Сегодня в богословской и исторической науке значительное внимание уделяется переосмыслению жизненного опыта многих церковных иерархов советской поры, которые своей исповеднической жизнью показали, что православная вера — это не только богослужения в храме, молитва дома, духовные размышления над Священным Писанием, а прежде всего, реальное свидетельство о Боге в жизни современного общества.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877 — 1961) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. С детства его сердце, пылая любовью, стремилось к красоте и небесному вдохновению. Он увлекся рисованием, однако художником не стал. Бог призвал его к медицине. В жизни святителя полностью реализовались слова Священного Писания Ветхого Завета, из книги Иисуса сына Сирахова: «почитай врача честью через нужду в нем; ибо Господь сотворил его, и от Вышнего исцеления... Господь сотворил из земли лекарство, и здравомыслящий человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Тот, кто изготавливает лекарства, делает из них смесь, и дело его не кончается, и через него бывает добро на земле. Сын мой! В болезни твоей не будь презренным, но молись Господу, и он исцелит тебя. Брось греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце... И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не отходит он от тебя, ибо он нужен. Иногда в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление для продления жизни» (Сир. 38. 1-2. 4.6-10, 12-14).
Будущий святитель в 1898 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. После окончания университета молодым хирургом на Дальнем Востоке. Важно отметить, что Войно-Ясенецкий всегда сочетал научную деятельность с врачебной практикой, воплощая идеалы настоящей науки — синтез теории и практики. И именно поэтому в 1915 году Валентин Войно-Ясенецкий выпускает монографию «Местная анестезия», которая была отмечена премией Варшавского университета.
В 1917 году Валентин Феликсович вместе со своей женой Анной Васильевной Ланской переезжает в Ташкент, в связи с тем, что у нее был выявлен туберкулез легких. Большое испытание талантливого врача, подвижника православной веры и благочестия начинается со смерти жены, которая оставляет ему четырех детей. После смерти родного и любимого человека Войно-Ясенецкий полностью погружается в работу, в основу которой положено служение жертвенной действенной любви, направленной на предотвращение человеческих страданий и их облегчение путем медицины. Но при этом, важно подчеркнуть, врач постоянно посещал богослужения Православной Церкви, выступал на богословских собраниях и дискуссиях. Во времена атеизма, гонений на веру, в период преследования верующих Бог прославляет своих праведников и именно поэтому призывает на священство, монашество и служение (епископское служения Войно-Ясенецкого.
В 1921 году приняв священный сан пресвитера, отец Валентин совмещает священство с деятельностью ученого и хирурга. Но в 1923 году он становится монахом с именем святого апостола и евангелиста Луки и в том же году принимает архиерейский сан (становится епископом). Жизнь святителя Луки, бесспорно, обозначена силой интеллектуальной мысли и творческими поисками единства веры и разума, христианства и медицины, религии и культуры. По нашему мнению, его жизнь была полна духовной жажды, искреннего стремления раскрыть смысл человеческой жизни во всей полноте христианской любви и заботы о ближнем. Подлинный духовный опыт познания Бога, развитие церковной и общественной жизни на принципах христианской веры подробно описаны на страницах его духовных наставлений. Мученическое, многострадальное и исповедническое житие святителя несет в себе многочисленные лучи духовных поисков, противоречий, религиозных интересов, проблем, которыми была отмечена жизнь Украины, России и всей Европы во времена красной советской диктатуры.
За свою стойкость в православной вере, мужество и принципиальность святитель трижды арестовывался и отбывал ссылку. Однако и там не прекращал лечить больных и заниматься наукой. В 1934 году увидела свет его научный труд «Очерки гнойной хирургии», в которой собраны и описаны медицинские подходы к диагностике и лечению различных расстройств и болезней, связанных с наличием гноя, в условиях ограниченных медицинских ресурсов и отсутствия антибиотиков. Подчеркнем, что именно за этот труд в 1946 году святитель получает Сталинскую премию I степени.
Но этому важному событию для каждого советского ученого будут предшествовать аресты, гонения, преследования и заключения. Во время третьего ареста в 1937 году епископ Лука по просьбе советских властей стал главным хирургом Красноярского эвакуационного госпиталя. В 1942 году епископ Лука был возведен в сан архиепископа. Служение на Красноярской церковной кафедре он совмещал с научной деятельностью и напряженной работой хирурга. На крымскую землю архиепископ Лука прибыл в 1946 году. Здесь его встретили разные проблемы: закрытые храмы, послевоенная разруха, полнейшая бедность народа, отсутствие образованных православных священников. Много физических и духовных сил приложил владыка Лука, чтобы возродить полноценную Храмовую жизнь епархии, построить церковную миссию и христианское просвещение. При этом святитель Лука не оставлял медицинской практики, консультируя и оперируя в Симферопольском военном госпитале. Владыка обладал бесценным духовным и медицинским даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог духовно предсказывать будущее людей (богословское эсхатологическое мышление и дар христианского мистического провидения).
Земная жизнь Архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961 года, в день Всех Святых. И сегодня, даже после смерти, святитель Лука продолжает непрестанно помогать всем больным, кто обращается к нему с молитвой.
22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение причислить к лику местночтимых святых Крымской епархии архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), похороненного на кладбище возле симферопольской церкви Всех святых, и дал свое разрешение на поднятие честных останков исповедника.
На Крестопоклонной седмице 1996 года, в ночь с 17 на 18 марта, во Всехсвятском храме собрались члены епархиальной Комиссии по канонизации, возглавляемой архиепископом Лазарем, и крымское духовенство. О том, как происходило обретение мощей святого, пишет автор книг о святителе-хирурге и очевидец тех событий протодиакон Василий Марущак:
«Приблизительно около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно служили панихиды и пели стихиры Кресту. Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Но когда владыка Лазарь спустился в могилу и своими руками поднял мощи Святителя, ветер мгновенно стих и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, отпусти меня, Святитель!..».
В течение трех первых дней Крестопоклонной седмицы владыка Лазарь совершал Литургии Преждеосвященных Даров, и в среду, 20 марта, состоялось торжественное перенесение честных останков святителя в кафедральный Свято-Троицкий собор. Собралось все духовенство Крымской епархии и священнослужители из других областей Украины. Процессию сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города, многочисленные гости. За гробом вместе со священниками шли и те, кому выпало счастье быть свидетелями его святительского подвига. На торжества прибыли также родственники архиепископа Луки. Крестный ход шел центральной улицей города. Первая остановка была сделана на Рыночной площади, где с особой торжественностью отслужили панихиду и Высокопреосвященнейший владыка Лазарь обратился к присутствующим со словом, в котором, в частности, сказал:
«Впервые на крымской земле происходит событие исключительной важности. Яркая личность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) видится нам сегодня спасительным маяком, к которому каждый из нас должен направлять свой взор, по которому должны ориентироваться общественные силы, ищущие возрождения нашего народа».
После торжественного перенесения нетленных и цельбоносных мощей святителя и чудотворца Луки Крымского в Свято-Троицкий женский монастырь, вот уже более четверти века врата обители раскрыты для многочисленных паломников, а его оставшаяся священная могилочка у храма Всех Святых г. Симферополя и по ныне является благодатным местом, куда продолжают приходить благочестивые люди для того, чтобы по установившейся традиции (еще до канонизации) написать записочки с личными просьбами святителю, по традиции набрать земельки с могилочки, помазаться святым елеем из надгробной лампадки и помолиться на водосвятном молебне «о недужных», который еженедельно совершается в воскресный день у могилочки святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского.
Всей полнотой Православной Церкви в 2000 году святитель Лука был канонизирован, прославлен в сонме святых и внесен в Собор новомучеников и исповедников для общецерковного чествования святых всем народом Божиим.
СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НАШ ЛУКО, МОЛИ БОГА О НАС!