Сегодня        в богословской и исторической науке значительное        внимание уделяется переосмыслению жизненного опыта        многих церковных иерархов советской поры, которые        своей исповеднической жизнью показали, что        православная вера — это не только богослужения        в храме, молитва дома, духовные размышления над        Священным Писанием, а прежде всего, реальное        свидетельство о Боге в жизни современного общества. 
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877 — 1961) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. С детства его сердце, пылая любовью, стремилось к красоте и небесному вдохновению. Он увлекся рисованием, однако художником не стал. Бог призвал его к медицине. В жизни святителя полностью реализовались слова Священного Писания Ветхого Завета, из книги Иисуса сына Сирахова: «почитай врача честью через нужду в нем; ибо Господь сотворил его, и от Вышнего исцеления... Господь сотворил из земли лекарство, и здравомыслящий человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Тот, кто изготавливает лекарства, делает из них смесь, и дело его не кончается, и через него бывает добро на земле. Сын мой! В болезни твоей не будь презренным, но молись Господу, и он исцелит тебя. Брось греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце... И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не отходит он от тебя, ибо он нужен. Иногда в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление для продления жизни» (Сир. 38. 1-2. 4.6-10, 12-14).
    	
 	 Будущий        святитель в 1898 году поступил в Киевский университет        на медицинский факультет. После окончания        университета молодым хирургом на Дальнем Востоке.        Важно отметить, что Войно-Ясенецкий всегда сочетал        научную деятельность с врачебной практикой, воплощая        идеалы настоящей науки — синтез теории и        практики. И именно поэтому в 1915 году Валентин        Войно-Ясенецкий выпускает монографию «Местная        анестезия», которая была отмечена премией        Варшавского университета. 
В 1917 году Валентин Феликсович вместе со своей женой Анной Васильевной Ланской переезжает в Ташкент, в связи с тем, что у нее был выявлен туберкулез легких. Большое испытание талантливого врача, подвижника православной веры и благочестия начинается со смерти жены, которая оставляет ему четырех детей. После смерти родного и любимого человека Войно-Ясенецкий полностью погружается в работу, в основу которой положено служение жертвенной действенной любви, направленной на предотвращение человеческих страданий и их облегчение путем медицины. Но при этом, важно подчеркнуть, врач постоянно посещал богослужения Православной Церкви, выступал на богословских собраниях и дискуссиях. Во времена атеизма, гонений на веру, в период преследования верующих Бог прославляет своих праведников и именно поэтому призывает на священство, монашество и служение (епископское служения Войно-Ясенецкого.
    	
 	 В        1921 году приняв священный сан пресвитера, отец        Валентин совмещает священство с деятельностью ученого        и хирурга. Но в 1923 году он становится монахом с        именем святого апостола и евангелиста Луки и в том же        году принимает архиерейский сан (становится        епископом). Жизнь святителя Луки, бесспорно,        обозначена силой интеллектуальной мысли и творческими        поисками единства веры и разума, христианства и        медицины, религии и культуры. По нашему мнению, его        жизнь была полна духовной жажды, искреннего        стремления раскрыть смысл человеческой жизни во всей        полноте христианской любви и заботы о ближнем.        Подлинный духовный опыт познания Бога, развитие        церковной и общественной жизни на принципах        христианской веры подробно описаны на страницах его        духовных наставлений. Мученическое, многострадальное        и исповедническое житие святителя несет в себе        многочисленные лучи духовных поисков, противоречий,        религиозных интересов, проблем, которыми была        отмечена жизнь Украины, России и всей Европы во        времена красной советской диктатуры. 
    	
 	 За        свою стойкость в православной вере, мужество и        принципиальность святитель трижды арестовывался и        отбывал ссылку. Однако и там не прекращал лечить        больных и заниматься наукой. В 1934 году увидела свет        его научный труд «Очерки гнойной        хирургии», в которой собраны и описаны        медицинские подходы к диагностике и лечению различных        расстройств и болезней, связанных с наличием гноя, в        условиях ограниченных медицинских ресурсов и        отсутствия антибиотиков. Подчеркнем, что именно за        этот труд в 1946 году святитель получает Сталинскую        премию I степени. 
Но этому важному событию для каждого советского ученого будут предшествовать аресты, гонения, преследования и заключения. Во время третьего ареста в 1937 году епископ Лука по просьбе советских властей стал главным хирургом Красноярского эвакуационного госпиталя. В 1942 году епископ Лука был возведен в сан архиепископа. Служение на Красноярской церковной кафедре он совмещал с научной деятельностью и напряженной работой хирурга. На крымскую землю архиепископ Лука прибыл в 1946 году. Здесь его встретили разные проблемы: закрытые храмы, послевоенная разруха, полнейшая бедность народа, отсутствие образованных православных священников. Много физических и духовных сил приложил владыка Лука, чтобы возродить полноценную Храмовую жизнь епархии, построить церковную миссию и христианское просвещение. При этом святитель Лука не оставлял медицинской практики, консультируя и оперируя в Симферопольском военном госпитале. Владыка обладал бесценным духовным и медицинским даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог духовно предсказывать будущее людей (богословское эсхатологическое мышление и дар христианского мистического провидения).
    	
 	 Земная        жизнь Архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961        года, в день Всех Святых. И сегодня, даже после        смерти, святитель Лука продолжает непрестанно        помогать всем больным, кто обращается к нему с        молитвой. 
22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение причислить к лику местночтимых святых Крымской епархии архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), похороненного на кладбище возле симферопольской церкви Всех святых, и дал свое разрешение на поднятие честных останков исповедника.
На Крестопоклонной седмице 1996 года, в ночь с 17 на 18 марта, во Всехсвятском храме собрались члены епархиальной Комиссии по канонизации, возглавляемой архиепископом Лазарем, и крымское духовенство. О том, как происходило обретение мощей святого, пишет автор книг о святителе-хирурге и очевидец тех событий протодиакон Василий Марущак:
    	
 	 «Приблизительно        около двух часов ночи вскрыли могилу и начали        вынимать грунт. Священники непрерывно служили        панихиды и пели стихиры Кресту. Было очень холодно,        пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские        деревья. Но когда владыка Лазарь спустился в могилу и        своими руками поднял мощи Святителя, ветер мгновенно        стих и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и        миряне с зажженными свечами, стоя на коленях,        умиленно пели панихидное «Святый Боже».        Священники внесли мощи в храм Всех святых. А у стен        храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не        мучь меня, отпусти меня, Святитель!..». 
В течение трех первых дней Крестопоклонной седмицы владыка Лазарь совершал Литургии Преждеосвященных Даров, и в среду, 20 марта, состоялось торжественное перенесение честных останков святителя в кафедральный Свято-Троицкий собор. Собралось все духовенство Крымской епархии и священнослужители из других областей Украины. Процессию сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города, многочисленные гости. За гробом вместе со священниками шли и те, кому выпало счастье быть свидетелями его святительского подвига. На торжества прибыли также родственники архиепископа Луки. Крестный ход шел центральной улицей города. Первая остановка была сделана на Рыночной площади, где с особой торжественностью отслужили панихиду и Высокопреосвященнейший владыка Лазарь обратился к присутствующим со словом, в котором, в частности, сказал:
«Впервые на крымской земле происходит событие исключительной важности. Яркая личность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) видится нам сегодня спасительным маяком, к которому каждый из нас должен направлять свой взор, по которому должны ориентироваться общественные силы, ищущие возрождения нашего народа».
    	
 	 После        торжественного перенесения нетленных и цельбоносных        мощей святителя и чудотворца Луки Крымского в        Свято-Троицкий женский монастырь, вот уже более        четверти века врата обители раскрыты для        многочисленных паломников, а его оставшаяся священная        могилочка у храма Всех Святых г. Симферополя и по        ныне является благодатным местом, куда продолжают        приходить благочестивые люди для того, чтобы по        установившейся традиции (еще до канонизации) написать        записочки с личными просьбами святителю, по традиции        набрать земельки с могилочки, помазаться святым елеем        из надгробной лампадки и помолиться на водосвятном        молебне «о недужных», который еженедельно        совершается в воскресный день у могилочки святителя        Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. 
Всей полнотой Православной Церкви в 2000 году святитель Лука был канонизирован, прославлен в сонме святых и внесен в Собор новомучеников и исповедников для общецерковного чествования святых всем народом Божиим.
СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НАШ ЛУКО, МОЛИ БОГА О НАС!

