Воспоминания о жизни духовенства Православной Церкви важны для современного общества по двум причинам: во-первых, речь идет о пастырях, которые, несмотря на равнодушие, пассивность, разочарование, тотальное уныние и неверие народа, являются лучами христианского света во тьме невежества и атеистического мрака; во-вторых, они приобщают человека к бесценным духовным сокровищам Православной Церкви, несмотря на все человеческие слабости, грехи, пороки и недостатки многих церковных деятелей в истории человечества.
В последние годы немало написано книг и статей о жизни и пастырском служении настоятеля Свято-Покровского храма г. Судак, наместника Свято-Стефано-Сурожского мужского монастыря игумена Никона (Демьянюка). На наш взгляд, игумен Никон принадлежит к числу тех православных священнослужителей, которые своим ревностным служением Православной Церкви, делу церковного просвещения, педагогике, образованию и воспитанию сформировали образ христианского доброго пастыря и актуализировали активное присутствие Православной Церкви в жизни современного общества.
Николай Владимирович Демьянюк (игумен Никон) своей любовью к храму и православному благочестию был обязан своим родителям Анне Казимировне и Владимиру Фроловичу Демьянюкам. Они открыли Николаю мир духовной красоты и неисчерпаемое богатство мира православных подвижников веры и благочестия. Самое же важное — Николай научился любить жизнь во всех ее проявлениях и в любых обстоятельствах (радость и скорбь, достаток и лишения). До конца своих дней он был искренне благодарен и признателен своим родителям за то, что они сумели открыть ему широкие горизонты духовной жизни и целостного христианского бытия.
Без сомнения, многогранная деятельность игумена Никона известна практически каждому горожанину Судака и многим православным христианам всего Крыма. Его многотрудный, тернистый путь христианской жизни, педагогики и подлинного пастырства начался в атмосфере офицерской доблести, воинского служения Отечеству.
После окончания Симферопольского военно-политического строительного училища в 1995 году лейтенант Демьянюк был направлен в подразделение морской пехоты, которая базировалась в Кизилташе (пос.Краснокаменка).
Воцерковление молодого студента военного училища Николая Демьянюка проходило в храме Всех Святых города Симферополя в качестве чтеца. Глубоко символично, что четверть века спустя служение в этом храме возглавил воспитанник игумена Никона.
Можно сказать, что формирование христианского аскетического образа жизни будущего ревностного монаха начинается с военного дела, где послушание, смирение, выполнение приказов и достижение поставленных целей всегда связаны с самоограничением, духовным подвигом, укреплением воли, дисциплиной и самоотверженностью. Иными словами, он научился по-настоящему служить двум Отечествам — земному и небесному, сохранив навсегда в своем сердце слова святителя Филарета Московского: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество — ты примешь жизнь и венец на небе».
Таланты отца Никона как педагога и духовного лидера проявились в воспитании воинов. Священноначалие направило его в воинскую часть, в первую очередь, для духовно-нравственного назидания военнослужащих, для проповеди о ценностях христианства. Он был одним из первых армейских священников, как сегодня принято говорить был профессионалом капелланского служения среди морских пехотинцев — гордости армии и флота. Военный священник морских пехотинцев 22-летний отец Николай (будущий, игумен Никон), был правящим архиереем назначен настоятелем в Свято-Покровский храм г. Судак.
Как свидетельствует Светлана Белова в своей книге «Шляхтич»: «Офицер Демьянюк и священник отец Николай находил в себе силы и мужество преодолевать непонимание начальства. В нём чувствовались какая-то непреодолимая сила и твёрдость характера, несгибаемость воли».
В 1998 году в Свято-Троицком соборе г. Симферополя состоялся монашеский постриг священника Николая с наречением нового имени (в честь прп. Никона, игумена Киево-Печерского), а в 1999 году отец Никон был назначен Священным Синодом на должность наместника в возрождающейся Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь в пос. Кизилташ.
В начале своего пастырского и миссионерского служения молодой священнослужитель начал инициировать духовно-просветительские встречи с военнослужащими, а также школьниками и учителями в общеобразовательных школах. Сначала батюшка стал приходить с духовными беседами на так называемые классные часы к старшеклассникам. Затем проводить подобные духовные беседы изъявили желание и другие педагоги, классные руководители среднего звена школы. Позже была организована церковно-приходская воскресная школа для маленьких прихожан. Веселые праздники, проводимые при храме, привлекали молодых родителей и ребятишек. Затем воскресная школа из празднично-развлекательной (хоть и духовно направленной!) перешла в познавательную учебную деятельность.
Постепенно отец Никон приобретал в городе все большее уважение и популярность в хорошем значении этого слова. В 2000 году, в день памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца, состоялся первый праздник в воскресной школе. Радостно звучали стихи и песни, а чаепитие и подарки для детей создавали атмосферу не только праздника, но и настоящего домашнего уюта, тепла и заботы. Затем праздник Рождества Христова, Масленица, Пасха, день святых Жен Мироносиц — творческая работа в воскресной школе закипела! Постепенно, на фоне организации и проведения церковных праздников возникает необходимость в церковном просвещении и богословском знании. Так начинаются занятия в воскресной школе. Дети изучают подробно и с огромным интересом Закон Божий. Экзамены, творческие конкурсы, поисковые работы, научно-исследовательские труды детей, самоотверженная работа педагогов, ежегодные рождественские и пасхальные конкурсы и концерты стали настоящей мозаикой будущей широкомасштабной деятельности Церкви в Судаке.
Отдельного внимания заслуживает вопрос отношения отца Никона к книге и формированию библиотеки. Нет сомнения, что для большинства прихожан огромная церковная библиотека с редкими книгами стала кладезем духовных сокровищ и богословских знаний. Батюшка постоянно делал акцент на том, что собранная им библиотека должна развиваться и приносить реальную духовную пользу. Он считал, что именно в духовно-нравственной, назидательной и богословской литературе человек может найти смысл истории человечества и своей собственной жизни. Чтение богословских книг — это постоянно обновляемый, духовный диалог с пророками, апостолами, святыми, богословами и религиозными мыслителями из прошлого, настоящего и будущего. Он стал инициатором творческих конкурсов, в ходе которых дети и педагоги должны были пользоваться книгами из церковной библиотеки.
Важно отметить педагогический талант отца Никона. Призовые поощрения, награды, подарки за участие в конкурсах — стимулировали желание многих детей и педагогов участвовать в различных викторинах и церковных мероприятиях. Вышедшие за рамки храма все эти мероприятия, являются важнейшей миссией в популяризации духовных ценностей среди населения. Интересные, живые беседы со старшеклассниками и учителями были очень важны и приносили несомненную духовную пользу. Острые вопросы, критика, дискуссии, споры и настоящая философская полемика закладывали фундамент будущей глобальной духовно-нравственной работы с молодежью и церковного просвещения.
Игумен Никон был не просто добрым пастырем, а в каком-то смысле духовным отцом многих горожан Судака. На его воскресные проповеди, духовные беседы с народом Божьим прихожане собирались со всех концов города.
В своих духовных наставлениях игумен Никон отмечал, что выбор профессии изначально должен быть актом самоотверженной и жертвенной любви к Богу и человеку, и никак не браком по расчету, выгоде или конъюнктуре. Будущим священникам, семинаристам он напоминал о том, что служение в Церкви — это не работа, не профессия, а сама жизнь в Боге, преданность Церкви и призвание. При этом не забывал отмечать, что мир церковного бытия, храмовой жизни без общения и любви — все равно, что созерцание водителем в быстронесущемся автомобиле движения людей за окном.
Батюшка отмечал, что человеку иногда легче решить сложную математическую задачу, нежели разобраться в своих мыслях, желаниях, способностях, понять внутренние религиозные и психологические переживания. Он говорил, что человека с детства приучают соблюдать правила личной гигиены, приобщают к спорту, зарядке, правильному питанию, регламентированному отдыху и здоровому образу жизни. Но не менее важно, напоминал игумен Никон, научиться молиться Богу, по-настоящему понимать и анализировать свои внутренние переживания, стремления, интересы, увлечения, чувства, а главное, выстраивать свои отношения с другими людьми на основе христианской любви и уважения. Сам отец Никон никогда не распивал спиртные напитки, питался очень мало и скромно. Он говорил, что окружающие нас люди — посланы нам самим Богом на нашем жизненном пути.
Необходимо отметить, что батюшка свято уважал и соблюдал церковный устав, посты, был строг и суров к себе.
Согласно христианской аскетике, человек является хозяином своей жизни, а не игрушкой своих грехов, страстей, пороков, слабостей, недостатков и жертвой собственного духовного невежества. Игумен Никон учил, что сложные процессы современной жизни, интенсивность информационных и коммуникационных воздействий могут травмировать психику человека. Именно поэтому христианин должен понять сущность христианской аскетики, которая помогает человеку выработать защитные механизмы. Правильно организованная духовная жизнь защищает человека от религиозных драм, духовной прелести, самообмана, заблуждений и психических травм. Батюшка много говорил о значении аскетики в жизни христианина, о духовных подвигах и воздержании, но при этом он никогда не был угрюмым, печальным и грустным. Он умел поддержать человека, отвлечь от тоски и уберечь от депрессии. В борьбе с унынием и малодушием игумен Никон отводил особое место чувству юмора и тонкой иронии. Он считал, что юмор помогает нам бороться с гордыней, тщеславием и превозношением. В трудные минуты жизни, когда нам приходится противостоять нападкам лукавого, доброе расположение духа возвышает человека над пропастью пустоты и отчаяния.
Все кто знал батюшку лично, отмечают, что с ним можно было часами говорить на разные темы: от истории Древнего Рима, Византии до последних достижений науки и техники. Он умел делиться своими знаниями о православной вере, истории и литературе. Нет сомнения, что созданный им уникальный духовно-просветительский центр, является пламенеющей лампадой веры, духовного и интеллектуального развития Судака. Коллекция редкостных книг, многотомные собрания сочинений, православные энциклопедии, справочные издания по истории и литературе, словари, альбомы по иконографии, дореволюционные карты, путеводители по монастырям, антикварные фолианты являются частью духовной сокровищницы всего Крыма.
К числу многих талантов игумена Никона можно отнести дар живой коммуникации и умения организовать людей в вопросах строительства, возрождения и финансирования многих церковных проектов. Батюшка умело распоряжался финансами, все, что необходимо было для благолепия и украшения храмов, он с чувством высокой эстетики мог приобрести. При этом сам в быту он был очень скромен, не позволял себе роскоши и излишеств.
В свое время профессор Киевской духовной академии, архимандрит Нестор (Соменок) (+2023), размышляя над страницами истории Православия на Руси, иронично отмечал, что в Церкви есть христиане, которые работают монахами, а есть те, кто служит жертвенно Богу, горит как свеча верой и любовью.
Именно Игумен Никон был настоящим монахом, подвижником, для него монашество было не внешним атрибутом духовности и «духовных скреп», а кровеносной системой всего духовного бытия.
Важно отметить, что монашество — это не набор отвлеченных средневековых умозрительных положений, не абстрактная теория аскетики, не нравственная, патетическая демагогия интерпретации христианской реальности, но динамичное духовное живое знание Бога, полученное на тернистом пути борьбы со своими слабостями и пророками. Батюшка учил, что путем свободного и волевого самоограничения, подчинения своей жизни христианским аскетическим идеалам, христианин, уповая на милость Бога, реально может преодолеть греховную самоизоляцию, эгоцентризм и переместить свой пустой и серый мир в оазис духовного мистического бытия Православной Церкви. Именно в Церкви христианин обнаруживает возможность самореализации и возможность единения с Богом.
Скажем и об увлечениях игумена Никона. Он любил небо, самолеты и конструирование. Достаточно подробно изучить авиомоделирование, которое он вел в техническом кружке для воспитанников воскресной школы, чтобы непосредственно уловить его дух, устремлявшийся всегда ввысь к небесам и Богу. Живя своей мечтой, любовью к самолетам, игумен Никон высказывал свое всегдашнее полное самоотречение, отказ от эгоцентрического тщеславия. Мы не вправе объяснять волю Бога, «вершить судьбы мира», но по нашему мнению, Бог сам решил использовать мечту и сердечную привязанность игумена Никона к небу, когда воззвал его к себе посредством авиакатастрофы…
Конечно, завистники, циники и злопыхатели скажут, что по грехам такая трагическая авиакатастрофа, но глубоко верующие люди, философски осмысляющие жизнь, отметят, что Бог даже смерть посылает лучшим на земле посредством мечты и настоящей привязанности сердца. Как здесь не вспомнить слова русского поэта первой волны эмиграции — Семена Абрамовича Луцкого:
Уходят лучшие… И с каждым днем
Все сиротливее, все одиноче,
Живые, мы тугую жизнь плетем,
Готовимся к непостижимой ночи…
Как не сказать Творцу — благодарю —
Душа живет, и не мечтой о хлебе,
Все помнит сердце первую зарю
На русском помутневшем небе…
О, славный век, сопутствуй и учи,
Век жертвенного пробужденья,
Когда пробились нежные лучи
Сквозь тучу темного терпенья…
Отец Никон за двадцать лет своего священнического служения отдал немало сил становлению церковной жизни во всём её многообразии, словом и, прежде всего, личным примером, убедительно свидетельствуя о живой и деятельной вере. Под его водительством церковная жизнь прошла через все сложнейшие вызовы и испытания нового времени. Время, которое выпало на долю игумена Никона, имело особенное историческое значение, потому что совершались глубочайшие изменения в церковно-приходской жизни города Судака. Под его началом было отреставрировано и открыто около десяти храмов в Судакском регионе, открыт уникальный просветительский центр, благодаря которому Церковь заняла достойное место в социальной и духовной жизни судакчан. Огромный вклад внес почивший наместник в развитие возрождающегося из руин Кизилташского Свято-Стефано Сурожского мужского монастыря, близко к сердцу принимая все его скорби и радости.
Жителям города Судака игумен Никон запомнился как ревностный и пламенный проповедник, а также твердый и непоколебимый служитель Божией Правды, который осуществлял свое призвание в рамках жертвенного служения и плодотворного подвига во славу Матери — Церкви.