Вчера Госдума приняла законопроект о запрете пропаганды чайлдфри (идеологии направленной против рождения детей). Еще одна веха в истории борьбы России за отстаивание традиционных ценностей, и еще один повод поговорить об истоках и основании этих ценностей.
В наше время мы повсюду видим приметы осуществления планомерной и организованной кампании по уничтожению самого представления о том, кто есть человек; каково его происхождение, природа и призвание; какова вертикаль духовных и нравственных ценностей; каково должно быть отношение человека к своей душе и телу; каково, наконец, значение пола в жизни человека и каковы должны быть отношения между полами… Все эти вопросы имеют ясные и определенные ответы в Священном Писании, в многовековом опыте жизни Церкви, но ныне размываются всеми средствами так называемой «постхристианской» цивилизации, мнящей себя устроительницей «Нового мира», а на деле — грозящей уничтожением самому роду человеческому.
Такие, казалось бы, разные течения как радикальный феминизм, теория гендерного равенства, ЛГБТ сообщество, легализация абортов, движение чайлдфри, ювенальная юстиция и т. д. — всё это на самом деле части единой либеральной модели построения общества, основанной на отрицании вертикали Божественной власти, и с бесовской гордостью утверждающей собственную модель устроения «свободного» общества. Увы, и русская культура, основанная на православной вере, в последние десятилетия подвергается яростным атакам этого мировоззрения, плачевные результаты которого становятся всё более масштабны и очевидны.
В августе 2020 года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш с высокой трибуны заявил: «Результатом тысячелетия патриархата стал мир, в котором доминируют мужчины, культура, в которой доминируют мужчины. Это наносит ущерб всем — женщинам, мужчинам, девочкам и мальчикам».
Это заявление вызвало множество недоуменных и возмущенных откликов, но, по сути, еще раз показало — на каком уровне отстаиваются идеи разрушения Богоустановленного порядка и иерархии ценностей в современном мире.
Но на чем же утверждается наше представление о Божественном установлении патриархального уклада жизни? Вспомним, что «патир» (греч.) означает «отец» и в нашем случае патриархальный уклад жизни означает не что иное, как-то, что во главе жизни стоит Отец Небесный, общий наш Творец и Создатель. В своем понимании устроения мира мы опираемся на простое и ясное утверждение Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). То есть Творцом и устроителем этого мира является Бог. И, независимо от того верим мы в это или не верим, единственное благо для человека и для сообщества людей — это жить в согласии с Небесным Отцом по Его законам.
Спорить здесь бесполезно, как бесполезно спорить с тем фактом, что люди призваны ходить на ногах, дышать воздухом и подкреплять себя пищею и питием. Потому что всё это тоже Божие установление, хоть и явленное в законах природы, и всякий разумный человек пронимает, что противление этому Богоустановленному порядку вредит самому человеку. Духовные и нравственные законы бытия также ясны и определенны, как законы природы. Но, забывая о том, что несовершенство этого мира стало следствием грехопадения человека, и, желая исправить не себя, а мир, человек вступает в противоречие с Законом Божиим, определившим единственным средством исправления мира — покаяние самого человека и примирение его со Отцом в Сыне, Духом Святым.
Одним из явственных проявлений «постхристианской цивилизации» является феминизм, формы которого с каждым годом становятся всё жестче и агрессивнее, а степень влияния всё большей. Причем феминизм и женственность — это не только не согласные друг с другом, но и прямо противоположные понятия.
Радикальный феминизм — это восстание против женской природы во всей полноте ее призвания, качеств и свойств. Стремление уничтожить само представление о женском, заменив его каким-то иным, которое уже нельзя будет назвать ни Божественным, ни человеческим, а прямо агрессивно-бесовским. В основе этого измененного сознания женщины лежит не только желание «сравняться» с мужчиной, но и стремление противопоставить себя ему, подчинить и управлять им. Но само это желание противно женской природе, основу которой составляет смирение, кротость и жертвенная любовь. Не случайно в Священном Писании говорится о том, что жена сотворена Богом как помощница для своего мужа (Быт. 2, 18). Помощница в чем? В достижении единства с Богом в любви, ибо в этом главное призвание человека. А тайна человеческой личности такова, что включает в себя всю полноту сотворенного мира. И тогда понятно, почему муж и жена, объединенные любовью, единством призвания и устремлений, называются «плотью единой».
И только грех внес раскол в это святое единство.
Мы говорим, что цель феминизма — утверждение власти бесов, желающих извратить и разрушить представление об истинном женском достоинстве, разрушить Богоустановленный уклад и порядок. И здесь феминизм смыкается с другим течением — теорией гендерного равенства или равноправия, в основе которого лежит суждение, что само разделение на мужской и женский пол условно, а люди, по своему психофизическому устроению слишком разнообразны, чтобы умещаться в «примитивную» схему существования двух полов. Якобы таким «прокрустовым ложем» ограничивается и ущемляется свобода человеческой личности.
Что на это можно ответить. Действительно, люди разнообразны, и между примерами брутальной мужественности и утонченной женственности мы найдем множество самых разных по своему психофизическому устроению людей. Но это не отменяет самого факта половой принадлежности каждого из них, а лишь обозначает ориентиры, к которым люди могут и должны устремляться. Больше того, в Священном Писании говорится: «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1: 27).
Из этого текста мы узнаём несколько важных вещей. Первая из них — человек сотворен как особое существо, имеющее духовное родство с Богом и призванное к теснейшему общению с Ним в духе и истине.
Вторая мысль заключается в том, что человеческая природа разделена Самим Богом на мужское и женское начало и это не «человеческие выдумки». Преподобный Максим Исповедник, например, говорит о том, что человек призван чистотою жизни, «союзом более абсолютным, нежели внешнее соединение полов», преодолеть их разделение в таком целомудрии, которое стало бы целостностью.
Из этого вытекает третья мысль — мужчина и женщина имеют в очах Божиих равное достоинство. Однако в отношениях между полами это не отменяет «вертикаль» подчиненности, установленную Творцом и в основании которой лежат любовь и послушание. Увы, к этой естественной иерархической подчиненности, вследствие грехопадения людей, присоединилась подчиненность «законная», усвоившая черты наказания. И это тоже не выдумки, этому мы находим подтверждение в Библии. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 10, 16).
Об этом говорит и апостол Павел: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (Тим. 2, 11-15).
Итак, четвертая важная мысль заключается в том, что как само разделение человеческой природы на два пола, так и иерархическая подчиненность женского начала мужскому — это установление Божие и попытки противостояния ему чреваты для людей многими скорбями и нестроениями.
Больше того, есть некая тайна главенства «мужского» начала и в ином, горнем мире. И не случайно мы называем Бога Отцом, а Второе Лицо Святой Троицы — Сыном. Также мы нигде не видим, чтобы бесплотные Ангелы являлись в облике дев и жен, но всегда — в образе юношей и мужей. И в установлении о мужском священстве, конечно, есть своя закономерность и тайна, в которую мы не дерзаем вторгаться, но которая очевидно является проекцией небесных реалий на земную жизнь.
«Перекосы» же в патриархальной системе отношений связаны не с тем, что эта система неправильна, а с тем, что в человеческом сообществе вообще оскудели вера и любовь, утрачены понятия о подлинной иерархии ценностей, умаляется значение идеи жертвенного служения, кротости, смирения и терпения.
И если патриархальный уклад сменить на матриархальный или любой другой, но люди притом останутся безбожными, самонадеянными, наглыми и лукавыми, то никакая внешняя смена парадигмы не принесет умиротворение и благоденствие ни самому человеку, ни семье, ни обществу. Напротив — попрание Богоустановленного порядка повлечет скорейшее сваливание человечества в хаос и приблизит кончину мира.
Словом, главное средство улучшение жизни — это не смена патриархального уклада жизни на какой бы то ни было еще, а покаянное и смиренное осмысление этого уклада. По возможности более тщательное исполнение его заветов и правил, в соответствии с призванием собственного пола. Мы даже смеем утверждать, что принадлежность к мужскому и женскому полу сохраняется и в Царствии Небесном. Не случайно и прославленных в лике святых мы разделяем по полам, а не сводим всех к «единому знаменателю».
Другое дело, что в Царствии Небесном нет и не может быть греховных страстей. Так, например, всё тот же преподобный Максим Исповедник говорит, что во Христе уничтожаются характернейшие греховные черты мужского и женского, а именно: ярость и похоть. Но сам пол не упраздняется. И в Духе Святом бесстрастные различия мужского и женского освящаются и соединяются.
Сам Господь наш Иисус Христос по Воскресении Своем и Вознесении на небеса остается Мужем совершенным, Новым Адамом, в ком полнота человеческой природы соединена непостижимым образом с полнотой Божества. И когда апостол Павел говорит об отсутствии во Христе мужеска пола и женска (Гал. 3, 28) он только напоминает о том, что во Христе все люди объединены Духом Святым, причастны Божескому естеству. Но это, конечно, не отменяет разности свойств, особенностей и правил поведения для мужчин и женщин. Особенно это относится к земной жизни, где мужские и женские черты несут на себе печать греховной поврежденности и требуют особого внимания и контроля. Вот почему апостол Павел много говорит о разделении на мужской и женский пол, об отношениях мужчины и женщины, мужа и жены и даже говорит о «естественном употреблении женского пола» (Рим. 1, 27).
И здесь естественно возникает вопрос о взаимоотношении полов. О греховности и негреховности влечения, о браке и блуде… Вопросы эти, кажущиеся сложными, на самом деле очень просты и имеют ясные ответы в Священном Писании.
Прежде всего нам надо понять, что в ином, высшем мире нет ничего в плотском смысле страстного, и похоть, влечение — всё это свойства земной жизни, которые в свою очередь могут быть греховными, а могут быть и благословленными (в браке), но всё-таки в «духовной иерархии» стоят несравненно ниже девства и совершенного целомудрия, как качеств, органически присущих самой природе Небесного Царствия. Об этом говорит Господь, когда говорит, что сподобившиеся достигнуть Царствия Небесного, уже не женятся и не выходят замуж (Мф. 22, 30). Об этом, опять же, напоминает Апостол Павел, когда говорит, что «хорошо человеку не касаться женщины. Но во избежание блуда, — добавляет он, — каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 1).
Здесь возникает недоуменный вопрос о благословении Божьем «плодиться и множиться» людям еще до их грехопадения и, следовательно, вопрос о способе размножения людей в Раю.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что размножение до грехопадения «должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия». А «плотским и скотоподобным» оно стало вследствие грехопадения людей. В грядущем веке, очевидно, размножения не будет вовсе.
Если же говорить о нашем мире, то есть только два непогрешительных способа существования человека — это девство и брак: законный союз мужчины и женщины. И если даже Священно Писание говорит о преимуществе полного воздержания перед брачным сожительством, то последнее Господь не только признаёт, но и Сам является его учредителем в мире людей, отпавших от высоты своего призвания и вынужденных жить в мире, далеком от совершенства.
Но мы живем во времена настолько растленные, что перед человеком чаще всего встает вопрос даже не о выборе между девством и брачной жизнью, а вопрос выбора между блудом и воздержанием от него. И этот выбор, увы, чаще всего совершается не в пользу последнего. Притом многие вступают в «свободные отношения» не задумываясь о тяжести греха блуда. А если и задумываются, то не понимают в чем его тяжесть, наивно полагая, что «то, что естественно, то не безобразно». Но это лукавая и лживая формулировка. В этом падшем мире многое безобразное и порочное стало естественным.
Тяжесть блуда заключается в том, что тела наши не вполне принадлежат нам. То есть они по благословению Божьему сотворены нашими родителями с определенной целью — чтобы мы и в телах наших прославляли Бога. И, несмотря на всё многообразие форм человеческой жизни, — единой и общей целью каждого из нас является такая жизнь, чтобы Дух Святой обитал в нас, как в храме и освящал нашу душевную и телесную жизнь, содействуя в то же время освящению жизни окружающих нас людей. Как и говорит об этом Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Если же человек блудит, то он, по слову Апостола, растлевает (то есть оскверняет, разрушает, подвергает поруганию) храм Божий. А это, конечно, тяжкий грех, за который Господь грозит разрушением жизни самого человека, если только тот не исправится. Тело — соучастник нашей жизни и оно также призвано к освящению и участию в вечной жизни, как душа. Только тело должно неизбежно умереть, претерпеть распад, чтобы затем воскреснуть в ином виде (сохраняющем, тем не менее, свои характерные черты) и, соединившись с душой, жить вечно.
Тут надо сказать несколько слов о таком странном и несогласном с православной верою мнении, что «личное тело» — это личное дело каждого. Отсюда проистекают всевозможные греховные и дикие, откровенно демонические издевательства человека над своим телом, в том числе и в стремлении его как-то «украсить», изменить, или преобразовать. Палитра таких устремлений широка, от распространившихся ныне даже и среди молодых женщин моды «украшать» свое тело наколками, пирсингом, до всевозможных хирургических преобразований, откровенно уродующих плоть и зачастую корнями уходящими в языческую (бесовскую) культуру. Сюда же можно отнести и дикие заявления о том, что вопросы аборта, изменения пола, эвтаназии или трансгуманистического «преобразования» — это вопросы «свободного» распоряжения собственным телом. Конечно, всё это следствие неправильного понимания самой природы происхождения человека и его призвания, ложного представления о роли тела во временной и вечной жизни человека.
В Священном Писании говорится, что проклят всякий уклоняющийся от заповедей Божиих (см. Пс. 118), то есть не признающий реальность этих заповедей и намеревающийся жить так, как ему «кажется правильным». Такой человек обрекает себя на страдания, потому что неверие и самонадеянность отчуждают его от Источника любви, красоты и жизни, следствием чего становится смерть души. Ужас этого реального явление просто не поддается описанию. Да сохранит нас всех от этого Господь! Душа не может умереть (то есть прекратить существование), но по разлучении от тела — ее бытие определяется тем, насколько, будучи в теле и вместе с ним, она старалось жить по Заповедям Божиим, приобщаясь блаженной жизни в Боге и с Богом. Смерть души — это вечная неизбывная мука, вследствие самовластного отчуждения человека от Бога.
Всякие «игры разума» с телом и с полом не только опасны, но и губительны, как извращение Божьего замысла о человеке. И какой бы кому ни был дан пол — к этой данности надо относиться со страхом Божиим и с благоговением, не меняя, не разрушая то, что даровал Господь, но преображая свою внутреннюю и внешнюю жизнь постоянством в доброделании, приводя ее в соответствие с духом и правдой Божией.
Пол — это не просто физиологический факт, и уж тем более не «выдумки» человеческой культуры, а Богом данная реальность, относиться к которой нужно серьезно и ответственно, волею своей устремляясь к заповеданным нам идеалам и подражая тем образцам мужского и женского поведения, которые явлены во множестве конкретных и спасительных примеров жизни Господа и Пресвятой Богородицы, святых мужей и жен.
Многообразие природного физического и душевного устроения последних неописуемо, но все они являют образец смирения, кротости, послушания Богу и исполнения Его святой воли.