20 октября 2024 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, день памяти святого собора святых Таврической духовной семинарии священномученика Николая Казанского митрополит Симферопольский и Крымский Тихон возглавил Божественную литургию в храме Трёх Святителей города Симферополя. Владыка обратился к присутствующим с проповедью, в которой, в частности, сказал:
«В Ветхом Завете есть особенность, которая пронизывает всё Священное Писание Ветхого Завета: выйти из среды людей. Авраам выходит из места своей жизни и уходит в Святую землю. Моисей выводит избранный тогда народ из Египта. И множество таких же примеров… Но вот Сам Господь Иисус Христос, воплотившийся Бог приходит на землю в самую среду человечества. Он не отделяет Себя внешне от людей. Он доступен для всех. Он идёт по улицам и площадям, и люди кидаются к Нему, хватают за края Его одежды. И в то же время Он говорит такие слова (повторяется сегодня в Послании к Коринфянам): выйдите из среды их и отделитесь, не прикасайтесь к нечистому (2Кор.6:7). Господь погрузился в самую сердцевину грешного человечества. Апостолам Своим Он не сказал: идите в пустыню и живите одиноко; создайте непроницаемую стену для людей… Ничего подобного! Он сказал: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мф.16:15).
Как, принципиально оставаясь в мире, помогая людям, ведя их своим примером в Царствие Небесное, навстречу к Богу, как самим не искуситься и не заразиться этой смертельной болезнью нераскаянного греха, который принимается как норма? Мы, христиане, тоже грешим. Но мы понимаем, что это не норма, это смерть. Совершив зло, мы соединились со своей будущей смертью. Если это зло не будет осмыслено, и человек не будет изменён, это зло останется в нас на вечность. Для этого и дано нам покаяние, чтобы освободиться от этого. Апостол Павел имеет в виду нераскаянные грехи, которые постепенно у людей, которые слишком обмирщаются во всех отношениях, становятся нормой и привычкой. Тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33) — в первом Послании к Коринфянам говорит апостол. Растлевается человек изнутри; растлевается его набранный потенциал — удивительный, спасительный хотя бы от внутреннего собеседования со злом в своей душе.
Всё, что влечёт нас к тому, что не является жизнью по закону Божественному, а является жизнью по законам мира сего, растлевает — то есть даёт тлен, как покойник растлевается, тлеет плоть его. Для того чтобы понять, как идти этим царским путём, призванные жить в среде человечества ученики Христовы, должны оставаться среди человечества, не постигшего ещё бытие Божие, но в то же время не заражаться от него по своей воле тлением зла смерти.
К сожалению, такие периоды жизни всей Церкви бывали. Сегодня мы отмечаем память священномученика протоиерея Николая Казанского. Он учился в этой семинарии, жил в Крыму, был священником. Учиться в семинарии тогда было очень тяжело. Казалось бы: царская Россия; главенствующая религия — православие; государство всячески поддерживает. А вы знаете, что значительная часть революционной смуты зародилась в семинариях? Семинаристы, начиная с 60-х годов XIX века, были самыми ярыми закопёрщиками революционных идей. Доходило до того, что в семинариях начинались бунты; убивали ректоров семинарий; доходило до страшного кощунства в среде семинаристов. Почему это происходило? Виновно было в первую очередь священноначалие, которое не оберегало своих воспитанников от тлетворного разрушительного духа, который тогда стал наступать на Россию, на Русскую Церковь. Когда мы говорим, что в Церкви после революции было множество мучеников, мы должны помнить, что в самом земном организме Церкви зарождались революционные идеи, почерпнутые семинаристами, а порой и преподавателями и священниками, из злых бесед: тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Не то что духовенству и священноначалию надо было ограждать семинаристов от всяческого общения. Они это и делали полицейскими грубыми средствами. Но это вызывало только обратную реакцию. Рождались целые бунты в городах, зачинщиками которых были семинарии: Казань, Вологда, Ярославль, многие города прошли через это. С ужасом смотрело верующее православное русское общество на то, что происходит.
Священноначалие тогда не смогло избрать правильные пути — не ограждением и насилием, а привнесением созидательных сил; приучением семинаристов к творческим возможностям, даваемым Господом Иисусом Христом Его ученикам. Ведь и Сталин, и Подвойский, и Микоян — бывшие семинаристы. Они же были верующими мальчиками, закончившими православные училища, которые в семинарии учились на „отлично“ (как семинарист Сосо Джугашвили до определённого периода). А потом случилось то, что их воспитатели не смогли дать ответы на животрепещущие вопросы; не смогли направить юную энергию молодых людей на путь Христов. Оказалось, что льстивые посулы революционеров — смутьянов и разрушителей — и речи злы оказались сильнее. Была слепота…
Потом эти люди, включая мною перечисленных, уже по-другому смотрели на свою семинарскую жизнь. Сталин как-то сказал маршалу Василевскому: „Как, пригодилась тебе учёба в семинарии?“ Василевский тоже закончил семинарию. Он ответил очень уклончиво, потому что не понимал, что последует после его ответа, а врать он не хотел — был верующим человеком: „Всякое хорошее образование полезно“. Сталин ему ответил: „Да, попы умеют учить и умеют учить разбираться в людях“. Мы знаем поразительное свидетельство Патриарха Алексия, когда ему в укор ставилось заочное отпевание Сталина в 1953 году. Он сказал: „Я отпевал не безбожника“.
Всё Суд Божий… Но какая ответственность у нас, которых Господь поставил — недостойных, слабых, грешных людей — управлять Церковью; какая ответственность, чтобы ученики Христовы, в юные годы пришедшие из семинарии, вышли такими же учениками Христовыми, только более сильными и знающими. Это относится не только к семинаристам. Это относится ко всем. Всё время повторяет апостол: Но вы — род избранный, царственное священство (1Пет.2:9) — не потому что вы элитарные или особенные, лучше всех других людей. Вам Господь дал возможность познать Его. Не все сами делают шаг ко Господу. Многие люди, не сделав этот шаг и не задумавшись даже, не получают той благодати… точнее, получают какую-то благодать, личные откровения, познания, но пропускают мимо ушей. Господь говорит об этом в притче о сеятеле.
Вам надо, с одной стороны, беречься от того, чтобы мир не затянул нас своими многочисленными ложными соблазнами. А для этого надо твёрдо и спокойно держаться той веры и того мировоззрения, которому учит нас Господь; тому воззрению на мир: что плохо и что хорошо; что истинное благо, а что благо ложное. Мы в России особенно подвержены этим соблазнам. Мы говорили сейчас о семинаристах. Да, некоторые даже утверждали, что среди университетов и учебных заведений самыми революционными были семинарии. Есть исследования по этому поводу. Наша способность соблазняться ложью, наша доверчивость, к сожалению, слишком велика.
Когда в 1917 году происходили февральские события, французский посол Морис Палеолог, наблюдая за всем, сказал: „Ни один народ не поддаётся так легко влиянию и внушению, как народ русский“. К сожалению, он недалёк от истины. Мы должны это иметь в виду. Мы должны очень аккуратно соблюдать духовную гигиену; понимать, с чем нам в чувствах своих объединять, а с чем категорически понимать: это безбожье; это враги; это антихрист. Я имею в виду те душевные посылы, которые нам посылаются, а не людей. Людей мы должны щадить, молиться о них, но иногда и от них следует уходить.
В ноябре 1917 года было создано Учредительное собрание. После того как государя вынудили отречься от престола, упразднили монархию, было принято решение по всей России провести выборы, чтобы избрать самых достойных, которые, собравшись вместе на Учредительное собрание, определят, как дальше двигаться России. К сожалению, это всё поддержали многие священники и иерархи Православной Церкви, как они поддержали и февральский переворот. Это потом они думали: Господи, что же мы натворили! А тогда кричали: наконец-то свобода! Кричали будущие мученики, которых бросили в застенки. В ноябре были действительно очень честные выборы. Когда подсчитали, оказалось, что люди выбрали 91% представителей партий, в программах которых террор был одним из инструментов достижений политических целей. Выбрали террористов! 91% депутатов оказались террористами. А мы ломаем себе голову: откуда красный террор, откуда белый террор, откуда сталинский террор… Да его избрали сами люди, наслушавшись бесед злых, дав себя обмануть.
И лишь немногие ученики Христовы стали изгоями, которых не только не слушали, но и гнали и убивали — таких, как священник Николай, ставший мучеником в 1942 году, который оставался на позициях Патриарха Тихона и позициях Церкви.
О таких непростых событиях говорил апостол Павел в своём Послании к Коринфянам.
Хочу от всего сердца поблагодарить отца Андрея, отца Богдана, всех священников храма, семинаристов, преподавателей и воспитателей за то, что что здесь вы стараетесь (это видно и чувствуется) поддерживать и усиливать, распространять тот истинно христианский святоотеческий дух, который никогда не позволит человеку, воспринимающего его в себя, живущего им, далеко уйти на пути, отстоящие от Бога. Даже если он заблудится, дух истины, в изменении и покаянии, приведёт такого человека снова ко Христу. Помощи вам Божией! Храни вас Господь!».