Вспоминая воздвижение Животворящего Креста Господня, обретенного царицей Еленой, мы снова и снова вспоминаем о той великой и страшной жертве, которую принес Всесовершенный Бог для нашего искупления из рабства греху и смерти.
Нам только остаётся с благодарностью принимать этот бесценный дар благодатной жизни и делать всё от нас зависящее, чтобы быть достойными его восприемниками.
А что именно от нас требуется?
Тайна креста заключается в том, что настоящая и высшая радость в жизни – радость духовного торжества и единства с Богом – непременно связана с периодом, который по земным меркам может быть оценен, как неудача, крах, катастрофа… Разные могут быть степени и оттенки того, о чем идет речь, но суть одна: путь в Царствие Божие лежит через смирение, которое иначе не приобретается как в тесноте и скорбях, и неудачах. И нам надо всем об этом помнить, потому что становится модной в последнее время какая-то странная идея о благополучном, сытом и успешном христианстве. Будет вам…
Прежде чем воскреснуть и вознестись в славе – Господь в страшных мучениях умирал на кресте за наши грехи, а апостолы в ужасе и совершенном смятении от вида этой катастрофы – прятались по домам.
И прежде торжества обретения и воздвижения Честного Креста Господня – он несколько столетий пролежал в разрушенном и попранном римлянами Иерусалиме, под земляной насыпью, на которой возвышалось капище Венеры. И язычники вполне вероятно, говорили: ну и что, где ваш крест, «орудие победы» - в земле, среди мусора, в попрании и уничижении. И прежде чем вера Христова воссияла в тогдашнем «цивилизованном мире» – было воздвигнуто жесточайшее гонение, когда казалось, что все самые верные и стойкие последователи Христа убиты, казнены и умучены. Что это – если не крах и полная катастрофа по житейским меркам? И всё по тем же меркам – свидетельство несостоятельности и нежизнеспособности христианского учения.
Так и православную Россию долго расшатывали, разлагали и наконец, обрушили, попрали, осквернили и растерзали в 1917-м году с диким революционным восторгом. И казалось – всё, конец. Но в этом-то и тайна креста, что если мы «страдаем со Христом, то с Ним и оживем, и если терпим, то с Ним и царствовать будем».
Это не означает, что нам специально нужно создавать себе какие-то трудности и придумывать страдания. Больше того, отцы святые говорят, что добрая благополучная жизнь не мешает и не препятствует спасению. Но что они понимают под благополучной жизнью? А они понимают жизнь воздержанную, жизнь в посильном исполнении Заповедей Христовых, жизнь добрую и сострадательную. А такая жизнь в этом мире, который лежит во зле, уже сама по себе не может быть совершенно беспечной и легкой, она неизбежно должна быть исполнена трудностей и скорбей, которые именно связаны с тем, что человек не живет «как все», а старается следовать за Христом, быть христианином по сути своей, а не по названию только. И благополучие такой жизни, действительно доброе, сильно отличается от того, что считает благополучием наш больной и распадающийся мир.
Так что главный урок нынешнего праздника заключается в том, что основание христианской жизни – это верность Христу, и мы все должны быть готовы мужественно и терпеливо переносить связанные с этим скорби и трудности, а не ассоциировать с христианством земной успех, торжество и удачу.
А остальное – да управит Господь!