Крымская митрополия

Базилики Херсонеса

    

В середине февраля 2024 года стало известно, что на территории Херсонеса Таврического положено начало возрождению Владимирского монастыря – это произошло ровно через 100 лет после закрытия обители, построенной в местах, где был крещен равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси. В честь этого события 15 февраля митрополит Симферопольский и Крымский Тихон совершил литургию на территории древнего города. Сейчас в помещениях Херсонесского Владимирского мужского монастыря располагается музей-заповедник «Херсонес Таврический». В скором времени он переедет в новое здание – площадью почти 23 тысячи квадратных метров, освободившиеся же передадут обители и будут восстанавливать. А что в наше время известно о храмах древнего Херсонеса? Сколько их было? И что помогли узнать о христианской истории Крыма работы археологов?

Дошедший до нас только в развалинах и летописях Херсонес (сейчас он в черте Севастополя) можно считать одним из древнейших городов на постсоветском пространстве. К началу нашей эры Крым, находившийся на окраине Римской империи, был местом ссылки государственных преступников. С распространением христианства в Римской империи именно сюда стали ссылать христиан. Во время очередных гонений ставший в 91 году епископом Рима святой Климент был отправлен на каторжные работы в каменоломни Херсонеса. Считается, что это были Инкерманские каменоломни. Там святитель продолжал окормлять и утешать большое количество осужденных христиан.

    

Святой Климент Римский

Благодаря подвижничеству святого Климента численность христиан значительно увеличилась, а языческие идолы были разбиты. В ответ на это император Траян отправил в Херсонес специального посланника для наведения порядка, который приказал привязать святого Климента к якорю и утопить в море. Позже мощи его были обретены, по преданию, равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом – равноапостольным Мефодием) около 861 г. и перенесены в Рим.

Поэтому на постсоветском пространстве Херсонес может считаться одним из самых древних мест, где христианство не только распространилось, но и оставило после себя осязаемые знаки своего присутствия в виде дошедших до наших дней остатков древних храмов. И эти древние храмы имели форму базилик. Что мы знаем об этих храмах по данным археологических исследований?

«Базилика Крузе»

Самым первым храмом, с которого начались раскопки, стала «базилика Крузе». Раскопки велись по приказу командира черноморской эскадры и губернатора Севастополя А.С. Грейга. Организация работы была поручена морскому офицеру Г. Крузе, и в результате найденный его экспедицией в 1827 году храм был назван именем этого лейтенанта.

    

Реконструкция «базилики Крузе»

Датой его постройки первоначально считали IV-V века, однако в результате раскопок 2013-2014 гг. в культурном слое храма была найдена монета императора Юстиниана (527-565), что позволяет говорить о постройке храма в VI веке. Стены базилики сохранились на небольшую высоту. Храм представлял собой большую трехнефную базилику (26х18 м) с редкой триконхиальной (трехлепестковой) формой апсиды. Длина алтарной части достигала 7 метров, диаметр боковых экседр (апсид) – 3 м, центральной апсиды – 6 м. Боковые нефы достаточно узкие: в среднем 2,8 м. Ширина центрального нефа – 8 м. Перед входом в нартекс (притвор) сохранились две вырубленные в скале ступеньки, ведущие в храм с улицы. С улицы в нартекс (притвор) вели два входа: кроме главного, был еще боковой левый. Базилика была сложена из больших тесаных известняковых блоков. В притворе базилики находились гробницы, высеченные в скале. Пол был покрыт мраморными плитами.

    

Г. Крузе не закончил раскопки из-за начавшейся в Севастополе эпидемии чумы. При доследовании, проведенном более чем через полвека, внутри базилики было найдено большое количество обломков мраморных плит алтарной преграды, украшенной крестами, резные капители колонн и карнизы, обломок мраморного голубя, остатки греческой надписи, монеты императоров V-VI и IX-XI вв. Храм просуществовал примерно до рубежа X-XI века, затем на его месте был устроен некрополь.

«Уваровская базилика»

Главным храмом Херсонеса был собор, который носит условное название «Уваровской базилики». Это имя он получил, так как был раскопан графом А.С. Уваровым в 1853 году.

    

Раскопки «Уваровской базилики». Гравюра ХIХ столетия

Временем постройки базилики считается конец V – начало VI веков. Данный храм был самым крупным во всем средневековом Крыму. Его длина храма составляла 50 метров, а ширина – 22 метра.

Основной неф имел длину 36 м, а ширину – 11 м. Боковые нефы были ниже и к тому же вдвое у́же. Они имели внутри аскетичный вид, так как снаружи не имелось окон. Полы были выложены мозаикой.

Перед храмом располагался окруженный галереями двор (атриум) с фиалом (емкостью для омовения). Из атриума через экзонартекс (внешний притвор) можно было пройти в нартекс (внутренний притвор), а далее в среднюю часть базилики.

    

Реконструкция «Уваровской базилики»

Возле храма с южной стороны была построена крещальня (баптистерий), еще один небольшой храм и служебное помещение. Если предположить, что этот большой храм являлся кафедральным собором, то данное помещение могло быть резиденцией епископа.

Главный храм располагался в одном из ключевых кварталов города. И, что очень интересно, экзонартекс этого храма вписывался в систему городских улиц – можно было пройти сквозь внешний прнитвор и выйти в другую часть города. С соборного двора можно было попасть в расположенный рядом великолепный и обширный баптистерий.

В центре здания располагалась круглая купель, дно которой было облицовано мрамором. Вода в купель для крещения поступала из крупного бассейна по трубе, проложенной под полом сооружения. После совершения Таинства вода сливалась в специализированную, так называемую «непопираемую» яму, находящейся за пределами здания. Размеры базилики и самой купели наводят на мысль, что в VI-Х вв. широко практиковалось крещение не только детей, но и взрослых язычников, коих было предостаточно. Некоторые ученые полагают, что именно здесь (или в храме святого Василия – «Западной базилике») мог креститься святой равноапостольный князь Владимир, а в главном храме комплекса он мог венчаться с византийской принцессой.

    

В. Васнецов. Крещение князя Владимира

Неизвестно, как он назывался в те времена. Предполагаемые названия: храм святых апостолов Петра и Павла, храм Рождества Богородицы, Софийский и другие.

    

Со временем «Уваровская базилика» Херсонеса неоднократно перестраивалась. Это было связано с увеличением числа населения и, соответственно, верующих. Самая последняя и капитальная перестройка осуществилась в X столетии. Разрушена базилика в XIII веке.

«Базилика 1935 года»

Самым узнаваемым храмом Херсонеса благодаря поставленным колоннам и восстановленному порталу является так называемая базилика 1935 года. К сожалению, никому сегодня не известно, как именовался этот христианский храм в средневековом Херсонесе, а потому называется он по году открытия раскопками Г.Д. Белова в 1935 году. В названии отражен также и архитектурный тип храма – базилика.

    

Базилика после реставрации. 1935 г.

Хорошая сохранность фундаментов и частей стен, фрагментов мозаик и мраморных плит пола в апсиде и нефах, колонн и других деталей позволили провести частичную реставрацию памятника. Были установлены семь колонн, на три из них водружены капители.

У данного храма было как минимум три этапа существования. Первый храм имел трехгранную апсиду, на константинопольский манер, и был построен в V в.

Затем по непонятным причинам спустя примерно столетие храм разрушился, и на его месте была построена известная нам базилика с полукруглой апсидой. Однако и она была разрушена, и на ее месте ориентировочно в Х столетии возвели маленькую церковь, уместившуюся в среднем нефе предыдущей. Интересующий нас храм, подобно другим базиликам Херсонеса, представлял собой прямоугольное в плане здание с восточным полукруглым выступом – апсидой. Внутреннее пространство храма разделялось на три части (нефа) продольными рядами колонн, по шесть в каждом нефе. Размеры здания по центральным осям – 32,5×18,5 м, средний неф был вымощен мраморными плитами, боковые нефы выложены мозаикой. Базилика имела два притвора – внутренний и внешний.

Базилика 1935 года. Макет.jpg    

Реконструкция базилики 1935 г.

Самый узнаваемый памятник Херсонеса продолжает оставаться одним из самых загадочных. Высказывается, например, предположение о существовании здесь в позднеантичный период иудейского молитвенного дома – синагоги, так как при раскопках в нижних слоях было найдено изображение меноры.

    

Литургическое пространство базилики 1935 г. Реконструкция Э.Н. Карнаушенко

«Восточная базилика»

Самым древним храмом Херсонеса, по всей видимости, была «Восточная базилика», находившаяся в самом конце главной улицы. Ее строительство связывают с именем одного из херсонесских святителей – святого Капитона.

Святой Капитон, прибыв в город, убеждал приверженцев язычества, собравшихся у стены города, принять христианскую веру. Язычники предложили епископу продемонстрировать силу Бога: «Если тебя, вошедшего в одну из печей, не сожжет огонь, то мы уверуем в проповедуемого тобою Бога», то есть обязались креститься, если епископ войдет в печь для обжига извести и пробудет там условленное время. Епископ выполнил условие, «сотворив молитву, по возглашении диаконом "вонмем", тотчас вступил в печь, оградив себя оружием креста, и пробыл в ней довольное время, молясь и шевеля устами, о чудо! Затем, вложив в лоно уголья, он вышел невредимым силою Духа». Пылкая проповедь святого и чудо, свершенное по его молитве, привели к крещению горожан и возведению на месте языческого комплекса церкви во имя апостола Петра.

Тексты житий сообщают о строительстве церкви: «Повелев тотчас построить крещальню из обожженной извести, всех окрестил в ней […] воздвиг он и храм, примыкающий к ней, во имя первого и верховного из апостолов Петра». Скорее всего, христиане разобрали античные языческие храмы на территории Восточной площади и положили начало формированию нового христианского культового комплекса. Он изначально уже включал в себя церковь и баптистерий. Фрагменты античных построек могли быть использованы для возведения христианского храма, что в значительной степени способствовало ускорению процесса. Принято считать, что церквей было две: ранняя и сменившая ее поздняя базилика, остатки которой сохранились на площади и сегодня. Действительно, известны находки, которые могут быть отнесены к раннему периоду существования христианского комплекса. Среди них три плиты. Первая была открыта на территории Херсонесского некрополя. На ее лицевой стороне в рамке изображен Христос – безбородый юноша с нимбом, подающий руку тонущему Петру. В настоящее время плита хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже.

    

Христос и апостол Петр. Плита из Эрмитажа

Вторая, так называемая парижская плита, хранится в Лувре. На лицевой стороне, в рамке, изображен Христос в виде безбородого юноши с нимбом, протягивающего правую руку в жесте благословения.

Плита из Лувра.jpg    

Спаситель. Плита из Лувра

Существует и третья плита – херсонесская. Она была найдена близ «Восточной базилики». На ее лицевой стороне видна верхняя часть рамки, а под ней – следы изображения головы. Сохранившийся фрагмент текста расшифровывается как «Господь Иисус…» Ученые датируют эти памятники концом IV – началом V века. Несомненно, все три плиты принадлежали одному литургическому пространству. Сохранившиеся сюжеты связаны с морской и водной тематикой. Допустимо предположение о возможной принадлежности плит ограде крещальной купели.

Таким образом, в Восточной части Херсонеса в конце IV столетия начал формироваться христианский комплекс, связанный с почитанием апостола Петра. Он состоял из базилики с нартексом и экзонартексом, крестообразной усыпальницы, баптистерия и вспомогательного помещения. Сохранившиеся фундаменты базилики историки датируют по-разному, от конца IV – начала V в. до конца VI – начала VII в.

    

«Восточная базилика» с усыпальницей. Макет

Базилика была построена на скальном основании и представляла собой трехнефное сооружение, с мозаичными полами, облицованное внутри мраморными плитами. Размеры в плане составляли 34,6×16,4 м. С северной стороны к базилике была пристроена крестообразная усыпальница. В усыпальнице было открыто несколько могил. Скорее всего, это было место погребения мирян – ктиторов храма апостола Петра.

Сооружение имело сводчатое перекрытие, высота строения составляла около 6 м, толщина стен – 0,98 м, длина и ширина ветвей составляла 4,9 м. усыпальница имела три входа, с западной стороны: один в западной ветви креста, два других – в южной и северной ветвях.

Церковь просуществовала до Х века.

«Западная базилика»

В 1891 году уроженцем Могилёва К.К. Костюшко-Волюжиничем в результате раскопок был обнаружен храм, который получил именование «Западной базилики». Базилика была расположена в западной части городища, на обрывистом берегу в месте, где находилась западная крепостная стена. Комплекс Западной базилики Херсонеса является одним из интереснейших памятников истории и архитектуры древнего города. Он возник как мемориальный храм, связанный с именем священномученика Василия, епископа Херсонесского, и его преемников. Священномученики Херсонесские были сиро-палестинскими миссионерами, епископами, проповедовавшими Христа в Херсонесе в IV веке.

    

Икона семи священномучеников Херсонесских

Святители Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор претерпели мученическую кончину от рук херсонеситов. Святитель Ефрем также стал мучеником в одной из областей Причерноморья. Епископы Еферий и Капитон при поддержке Константинополя совершили коренной перелом в жизни Херсонеса. Благодаря христианской политике императоров, проповеди святителей и их чудесам жители Херсонеса стали исповедовать Христа. Позже, в начале VI встолетия, на месте захоронения святых епископов Херсонесских, которые пострадали от язычников, была построена «Западная базилика», скорее всего, в честь святого Василия, а над его мощами – крестообразный мартирий.

Открытое К.К. Костюшко-Волюжиничем строение представляла трехнефную базилику размером 35×21 м с пятигранной снаружи и полукруглой внутри апсидой с синтроном (так называется дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря и идущая вдоль стены главной апсиды храма – прим.). Полы боковых нефов были украшены мозаикой, а центральный неф – мраморными плитами. Стены храма были расписаны фресками. В боковых нефах имелись мозаичные полы, а пол центрального нефа был вымощен небольшими квадратными мраморными плитками. Средние, главные двери открывали редко, в особо торжественных случаях, на что указывает разная стертость дверных порогов.

Западная базилика была одним из наиболее почитаемых храмов Херсонеса. В ней находились обретенные святым равноапостольным Кириллом мощи святителя Климента, папы Римского.

    

Обретение мощей священномученика Климента, папы Римского, близ Херсонеса.
Миниатюра из Менология императора Василия II

История базилики оборвалась из-за произошедшего в Северном Причерноморье в ХI веке масштабного землетрясения. Храм не смог пережить эту катастрофу и более уже не восстанавливался.

54324313123.jpg    

Данный список херсонесских базилик является далеко не полным. Но даже из него мы можем сделать вывод о широком распространении христианства в I тысячелетии в северном Причерноморье и о его влиянии на окрестные народы и страны, в том числе на Русь. Из этого перечня видно, что в данный период именно базилика была главным типом христианского храма. За всю свою историю Херсонес с его храмами опустошался несколько раз, и каждый раз возрождался из пепла, как птица Феникс. Но в 1399 году темник Едигей предает город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено. К сожалению, город и его храмы дошли до наших дней только в виде фундаментов и развалин. Эти развалины не только впечатляют и свидетельствуют о богатой истории данного места, но и заставляют нас задуматься о духовных причинах катастрофы, постигшей это место и его жителей. Грозные слова Предтечи «уже и секира при корне дерев лежит» (Лк. 3. 9) относятся к нам так же, а может быть, и более, чем к древним слушателям Благовестия.

Протоиерей Александр Велисейчик, доктор теологии

Приходы

12 ноября 2024 г.