Епископ Михаил (Грибановский) Обращение православной общественности к богословскому наследию епископа Таврического и Симферопольского Михаила (Грибановского) (1856 – 1898) — одного из самых известных церковных иерархов, православных богословов, апологетов, педагогов и религиозных мыслителей XIX века, в принципе только начинает набирать свои обороты. Решение многих сложных и противоречивых вопросов христианской апологетики, поставленных сегодня перед православными богословами, требует глубокого и беспристрастного изучения философских и богословских трудов епископа Михаила.
Важно отметить, что его книги содержат оригинальные богословские, философские идеи, нравственные, антропологические и психологические векторы, направленные на научно-богословское осмысление мироздания в свете христианского вероучения[1; 2; 3].
Следует обратить внимание, что предложенное мыслителем теоретическое осмысление роли и значения Евангелия в процессах современной культуры неразрывно связано с познанием Бога, с христианским пониманием смысла человеческого творчества, смысла жизни и миссии христианства в мире[8].
Глубоко убеждены, что епископ Михаил (Грибановский) является видным представителем православной богословской мысли, экзегетики и религиозной философии, предложившим целую концепцию познания Бога, мира, человека и Церкви. Многие его теории базируются на православной вере и христианском мировоззрении. Его взгляды носят синтетический характер. Он умело объединяет достижения богословия, религии в сфере духовного воспитания человеческой личности и достижения современной философии, социологии и психологии.
Преосвященный Михаил (Михаил Михайлович Грибановский), епископ Таврический и Симферопольский по праву принадлежит к числу выдающихся церковных иерархов, богословов, педагогов, философов и апологетов Русской Православной Церкви. Родился будущий архипастырь 2 ноября 1856 года по старому стилю в городе Елатьме Тамбовской губернии в семье православного священнослужителя – благочинного городских церквей Елатьмы. Мать будущего церковного иерарха тоже была дочерью священника. С детства Михаил был погружен в атмосферу православного богослужения, изучения Слова Божьего, чтения жития святых, глубоких размышлений о вере, религиозной традиции и русской культуре. Историки отмечают, что ребенку была присуща честность, искренность, прямолинейность и острое чувство справедливости.
Н. Н. Лисовой, доктор исторических наук, исследователь жизни и богословского наследия владыки Михаила, пишет:
«Мальчику было лет шесть, когда их дом, объезжая епархию, посетил епископ Тамбовский, знаменитый впоследствии Феофан Затворник. Михаил сам рассказывал позже, как владыка в их доме, зацепившись за притолоку, уронил клобук с головы прямо ему, шестилетнему, в руки — как бы предуказывая будущий путь в монашестве и богословии»[9, с. IV].
Духовный путь будущего выдающегося христианского богослова, религиозного мыслителя, философа и апологета начитается с поступления в Тамбовское духовное училище. В этом учебном заведении юноша увлекается изучением мировой и русской литературы, социологии, палеонтологии и проникается проблематикой реального социального бытия своих современников. Чтобы дать более полное представление о жизни воспитанника духовной школы не только XIX века, но и современного периода, необходимо сказать несколько слов о духовном образовании. В духовном училище, семинарии и академии человек сталкивается не только с вопросами веры в Бога, поисками основ духовного бытия человека, но и со многими нравственными вызовами и социальными противоречиями (бедность, лишения, карьеризм духовенства, церковное мракобесие, фанатизм).
Митрополит Евлогий (Георгиевский) Достаточно привести фрагменты воспоминаний митрополита Евлогия (Георгиевского), посвященные периоду обучения в семинарии. Он пишет:
«Хотя никто над нами не работал и нас не развивал, само собой в эти годы начинали к нам прививаться пастырские интересы, которые иногда переплетались с юношескими народническими мечтами о служении меньшему брату. Многие из нас вынесли из своих семей, из сел и деревень, где протекало детство в непосредственном общении с народом, смутные чаяния, мечтанья, а также запас воспоминаний о горьких обидах и унижениях. Сочетание богословских занятий, приуготовлявших нас к пастырству, и социальных идей породило то своеобразное «народничество», к которому и я тяготел тогда всей душой. Народ вызывал во мне глубокую жалость. Меня тревожило, что он пропадает в грязи, темноте и бедности... К сожалению, в этих наших запросах мы были предоставлены самим себе, наши воспитатели и преподаватели мало нам помогали, чтобы не сказать больше…Преподаватель практических предметов по пастырству хотя и добрый, религиозный человек, но как светский не внушал нам большого доверия. Когда он в вицмундире иногда горячо говорил нам о задачах пастырства или учил церковному проповедничеству, невольно в душе возникал искусительный вопрос: почему же он, так просто трактующий о пастырстве, сам не идет по этому пути? Когда один из наших преподавателей на наших глазах сделался священником, мы почувствовали к нему особое уважение, которым он дотоле у нас не пользовался»[7].
Как и все воспитанники духовных православных училищ и семинарий дореволюционной России юный Грибановский прошел путь социального расслоения, нищеты, «казенного православия», сомнения, скептицизма, неверия, атеизма и не утратил живой веры в Бога. Он, наоборот, духовно окреп, возмужал и утвердился в вере в Творца — Всевышнего Господа. Будущий выдающийся архипастырь Церкви Христовой, преодолев все искушения карьеризма монахов, лишения и неправду семинарской, академической и церковно-приходской жизни, предавшись воле Божьей, обрел опыт целостного духовного бытия возрастания в традиции христианского созерцания Истины.
Митрополит Антоний (Храповицкий) Так, он писал в 1887 году архимандриту Антонию (Храповицкому):
«Прежде всего, Вы уже знаете, что я всегда желал бы руководствоваться только своими душевными настроениями в согласии со своей совестью, Христом и Церковью. Рост моей души и рост других душ для меня главное. Всякие частные, хотя бы и грандиозные, практические цели для меня важны постольку, поскольку они вытекают органически из возвышенного настроения роста в Бога. Я не стану даже называть это своим теоретическим взглядом. Это — просто требование моего духа. Я опять употребляю здесь нелюбимое Вами слово: иначе я не могу. Совесть и сердце одобряют это, говоря: ты и не должен иначе»[1, с. 74-75].
Известно, что по-настоящему сердце Михаила было пленено философией, нравственным богословием и этикой. Через всю свою жизнь он пронесет любовь к любомудрию, светской науке, литературе, церковной истории и христианскому богословию. В юношестве Грибановский много болел и поэтому с опозданием только в 1879 году окончил Тамбовскую духовную семинарию. Еще в середине богословского класса Грибановский из-за болезни провел один год дома, и после окончания семинарии по той же причине он потерял еще один год.
В 1880 году Михаил поступил на церковно-историческое отделение Санкт-Петербургской духовной академии, где его специализацией стало изучение философии. В академии он слушает лекции известных ученых: А. Е. Светилина, М. О. Кояловича, Н. А. Скабалановича, E. М. Прилежаева, А. Л. Катанского. Студент увлекается историей христианства, идеями славянофильства, христианской апологетикой и религиозной философией.
В 1884 году Грибановский на последнем курсе Санкт-Петербургской духовной академии принял монашеский постриг, а через несколько месяцев был рукоположен в иеромонаха. А. М. Копировский напоминает[5], что Михаил Грибановский стал в духовной академии первым за двадцать последних лет монахом-студентом. Он принимает активное участие в деятельности монашеского братства, ядром которого становятся ректор духовной академии архимандрит Антоний (Вадковский) и многие другие талантливые церковные деятели. Именно в этом братстве Михаил Грибановский впервые высказывает идею необходимости восстановления патриаршества в России, вдохновившую энергичную деятельность в этом направлении своего друга, будущего кандидата на патриарший престол и известного первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей – митрополита Антония (Храповицкого).
Постриг в монашество был совершен 14 января 1884 года ректором академии епископом Арсением (Брянцевым). 29 января 1884 года – рукоположен во иеродиакона, 8 мая 1884 года – во иеромонаха. С этого момента он навсегда всецело посвящает свою жизнь утверждению христианской миссии проповеди Евангелия, служению таинств, богословскому и философскому осмыслению основ церковного бытия, а также жертвенному служению Богу и человеку.
Исследователи подчеркивают, что важной характеристикой будущего епископа была подлинная живая христианская коммуникация, умение быть харизматическим лидером и вести за собой людей к Богу. Нет сомнений, что архипастырский пример и богословские творения епископа Михаила Грибановского по сей день продолжают вдохновлять всех, кто стремится познать Господа и стать на путь служения христианской истине. При жизни Грибановского, отмечают исследователи, его любовь к монашеству и созерцательной жизни мотивировала принять монашеский постриг многих студентов Санкт-Петербургской духовной академии, среди них известные впоследствии церковные иерархи: архиепископ Никон (Софийский) и будущий патриарх — святитель Тихон (Белавин).
Желание постигнуть античную философию и осмыслить историю христианства в парадигме философской рефлексии подтолкнуло Грибановского к написанию кандидатской диссертации на тему: «Религиозно-философское мировоззрение философа Гераклита». Религиозная проблематика для архипастыря была главным предметом всех его исследований, и надо признать именно в его наследии актуальные вопросы современной духовной жизни православного христианина — о роли и месте Евангелия, Церкви в истории человечества, о миссии христианства в культуре, науке и образовании — были не только поставлены, но получили глубокое концептуальное осмысление.
По окончании духовной академии 15 августа 1884 года руководство оставило Грибановского преподавать на должности доцента академии христианскую апологетику на кафедре основного богословия. Обширность и глубина богословской тематики трудов епископа Михаила (Грибановского) очевидна для любого добросовестного исследователя его наследия. Безусловно, сложно рассмотреть все главные темы в богословии архипастыря, поэтому необходимо сосредоточить внимание на христианской апологетике. Честное и беспристрастное исследование апологетики владыки возможно только в одном случае — если исследователь воспринимает его апологетические заключения как некоторое философское и богословское задание, как вектор, который указывает дальнейший путь православного богословия в будущее христианской миссии.
Будущий епископ Церкви Христовой, начиная преподавательскую деятельность в духовной академии, воспринимал богословскую мысль христианства как органическое целое мировоззрения человека. Целый комплекс богословской теории и практики, в котором видится все множество православных имен святых отцов Православной Церкви, богословов, мыслителей и церковных иерархов. Только в этом случае возможно более полно сказать о значении и самой христианской апологетики.
«Православная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения. Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п»[6, с. 7].
Грибановский под христианской апологетикой подразумевал защиту основных доктринальных положений Православной Церкви о Боге, человеке, христианской морали, культуре и вере. Таким образом, излагая основы православного вероучения, он укреплял фундамент целостного православного христианского мировоззрения. Епископ Михаил «был одним из образованнейших людей того времени. Он хорошо знал произведения классиков русской и зарубежной литературы (особенно любил труды Ф. М. Достоевского)»[4].
5 апреля 1888 года Грибановский защищает магистерскую диссертацию на тему: «Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Истина бытия Божия». 10 апреля 1888 года священнослужитель возведен в сан архимандрита, а 1 декабря 1888 года руководство утверждает его на должность инспектора духовной академии.
В 1889 году архимандрит Михаил заболевает воспалением легких, врачи настоятельно рекомендуют ему сменить климат. Священноначалие переводит архимандрита Михаила в Грецию, где он на протяжении четырех лет служил настоятелем посольской церкви в Афинах. 6 августа 1894 года архимандрит Михаил принимает сан епископа с титулом «Прилукского» и его назначают викарием Полтавской епархии. При Крестовоздвиженском монастыре он создает духовную школу проповедничества для будущих пастырей. Архипастырь прекрасно понимал роль и значение проповеди в жизни Церкви. В понимании истории Церкви он демонстрирует помимо богословских, философских и психологических знаний основательное владение искусством убеждать слушающих и просвещать их светом евангельского учения. «В период своего священноначалия в Афинах, Полтаве и Симферополе он показал себя как талантливый церковный организатор»[4].
Епископ Михаил в проповеди и богослужении Церкви всегда актуализировал Слово Божье. Для внутреннего возрождения человека он использует религиозно-нравственные императивы, основанные на Священном Писании Нового Завета. Отметим, что богословское наследие епископа Михаила — это уникальное явление в мире экзегетики, философии, церковной проповеди, нравственного богословия и христианской апологетики. Его аргументированная убедительность в отстаивании основ христианской веры, увлеченность евангельскими сюжетами, исследовательская честность, искренность в вере, преданность Богу и духовная свобода всякий раз побуждают православного христианина и светского исследователя по-новому смотреть на, казалось бы, хорошо знакомые и всем известные аспекты христианского вероучения.
Необходимо отметить, что образованность, подлинная духовность нового архипастыря, любовь к богослужению вызвали большой приток народа в храм Божий. Еще будучи иеромонахом, он писал: «Благотворная приходская деятельность с точки зрения Церкви лучшее и почти единственное ручательство пригодности известного лица в более широкой сфере действия. Церковь издревле с доверием смотрела на таких общественных деятелей, которые в своих приходах показали свое умение служить ближним единственно ради Христа. Только тому, кто верен в малом, может быть поручено многое. И широкая государственная, и узкая приходская деятельность, равно как и все промежуточные степени между ними, для Церкви суть только частные виды одного и того же самоотверженного служения Христу и Его меньшим братьям. Поэтому-то она ко всем им безразлично прилагает одно и то же нравственное мерило, одну и ту же религиозную оценку»[3, с. 489-490].
Архипастырь делает переход от церковной проповеди к обоснованию нравственности, морали, необходимости святости в жизни христианского сообщества. Он не только понимает человека, но и постигает нравственные принципы мироздания, преобразовывает в соответствии с ними повседневное бытие христианина. «Внести церковность в общественную жизнь — это значит дать ей христианский православный смысл подвига ради ближних, поставить ее под нравственно религиозный контроль Церкви»[3, с. 490].
Исследователи пишут: «Признанный религиозно-духовный авторитет своего времени, Михаил Грибановский уже при жизни был широко известен как крупный религиозно-философский теоретик и богослов, выдающийся проповедник и воспитатель семинарской молодежи»[4].
С 30 ноября 1895 года архипастырь становится епископом Каширским, викарием Тульской епархии. С 19 января 1897 года последние полтора года своей земной жизни Михаил был епископом Таврическим и Симферопольским. В Крыму владыка «всемерно способствует развитию просвещения: им открыто несколько школ, увеличено количество вечерних курсов для взрослых, основан книжный склад для продажи и бесплатной раздачи книг народу, он всячески поощряет внебогослужебные собеседования. Для ограждения от сектантства по его инициативе в епархии созданы православные приходские братства»[5].
Слабый организм епископа не выдержал такой нагрузки от многих забот. С июня 1897 года состояние архипастыря непрерывно ухудшается. Предчувствуя свою смерть, владыка Михаил завещал свои книги Симферопольскому духовному училищу, а деньги, полученные от продажи своей известной книги «Над Евангелием»[2], он направляет на издание и раздачу народу книг духовно-нравственного содержания[5].
Антон Павлович Чехов Скончался архипастырь 19 августа 1898 года в Крыму от туберкулеза, в возрасте 42 лет. Среди литературоведов, историков и богословов есть неподтвержденная, но распространенная версия о том, что А. П. Чехов в рассказе «Архиерей»[11] описал жизнь и смерть епископа Михаила (Грибановского)[10, с. XXXV – LXIII]. В рассказе великий русский писатель описывает последние дни жизни архипастыря: «От кровотечений преосвященный в какой-нибудь час очень похудел, побледнел, осунулся, лицо сморщилось, глаза были большие, и как будто он постарел, стал меньше ростом, и ему уже казалось, что он худее и слабее, незначительнее всех, что всё то, что было, ушло куда-то очень-очень далеко и уже более не повторится, не будет продолжаться»[11, с. 79-80].
Духовенство храма Всех Святых Епископ Михаил (Грибановский) был похоронен в левом приделе Александро-Невского кафедрального собора в Симферополе. В 1930 году, после разрушения собора, перезахоронен у храма Всех Святых.
Необходимо отметить, что насущная необходимость актуализации церковной проповеди, христианской педагогики, апологетики и философии епископа Михаила (Грибановского) обращает взор исследователей на нынешние реалии церковной жизни Крыма. Миссионерская направленность, проповедь, служение священнослужителей храма Всех Святых города Симферополя во многом опирается на священные духовные заветы владыки Михаила. Для симферопольцев некрополь храма Всех Святых является священным местом для паломничества в том числе благодаря и тому, что останки архипастыря, педагога и философа покоятся на территории Всехсвятского храма в склепе. Известно, что благословенная крымская земля богата сонмом святых подвижников, которые оставили свой след в истории Православной Церкви.
Храм всех Святых г. Симферополя Хочется верить, что настанет время и будет прославлен в лике святых еще один святитель Божий — епископ Симферопольский и Крымский Михаил, который воистину является героем духа, образцом духовной жизни, миссионером, богословом и проповедником.
Глубоко убеждены, что в эпоху глобальных культурных и социальных трансформаций, утраты вечных метафизических ценностей бытия всего человечества, богоугодная и святая жизнь выдающегося иерарха, духовное наследие архипастыря Михаила станет для православных пастырей и мирян реальным примером жертвенной пламенной веры, духовной ориентации на Истину, преданности Богу на трудном пути духовного бытия.