Анонс

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

Наследники Царства том 1. (презентация)

вкл. .

Настоящие жизнеописания мучеников и исповедников написаны на основании материалов, собранных в государственных архивах, церковного предания и свидетельств очевидцев.
Священномученик Анатолий, митрополит Одесский.
Священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский.
Священномученик Прокопий, архиепископ Херсонский и священник Иоанн Скадовский.
Священномученик Аркадий, епископ Лубенский.
Священномученик Макарий, епископ Днепропетровский.
Священномученик Роман Медведь.
Священник Елеазар И Дмитрий Спиридоновы.

 

От автора.

После того как привычные, казалось бы, незыблемые основы советской жизни разрушились, для многих стало затруднительным найти точку опоры, обрести подлинную, а не мнимую реальность. И в то же время сквозь образовавшиеся трещины забрезжил небесный свет надежды и стал отчетливее различим ландшафт Святой Руси. Как солнце, скрываемое до времени дождевыми тучами, не перестает греть и светить, так и молитвы святых возносятся к Престолу у Божию и в эпоху неверия и гонений. С тех пор, как святой равноапостольный Владимир, крестив Русь, оплодотворил ее Вечностью, святые в течение 1000 лет подвигом и молитвой вплетали в национальную душу небесные нити истинной веры, тем самым помогая нам стать субъектами не только земной Истории.

 

При попытке демонтировать прошлое наш базисный неотторжимый опыт начал раскрываться с присущими ему величием и красотой, с удивительными чертами героического и святого, хранящегося в глубинах славянской души. Ожесточенная попытка государства уничтожить Церковь совпала с её расцветом, подобным первым векам христианства, вселенский масштаб которого мы начинаем понимать только сейчас. Церковь Христова живет по другим. Не фиксируемым или не различимым политиками и социологами законам. ЕЕ подлинная жизнь ускользает от неверующий глаз. Сейчас мы отчетливо видим, что тех, кого гнали и убивали за веру во Христа. Вытесняли, хотели вычеркнуть из общества и из самой жизни, возвращаются к нам в ином качестве – в качестве небесных граждан. Игнорируя страдания и смерть ради Христа, относясь ко всему земному и даже к самим себе как к препятствию, мученики в известной мере становились недостижимы гонителям, которые, преследуя и убивая христиан, не столько причиняли им зло, сколько оказывали, сами того не ведая, услугу Христу, так как кровью, пролитой за веру и Церковь, Господь вписывал их имена в Книгу Жизни. «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк.XII, 4).

Неправильно думать, что христианские мученики – невинные и незащищенные в своем кажущемся пацифизме жертвы, не понимающие сути происходящего. На самом деле это трезвенные воины, сознательно принявшие вызов духов злобы поднебесной, враждующих против человеческого рода, и в этом смысле они и по сей день остаются лютыми врагами для сынов погибели.

Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, зачастую окруженного ложными представлениями о жизни, так как помогает понять простую вещь: как бы ни была ценна жизнь. Во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. XIII, 13),-говорит Христос. А спасающийся сам. Как мы знаем, спасает других. В застенках, под железной пятой, из-под которой человеческими силами выбраться невозможно, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие даже в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборческим государством выходить победителями – не по силе, а по благодати. Радость, находящая свой смысл и исходящая из терпения за Христа, есть радость святых, ибо Фавор без Голгофы не бывает. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь» (Мф. V, 11).

Представленные в книге жизнеописания являются попыткой войти в эту радость святых, рассмотреть жизнь, переходящую в житие, почти наших современников, что сделать в некотором роде легче, чем понять древнего святого, хотя бы потому, что нам лучше знаком современный мир, характер искушений и испытаний, выпавших на долю исповедников XX века. Рассматривая жизненные обстоятельства того или иного священномученика, мы отчетливее видим. Что святой – это не тот, кто прожил без греха. Но тот, кто через покаяние, Таинства Церкви, исповеданием Имени Христа перед безбожной властью ладе до смерти освятился Духом Святым и стал Его вместилищем.

Почитание новых святых важно еще и по другой причине, на которую указывает преподобный Симеон Новый Богослов: «Кто не изволяет со всей любовью и желанием в смиренномудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединиться и с прежними и не будет вчинен в ряд предшествующих святых, хотя бы ему казалось. Что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым. Он будет извержен из среды их как не изволивший в смирении встать на место, прежде век определенное ему Богом, и соединиться с тем последним (по времени) святым, как предопределено сие ему Богом».

Любое историческое событие, помимо прочего, можно оценить еще и по его влиянию на сознание людей. Ни количество, ни величие святых само по себе не будет решающим для нашей жизни и спасения, если не станет частью нашей души, продолжением нашего духовного опыта. Если во время гонений многие реагировали на постоянно присутствующий страх тем, что изменяли свое сознание, ампутировали опасные мысли и чувства, в том числе и религиозные, то сейчас по другим, пусть менее важным причинам неудобные мысли и факты, разрушающие мнимый комфорт. Также вытесняются на периферию сознания или как «несущественные» отсекаются вовсе.

Мнение о том, что история совершается за пределами нашей частной жизни, неверно. История, как и Промысел Божий, проходит именно через нас, вне зависимости от степени нашего сознания, хотя многое зависит и от нашей восприимчивости. «Просто человек», благочестивый или не очень, в какой-то момент жизни может ощутить на себе взгляд Христа, действие благодати, как это было, например, с преподобным Силуаном Афонским, и вся прежняя жизнь вдруг представится в ином свете. Подобное может случиться как в молитвенном уединении, так и под железными колесами исторических обстоятельств. И не секрет, что многие истины обретаются нами травматически, так как реальный опыт, достойный этого имени, никогда не соответствует нашим ожиданиям.

Мы прошли через великие страдания и потрясения и вправе многого ожидать от своей памяти. Настроение сегодняшнего дня может быть преодолено коллективным воспоминанием о том лучшем, что освящено Богом в нашей истории. Прославляя мучеников, исповедовавших Христа Сыном Божиим, мы созерцаем Божественную любовь, не дающую нам окончательно погрузиться в греховную тьму.

скачать книгу в формате PDF 

 Протоиерей Николай Доненко

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика