На днях президент посетил Троице-Сергиеву лавру и поклонился иконе Святой Троицы, которая его ходатайством возвратилась в родную обитель. Событие отрадное в высшей степени! И если мы говорим о необходимости духовных шагов для решения сложнейших проблем нашего времени, то – это, несомненно, один из таких шагов. Потому что без Бога мы не можем творить ничего.
И милость Божия что у нас руководитель государства – православный христианин.
Тем более удивительно, когда от людей, считающих себя православными и церковными, слышишь не то даже, чтобы разумную критику тех или иных решений руководства или тех или иных принимаемых законов, а просто оголтелый бред, исполненный ненависти к руководству вообще и к президенту в частности.
И в этой связи хочу поговорить сегодня на важную, как мне кажется, тему псевдоправославных движений и групп.
Некоторое время назад в одной из соцсетей мне предложили вступить в православную группу «Русская империя». Просматриваю страницу, на первый взгляд всё благообразно и чинно: иконы, праздники, высказывания святых отцов и вдруг – какой-то нелепый фотоколлаж, где В. В. Путин изображен в бабьем платке и предлагает на подносе Курильские острова Японии… В той же ленте можно обнаружить карикатуры на премьер-министра, министра иностранных дел и иных руководителей государства. А популярный в этой среде сочинитель и исполнитель песен, одетый в форму, напоминающую нацистскую, поёт рефреном: «Они чужие, они из тьмы, они на службе у сатаны». Ну, простите, иного определения, кроме как «опасные клоуны» у меня по этому поводу нет. Так что на приглашение вступить в эту группу я прямо ответил, что не приемлю вульгарную и откровенно тупую критику руководства государства и конкретно В. В. Путина. И знаете, что мне ответили? «Так ведь он жидомасон». Ну что тут можно сказать?! Что называется, «без комментариев».
Важное замечание. Групп под названием «Русская империя» в соцсетях много и большинство из них действительно предлагает достойный и полезный контент. Но в эту же среду затесалась и та самая «подрывная» группа, о которой я говорю. В этом-то и опасность, в этом-то и подвох, когда под видом овец православных в стадо Христово внедряются волки в овечьей шкуре.
А ведь таких групп – немало, как в физическом, так и не в «виртуальном» пространстве. Групп, которые к православию приплетают какие-то свои политические, идеологические, культурные, а порой и откровенно экстремистские предпочтения. Забывая о том, что православие в политике и политика в православие - это разные вещи. И если влияние православия на политику, несомненно, желательно и полезно, то влияние политики на православие просто недопустимо, а, прямо сказать и невозможно.
Именно потому, что Церковь сама в конце концов отторгает от себя всякую ложь. Но происходит это не автоматически, а в том числе и при нашем с вами сознательном участии и содействии. И промедление в этом обличении и отвержении сто́ит нам многих жертв из числа «малых сих», то есть тех, кто верует во Христа и хочет быть православным.
Молчать об этом, конечно, нельзя. Мы готовы отстаивать чистоту православия во всех областях общественной и политической жизни всеми законными методами, но мы должны сознательно отмежевываться от всех сомнительных мнений, суждений и методов их воплощения, не имеющих, по сути, к православию отношения.
Только в одном «политическом поле» присутствует сейчас воистину дивное разнообразие «православных» движений и направлений. С одной стороны – «белое» православие, то есть либерально-патриотическое движение, настроенное против коммунизма, но находящее возможным оправдывать, например, Власовщину, с другой – «красное» с его несусветной попыткой приплести к православию Сталина и коммунистическую идеологию. С третьей стороны существует ещё и черносотенное «православие» праворадикального национализма с его суровыми мечтами о «православном халифате», канонизации Ивана Грозного, Григория Распутина и т. д. Причем эти люди дискредитируют саму идею Русского православного национализма, выношенную и выраженную с чеканной ясностью столпами подлинного патриотизма, такими, например, как Иван Ильин.
Я уже не говорю о группах, условно говоря «серо-буро-малиновых», где псевдоцерковные и псевдоправославные идеи перемешаны таким непостижимым и диким образом, что просто диву даёшься, как можно одновременно «надергать» партийных идей у правых, левых, центристов, смешать это всё в какой-то жуткий винегрет и притом доказывать всем, что именно это и есть самое «настоящее», исконное православие.
Опасность таких смешений уже не только чисто духовная, она переходит и в сферу общественной и политической жизни. Возвращаясь к помянутой группе «Русская империя», скажу, что, потратив время и полистав основательно её ленту новостей, я пришел к изумительному и неожиданному выводу. Вот если бы нужно было ЦРУ создать такую «внутриправославную» группу, которая всячески содействовала бы и помогала свергнуть «путинский режим» и разрушить Российскую государственность - то… ничего создавать не надо, потому что такая группа уже есть. А может быть и в самом деле она была создана под чутким руководством «старшего брата». Во всяком случае, впечатление складывается именно такое.
Если «Русская империя» - это скорее «правый» проект, критикующий нынешние власти за их, якобы, либерально-глобалистскую деятельность, то едва ли не большее число подобных групп относится, условно говоря к «левому», то есть прокоммунистическому проекту. В этих кругах декларируется пламенная любовь к русскому народу «вообще» при... всё той же лютой ненависти к руководству страны. Классическая идея о необходимости сменить власть на «настоящую и справедливую», а всех несогласных, мягко говоря, приструнить. То есть навести, наконец, «порядок». И ведь не глупые люди создают эти группы и участвуют в них, но они так мыслят, они эту «святую ненависть», транслируют, заражают ей наивных людей, мечтают о каком-то «справедливом возмездии». И при том уверенно считают себя православными.
С точки зрения Западной пропаганды это чистой воды «полезные идиоты» которые под видом «истового православия» разрушают разом и Церковь, и государство. Этим «иноагентам» и платить не надо, только курировать и грамотно направлять их деятельность. Теплить искру «святой ненависти» и «праведного гнева», ожидая только часа, когда можно будет разжечь пожар «священного» бунта с массовым и беспощадным пролитием крови всех несогласных. Любопытно, что корнями своими большинство этих течений уходит в неосоветские паблики, где всё, что связано с советским прошлым восхваляется и превозносится, а всё, что связано с имперской Россией и ее наследием – очерняется и втаптывается в грязь.
Впрочем, встречается и право-националистический нарратив. Где с одинаковой ненавистью громят как коммунистов, так и либералов, предлагая взамен нечто вроде «национал-церковного» халифата. Слово «церковь» здесь, разумеется, в кавычках, потому что то, что «борцы за справедливость» предлагают в качестве церкви – это лишь очередной идеологический симулякр, созданный людьми «имеющими вид благочестия, силы же его отрекшимися» (Ср.: 2Тим. 3, 5).
Так несколько лет назад некто Александр Калинин в пику так называемому «Исламскому государству» (ИГИЛ) создал экстремистскую организацию «Христианское государство – Святая Русь». Под видом отстаивания православных ценностей, Калинин тогда предлагал использовать те же самые приемы и методы, что и ИГИЛ.
Например, он утверждал, что «нужно, чтобы люди объединялись по религиозному и национальному признаку». Но при этом Калинин как будто не понимал, что закладывает фундамент разрушения существующего государства и создает почву для будущих межэтнических конфликтов. Почему? Ну, во-первых, если говорить о государстве и быть последовательным в развитии идей лидера «Христианского государства», то буддисты должны жить в Бурятии (которая должна стать отдельным государством), евреи (условно говоря) – в Биробиджании, мусульмане – в Татарстане и Чечне, шаманы – в условной Ямалии и т.д. То есть конца и края нет этому разделению, если только отнестись последовательно к воплощению идей Калинина. Ну и, естественно, из всех этих регионов должны будут вытесняться и изгоняться русские и православные. А те, что не захотят уходить, что с ними делать?.. То есть вы понимаете на самом деле, что люди пропагандируют совершенно утопические и опасные идеи, под видом православия и всеобщей пользы. Вот это-то и опасно.
Против этого движения выступила бывшая тогда депутатом Наталья Поклонская и в результате инициированной ей прокурорской проверки организация «Христианское государство» была запрещена, а сам руководитель ее был заключен под стражу.
И вот на Поклонскую (на тот момент - православную христианку) обрушились обвинения в предательстве «своих». Это лишний раз подтверждает, что работа сатаны по подмене истины ложью приносит свои плоды и последствия. И многие люди, не живущие сознательно церковной жизнью, но сочувствующие православию – попадаются в сети, раскинутые апологетами сатанинского «правдоподобия». И сети эти, увы, обширны и разнообразны.
Здесь надо обратить внимание ещё вот на что. Зачастую основателями и активистами этих групп являются представители поколения 90-х. И это по-своему примечательно. Так получилось, что это поколение оказалось оторвано от советской действительности, от всего, что было в той жизни по-настоящему хорошего, но оно не сумело укорениться и в новой России, хотя бы уже потому, что корневая система её сама только восстанавливается после страшных ураганов последнего столетия. Восстанавливается и укрепляется, но не образуется из ничего, из пустоты.
Вот этого понимания и не хватает порой тем, кто, имея благие намерения, не имеет внимания и благоговения к подлинной истории Церкви и Отечества. К истории, которая никогда не пресекалась на Руси, и которая по слову Ключевского, ничему не учит, но жестоко наказывает за невыученные уроки. Главный же урок нашей Русской истории, несомненно, заключается в том, что Царство Христово – не от мира сего. И победа Христа заключается не во внешнем торжестве, благополучии и силе, а в причастности непреложной правде пакибытия. И жизнь христианская протекает по иным законам, чем законы этого мира. И это в первую очередь означает, что мы должны сами быть христианами по духу своему, мировоззрению и поступкам, мы должны благовествовать, а не менять мир административными, силовыми или иными волевыми приемами.
Об этом говорит, например, святитель Иоанн Златоуст, утверждая, что Церковь стремится не к преобразованию общества, а к преображению людей. Вместе с тем, преображение людей неизбежно ведет и к изменению характера отношений между ними, к изменению правил и понятий общежития, и, в конечном итоге, – к преобразованию общества.
И вот ещё о чем хочется сказать в этой связи. Когда бес овладевает людьми, и они создают «Исламское государство», когда они совершают террористические акты и явные злодеяния против христиан – возникает естественный вопрос, какая цель у бесов в отношении православных людей? Думаете смутить, напугать их? Полагаю, что нет. Главная цель иная - вовлечь христиан в тот же самый, бесовский круговорот, только, условно говоря, под иными знаменами. Об этом ясно свидетельствует случай с безумным, но вполне логично и последовательно мыслящим Брейвиком, об этом свидетельствует рост радикально-националистических настроений во всем псевдохристианском мире.
Говорю «псевдохристианском» именно потому, что дух экстремизма – это дух несовместимый с истинной верой и лишение христиан Духа Христова – вот главная цель «человекоубийцы искони» - вдохновителя всех «ревнителей не по разуму». Заставить их думать, что борьба со злом должна быть такой же - радикальной, жестокой и беспощадной, до победного конца, который мыслится в уничтожении и усмирении всех несогласных.
Так неужели же еще не понятно, что один и тот же нечистый дух создаёт и питает псевдоисламские и псевдохристианские группы, чтобы губить души как можно большего числа людей. «Губить души», говорю, и ещё раз подчеркиваю, потому что ревность не по разуму - это не «священная война» за истину, а самая настоящая одержимость.
И главное средство противодействия ей – это рассудительность, которая рождается не иначе, как от опыта церковной жизни, от смирения, кротости и постоянства в доброделании. А не в том, чтобы с легкостью необыкновенной идти на поводу у беса, разжигающего ненависть и вражду между народами.
Действительно христианское государство может появиться у нас тогда и только тогда, когда количество подлинно воцерковленных и православных людей увеличится настолько, что они естественным образом станут формировать повестку жизни страны в целом. Но для этого именно в первую очередь нам надо обратить внимание на чистоту православной веры и жизни – как естественного и необходимого продолжения веры.
И главные вопросы здесь даже не противостояние коллективному Западу или «Исламскому государству», не смена руководства страны, а противостояние страстям и греху во всём постыдном разнообразии их проявления. Противостояние алчности, жестокосердию, сластолюбию, эгоизму… Противостояние посредством исполнения и воплощения в жизнь заповедей Христовых.
Это противостояние, может быть, менее заметно и ярко, чем размахивание черными знаменами «священной войны», оно более рутинно, утомительно и даже «скучно» порой. Но только это противостояние и есть, по сути, основание действительного преображения и возрождения Русской жизни. И именно на это нам надо обратить наше внимание.
Будем помнить, что «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна…» (Иак. 3,17). Станем поверять свою жизнь этими простыми правилами, чтобы нам действительно быть причастниками Божественной благодати и исповедниками православной веры.