Анонс

Валентинов день

вкл. . Опубликовано в Статьи

Виктория Серебрянская

серьёзно о несерьёзном

Отец Серафим (Роуз) в книге «Человек против Бога» назвал основной проблемой ХХ века философию Микки-Мауса: ни к чему не относиться серьёзно.

 

«Другой причиной, другой характерной чертой духа времени, отличной от прошлого, является атмосфера Микки-Мауса. Серьёзность — вот что отсутствует в духе времени. И это отсутствие серьёзности вошло в привычку и в быт: расслабься, относись ко всему легко, важного ничего не происходит, что бы не случилось, не принимай близко к сердцу».
о. Серафим (Роуз)

Вот бич нашего времени, и с его негативными последствиями сталкиваются прежде всего родители и учителя. Потому именно вам, уважаемые педагоги, папы и мамы, адресована эта статья.

 

Самба белого мотылька


Несерьёзное отношение к учёбе порождает несерьёзных специалистов — они строят дома, которые рушатся, не могут поставить больному диагноз и залечивают его до смерти, они занимают руководящие посты и, совершенно ничего не смысля в государственных делах, ведут города и страны к гибельной пропасти. Легкомысленное отношение к выпивке и «кайфу» порождает алкоголиков и наркоманов. Точно так же несерьёзное отношение к теме любви неизбежно порождает громадное количество разводов, а те в свою очередь — безотцовщину, одиночество, тотальное недоверие. Жизнь одним днём превращает нас в бабочек-однодневок: что там будет завтра — наплевать.

И что, круг замкнулся?

Чтобы попытаться хоть что-то изменить в своей жизни, надо самым серьёзным образом пересмотреть отношение к ней. Ничего не случится «по щучьему велению». Наша жизнь — результат нашего же труда.

Мы живём в перегруженном информационном мире, который порождает хаос в понятиях, в мыслях, неопределённость во взглядах и мнениях, несерьёзное отношение к информации в целом, духовное шатание. Давайте задумаемся: разве мы едим бытовые отходы, макулатуру, мусор? Нет, выбираем для своего стола пригодное в пищу, только свежее и полезное, «без ГМО». Так почему же абсолютно не фильтруем информацию, которой «кормим» свою голову и душу?

 

«Нагадал мне попугай счастье по билетику…»

Поговорим об одном из новомодных праздников — «дне Валентина».

Его история изначально порочна. В нём то, чему бы вы на самом деле не хотели бы учить своих детей, от чего многие семьи по-настоящему страдают и распадаются, это культивируется в безобидном, на первый взгляд, празднике — несерьёзное отношение к любви. Отношение, за которым нет никакой ответственности. Смысл празднования сводится к раздаче сердечек и весёлым конкурсам. Это праздник флирта и пошлости, юношеских гормонов. «Валентинки» с признаниями друг другу дарят даже младшие школьники, мало что понимающие в сути той любви, о которой сами и пишут — опять-таки, механически, поддаваясь всеобщей валентиновой эйфории. Старшеклассники и студенты к 14 февраля готовят шоу «Любовь с первого взгляда», вечеринки с неприличными конкурсами и шутками ниже пояса, и всё это — с разрешения руководителей школ и вузов. Вам, взрослым, всё равно или вы не понимаете, что в действительности происходит?

Кто-то возразит, мол, ничего криминального в «валентинках» нет — люди лишний раз скажут друг другу хорошие слова. Ну, во-первых, делать добрые дела и говорить приятное родным и близким мы должны ежедневно, не надо целый год ждать «особого дня». Во-вторых, и об этом с тревогой говорят православные священники, подобными псевдонациональными традициями производится подмена понятий, стирается истинная суть христианской любви, дарованной нам Господом. Любовь — одна из добродетелей христианина, да и, пожалуй, самая главная. Способность жертвовать собой. Она побуждает человека ставить интересы другого выше своих собственных, защищать, опекать тех, кто в этом нуждается, и не ждать ничего взамен. И эта любовь — в осмысленных поступках, а не в бумажных сердечках и пошлых конкурсах. Как говорится, почувствуйте разницу.

 

Гимн «лихорадочной» любви

Празднование «дня Валентина» — калька с языческих оргий, только весьма заретушированных. Это завуалированная, приукрашенная порнография, и в этом её основная опасность. Когда мы видим неприкрытую порнографию, у нас тут же срабатывает фильтр, и мы защищаем детей от этой грязи. Но когда яд спрятан под романтической завесой, фильтры не срабатывают, и дети получают негативный посыл по полной.

История праздника и вся его атрибутика берёт свое начало с древнеримских Луперкалий —фестиваля эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад. Этот фестиваль отмечался ежегодно 15 февраля. В Древнем Риме февраль был официальным началом весны и считался месяцем ритуальных очищений. Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» пишет о том, что очистительные жертвы (убивали козла — для плодородия и собаку — для духовного очищения) приносили для оживления плодородия земли, стад и самих людей. Кровь убитых животных предназначалась для ритуального орошения посевов. Затем юные жрецы нарезали содранные с козла и собаки шкуры полосками, окунали их в священную кровь и начинали ритуальный бег вокруг Палатинского холма, шлёпая кожаными ремнями женщин. Те же, приветствуя такие прикасания, охотно подставлялись, веря, что «очистительные удары» исцеляют от бесплодия.

Во время чувственных вакханалий в этот день обнажённые мужчины дарили грубые ласки всем женщинам, без разбора. То есть главные действующие лица Луперкалий — голые люди, бегающие друг за другом с ремнями из козлиной кожи. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных. Но что поделать — традиция! Ритуал получил у римлян такое широкое распространение, что в нём участвовали даже члены знатных семейств.

Накануне Луперкалий, 14 февраля, отмечался праздник в честь Юноны, богини материнства и женщин, она же — богиня «лихорадочной» любви Juno Februata. В этот день девушки писали своё имя на куске пергамента, который бросали в большую урну. Холостякам, таким образом выбиравшим себе пассию до следующего 14 февраля, ничего не оставалось, как уповать на удачу: какую девушку выберет по жребию, с той и проведёт время в любовных утехах. По меньшей мере, один праздничный день пара должна была провести вместе в танцах и флирте. Если судьба оказывалась к случайным партнёрам благосклонной, то союз по жребию мог перерасти в брачный.

День «лихорадочной» любви обрёл такую популярность, что даже когда большинство языческих праздников было отменено с приходом христианства, этот существовал ещё долго, ну и постепенно превратился… — правильно, в «безобидный Валентинов день», так радостно отмечаемый молодёжью 14 февраля.

А ну как мы назовём языческое жертвоприношение, к примеру, «днём святого Вакха», станет ли этот «праздник» автоматически хорошим? Источник ведь один, только названия разные. Если серьёзно отнестись к содержанию праздника 14 февраля, то в чём же его духовная составляющая? Валентинов день в том виде, в каком мы его знаем, не является христианским, хоть и называется «днём святого».

 

Основа истинной любви

Между тем, вся православная аскетика построена на ответственности. Законы Божьи — это не что иное, как уроки ответственности. Сделаешь другому больно — придётся отвечать. Значит, прежде чем сделать, надо сто раз подумать. Десять заповедей — это, говоря простыми словами, данные нам свыше «правила дорожного движения», «инструкция по эксплуатации». Если, к примеру, телевизором пытаться вбить гвоздь, мы рискуем поломать дорогостоящую технику. Телевизор не предназначен для вбивания гвоздей. Вот так же и наши поломанные жизни — это следствие несоблюдения «инструкции», заповеданной Всевышним.

Христианство предполагает, что «праздник влюблённых» должен вписываться хотя бы в рамки заповедей. Но вместо этого видим лишь вседозволенность, безалаберность, легкомыслие, пустоту. В педагогическом плане «день святого Валентина» крайне вреден для детей, поскольку прививает им очень несерьёзное отношение к самому серьёзному чувству.

Безусловно, к сохранению семьи, воспитанию детей нужно прилагать немалые усилия, жертвовать собой. Гораздо проще — ни к чему не относиться серьёзно, хватать всё по верхам и жить одним днём, не задумываясь о завтрашнем. Чего уж греха таить, особенно таким легкомыслием страдает наш народ, вечно надеющийся на «авось». Но, люди дорогие, может, хватит уже мишуры и дешёвки? Китайской ли, западной. Давайте искать настоящие, реальные праздники, за которыми что-то есть. Давайте искать людей, за которыми что-то есть. Давайте заполнять пустоту. Не словами и картонными сердечками.

В «дне святого Валентина» нет ничего истинного. В Рождестве Христовом — есть. В Пасхе — есть. Господь наш Иисус Христос взошёл на крест во имя любви к нам, грешным. А нас-то всё шатает из стороны в сторону. Заблудившись в трёх соснах, каждый день ищем сиюминутных удовольствий и какого-то экстрима.

Успокоим скептиков: мы протестуем не против любви, а против суррогата. Христианство не пытается лишить кого-то радости жизни, не стремится ввести очередное табу. Но сколько уже можно путать кайф от наркотиков с настоящей радостью — от того, что рядом с тобой близкий, родной человек, который реально тебя любит! Под влиянием чужеродных и легкомысленных праздников мы и сами уже опошлились. Перестали друг другу доверять. Доверять! Вот ключевое слово. Отсутствие доверия между мужем и женой рождает подозрения, подталкивает к двойной жизни, ко лжи. Как следствие — увеличивается число разводов. А доверия нет потому, что все от ответственности бегут. Нет серьёзности намерений. Отсюда и глобальное одиночество. Отсюда и безотцовщина. Столько людей вокруг, а почти у каждого второго на душе — пустота.

 

Бог есть Любовь

Из послания Святого Апостола Павла к Коринфянам (глава 13): «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая (…). Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (…). И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (…). А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

 

Вместо послесловия

У православных свой «день влюблённых» — 8 июля мы почитаем покровителей семьи, святых Петра и Февронию, их супружеский союз считается образцом христианского брака. В этот день не принято дарить картонные сердечки или проводить время при свечах, принято молиться в церкви. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а супруги — о семейном согласии.

Завершить же тему хочется словами историка, православного писателя, политолога и выдающегося по чувству ответственности мирянина — Владимира Леонидовича Махнача: «В Великом Повечерии на Рождество декларируется: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог»… И в самом деле, если всемогущий Бог — защитник не только души, но и земной жизни, неужели мы устрашимся безбожников, язычников, «прогрессивного человечества»?

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика