В ходе прошедшего 24 октября 2024 года в Москве заседания члены Священного Синода приняли решение относительно порядка рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство.
Ранее по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни провела исследование вопроса о возможности совершения отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство под воздействием суицидальных групп («групп смерти») или под иным деструктивным влиянием. Состоялись консультации и семинары при участии опытных пастырей, педагогов и психиатров.
Комиссия со скорбью констатировала, что неустойчивость подростковой и детской психики, особенно подпавшей под воздействие злоумышленников, пользующихся манипуляциями или шантажом, в частности, в суицидальных группах («играх смерти»), может привести детей или подростков к совершению суицидальных действий. Подобное состояние может рассматриваться как состояние «вне ума» по выражению 14-го правила патриарха Тимофея Александрийского, предусматривающего возможность церковного поминовения людей, наложивших на себя руки в таком состоянии.
Комиссия подготовила предложения, касающиеся порядка рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство. Эти предложения были разосланы в епархии Русской Православной Церкви для получения мнений епархиальных Преосвященных с уточнением, что отсутствие ответа будет рассматриваться как согласие с предложенным проектом. В предусмотренный для направления ответов период, помимо положительных отзывов, отрицательные отзывы поступили только от трех иерархов. Кроме того, поступило несколько предложений по внесению поправок в проект — в основном они касались возрастных категорий.
Священный Синод с глубокой скорбью отметил актуальность проблемы участившихся случаев намеренного доведения подростков и детей до самоубийства, в том числе посредством шантажа, манипуляций или использования иных деструктивных методов, подавляющих критическое мышление и естественную осторожность жертвы.
Участники заседания напомнили, что сознательное самоубийство, к примеру, «от обиды человеческой, или по какому-то иному поводу от малодушия» (Тим. Ал. 14) есть тяжкий грех, препятствующий совершению церковной заупокойной молитвы о наложившем на себя руки. Тем более тяжким грехом является намеренное доведение до самоубийства.
При этом, имея в виду 14-е правило патриарха Тимофея Александрийского и основанное на этом правиле синодальное определение от 27 июля 2011 года относительно возможности отпевания лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, а также принимая во внимание неустойчивость подростковой и детской психики и её подверженность манипулятивным влияниям извне, Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил определенный порядок рассмотрения обращений о совершении отпевания ребёнка или подростка, совершившего самоубийство.
Так, вопрос о возможности совершения отпевания и дальнейшего церковного поминовения ребёнка (подростка), совершившего самоубийство, рассматривается епархиальным архиереем или уполномоченной им для рассмотрения подобных вопросов епархиальной комиссией, порядок работы которой определяется епархиальным архиереем. При рассмотрении ситуации членами комиссии (или по её поручению — благочинным по месту события) опрашиваются свидетели, могущие подтвердить, что упомянутый ребёнок (подросток) имел устремление к Богу, вёл нормальный для своего возраста образ жизни, не позволяющий ожидать от него суицидальных действий, или что он подвергался разрушительному воздействию организаторов «групп смерти», шантажа и манипуляций, значительно превосходящих или подавляющих его критическое мышление и естественную осторожность. Также для принятия решения могут быть рассмотрены заключения правоохранительных органов (доследственной проверки) и результаты психолого-педагогической экспертизы, если соответствующие документы будут предоставлены комиссии.
При заключении епархиального архиерея или епархиальной комиссии о невозможности совершения отпевания священнику следует предложить родственникам совершить «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», утвержденный синодальным определением от 27 июля 2011 года, а также, в случае просьбы родственников о поминовении умершего, совершать таковое в своей домашней молитве словами преподобного Льва Оптинского, как это предусмотрено в том же синодальном определении: «Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу раба́ Твоего́ (имярек): а́ще возмо́жно есть, поми́луй. Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне в грех моли́твы сей мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́».
Синод напомнил, что в любой ситуации священнику надлежит проявить сострадание родственникам скончавшегося, обратив к ним слова утешения; разъяснить им, что их отношения с ребенком, наложившим на себя руки, не закончились и он нуждается в их вере и молитве; призвать их к молитве об усопшем несовершеннолетнем, к деятельной христианской жизни, непременно включающей регулярное посещение храма и участие в Таинствах Церкви.