бог — не вызывает сомнения, об этом прямо говорится в книге Бытия: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:24–25).
Животные имеют душу, о чём также недвусмысленно говорит Священное Писание: «Душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев. 17:14). Душа животного отличается от души человека. Человек признает и мыслит мир идей, мыслит о вечности, о Боге и, наконец, о себе самом — и, таким образом, воспроизводит свое собственное бытие, как факт своего сознания; отсюда в том именно и заключается некоторое богоподобие в человеке, что у него есть мысли, которым он может давать осуществление. У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных — он может обладать высшими дарами Святого Духа, которые св. пророк Исаия называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости. Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.
Животные не обладают способностью к абстрактному мышлению, что свойственно человеку, как разумному существу; они имеют только ощущения и чувственные влечения, но мыслей, в собственном смысле этого слова, не имеют. Возможно, что в душах некоторых животных присутствуют элементы разумной силы, но они полностью подчинены силам неразумным, не могут развиться до уровня словесности и занять господствующее положение в душе. Главное препятствие для этого — отсутствие образа Божия. Считается, что животные имеют душу, но не имеют духа, который имеет человек. Однако же, животные способны взывать к Богу, о чем указано в Книге пророка Иоиля: «Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни», а святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий) в труде «Дух, душа и тело» пишет: «Совершенно несомненно, что…животный мир обладает, по крайней мере, низшим из даров Святого Духа — духом жизни… По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства».
Так что же происходит с животными после их физической смерти? Встретим ли наших маленьких друзей в будущей жизни?
Пророки постоянно упоминают о животных, которые встречают человека в новой, лучшей жизни, хотя не исключено, что в ряде случаев это иносказание. Но вот пророк Исайя говорит о будущем весьма конкретно: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11:6-8). И если животные были созданы Богом при сотворении мира — почему мы должны сомневаться в том, что они будут и в загробном мире?
И тут возникает очередной, возможно — самый важный для каждого из нас вопрос: если в той жизни будут животные, будут ли они персонифицированы? На этот вопрос ответ можно искать только в частных богословских мнениях.
Тут я позволю себе небольшое отступление. В Евангелии от Матфея на просьбу женщины-хананеянки об исцелении её дочери Спаситель отвечает, что послан только к овцам дома Израилева, и нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам; однако женщина продолжала просить Его, говоря: «Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», и за свою веру награждается исцелением дочери (Мф. 15: 21-28). Безусловно, это аллегория, в которой под «псами» разумеются язычники. Но что подразумевается под «крохами», которые падают со стола господ? Известный греческий богослов и толкователь Нового Завета Евфимий Зигабен считает, что под «крохами» разумеются случайно оказанные исцеления.
Вспомним теперь целый ряд святых, по молитвам которых благодатию Божией исцелялись, оставались в целости и находились домашние (и не только домашние!) животные. Святители Модест Иерусалимский и Спиридон Тримифунтский, святые мученики Флор и Лавр, священномученик Власий Севастийский, преподобный Герасим Иорданский и многие другие святые отцы имеют дерзновение ходатайствовать перед Господом о наших братьях меньших.
Вернёмся к вопросу о том, будут ли животные «персонифицированы» в загробной жизни. По-видимому, нет; но ведь и сегодня в мире существует множество животных, которых мы можем определить только принадлежностью к тому или иному роду. Одно из предположений говорит о том, что через общение конкретных животных с бессмертной человеческой душой — и животная душа прикасается к вечности и воспринимает в себя частицу благодатных сил. И эти силы не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире — даже если у них нет собственной бессмертной души, мы передаём им частицу своей. Они, может быть, не узнают себя, если воскреснут. Но они без сомнения узнают нас, а мы — их.
…Закончить хочу словами современного учёного-библеиста Андрея Десницкого: «Я уверен, что в их отношениях с человеком есть нечто такое, что не может пропасть в Царствии, потому что оно светлое и настоящее. Если в Царствии мы надеемся пить доброе вино (вообще-то Христос об этом ясно сказал) и читать умные книги, я не вижу причин, почему там не будет нашего кота. Не вообще какого-то кота, а конкретно нашего кота. И если по милости свыше и вопреки нашим собственным заслугам нам будет дана в грядущем мире радость — мы не знаем, что удержит нас от того, чтобы позвать его из небытия. И что удержит его от того, чтобы прибежать на этот зов…».