Создано: 21.03.2016 14:45

Антонио Сальвиати в Ореанде. К 200-летию рождения

   « И навсегда в изгибах свода

     Застыл Твой большеглазый лик »

       Иван Бунин

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде - уникальный, неповторимый шедевр православной архитектуры. В создании и украшении его принимали участие выдающиеся художники и архитекторы второй половины ХІХ века, вошедшие в мировую историю искусств. Это академики А.А.Авдеев (1819-1885), Д.И.Гримм(1823-1898), В.В.Васильев( 1827–1894 ), а так же вице-президент Императорской Академии художеств князь Г.Г.Гагарин (1810-1893) и известный итальянский мозаичист Антонио Сальвиати(1816-1890).   

 

   Церковь была освящена 1(14 н.с) октября 1885 года. Спустя месяц из Италии были доставлены первые мозаичные иконы, выполненные по эскизам князя Г.Г.Гагарина, и 6 ноября были освящены. Над главными центральными дверьми храма был установлен образ Спасителя, а под  коньком крыши – поясное изображение Покрова Пресвятой Богородицы. За две первые мозаики на наружном фасаде Константин Николаевич заплатил 2500 франков (1000 рублей). Тонкому знатоку всего прекрасного, государственному деятелю, реформатору, брату императора Александра ІІ и владельцу имения «Ореанда», Великому князю Константину Николаевичу(1827-1892), очень понравились эти первые мозаичные иконы,  выполненные в мастерской  Антонио Сальвиати, и он решил со временем полностью украсить ими свою церковь.   

   Вскоре Сальвиати получил приглашение от Константина Николаевича посетить Ореанду и 6 мая 1886 года он прибыл в имение. Получает большой заказ по украшению храма мозаичными иконами и орнаментами. Этот год зафиксирован в запрестольной, алтарной иконе Покрова Пресвятой Богородицы (левая сторона иконы, нижняя часть аналоя). Сальвиати взялся изготовить мозаичную икону Покрова, по эскизу Васильева, к 1 июня 1887 г. Стоимость работы составила 1250 франков (500 рублей) за один квадратный метр. Площадь иконы должна была составить более 11,5 квадратных метров (стоимость 14,5 тыс. франков).

    Великий князь понимал, что это сотрудничество принесет большую пользу не только его храму, но и другим церквям России. По этому поводу в письме к своему другу статс-секретарю А.В.Головнину(1821-1886) написал так: «… Надеюсь, что результаты этих разговоров с Сальвиати будут полезны не только для меня и для моей Ореандской церкви, но и для всей России и составят исходный пункт в истории ее художественного развития».  

  Творения А.Сальвиати,  Константин Николаевич сравнивает с работами голландского живописца Рембрандта: «… У Рембрандта кисть грубоватая и страшно энергичная. Вблизи на нее смотреть нельзя, она очень  некрасивая, скажу, даже неряшлива. В некотором расстоянии впечатление совершенно меняется. Голова работы Рембрандта полна силы и жизни…». Все это мы можем увидеть и ощутить, когда мы находимся под сводами храма в Ореанде, особенно вглядываясь в лик Эммануила в куполе церкви. Это редчайшее, уникальное изображение Спасителя выполнил Антонио Сальвиати по эскизам художника Василия Васильевича Васильева (1827-1894).  Великий князь, обладая тонким художественным вкусом, давал советы Василию Васильевичу при создании этого образа. Константин Николаевич настоял на том, чтобы « фигура Спасителя в куполе сделать грудною», «Человеческое изображение  Эммануила должно представлять не мальчика, а цветущего юношу, безбородого, лет 18 или 20». По воспоминаниям генерал – фельдмаршала Д.А.Милютина(1816-1912), он видел как  Великий князь своими руками « расчерчивал стены для определения мест мозаичных образов и орнаментов». В мае 1889 года владелец имения  лично составил список русских святых, которые должны, и были, впоследствии установлены в храме.              

    27 февраля 1887 г. А. Сальвиати приехал в Петербург. Итальянский мастер был принят здесь на самом высоком уровне. 28 февраля в 11 часов утра он был у Константина Николаевича, а уже в полдень великий князь повез художника в Аничков дворец – к государю. В это время Александр III принимал военного министра П.С. Ванновского. Ожидая аудиенции, Константин представил Сальвиати министру двора И.И. Воронцову-Дашкову. Результат аудиенции был превыше всех ожиданий – царь был не только воплощением душевности и обходительности, но и сделал свой личный заказ – для Ливадийской церкви. «Потом нас позвали в кабинет государя, - рассказывает великий князь, - и он старика (Сальвиати.) принял замечательно любезно, ласково и внимательно, так что действительно успели толково переговорить о главных предметах, и он ему сказал, что заказывает ему воспроизвести из муссии большую запрестольную картину Воздвижения Креста в маленькой Ливадской церкви. Мой старик был в восторге от этого любезного приема». Выйдя от царя, Константин объявил Воронцову-Дашкову о сделанном для Ливадии заказе. Вернувшись с итальянцем в Мраморный дворец, он представил Сальвиати великой княгине Александре Иосифовне и великому князю Владимиру Александровичу, а 2 марта – военному министру. Константин рассказал Ванновскому о положительном отношении государя к мозаичному делу, и просил его содействия в устройстве мозаичной росписи кладбищенской церкви в Севастополе.

 

   Антонио Сальвиати еще дважды приезжал в Орианду – в мае 1888 и 1889 годах.  На фабрике А.Сальвиати находящейся на острове Муррано близ Венеции были изготовлены, доставлены и смонтированы 8 больших панно и 45 мозаичных икон. Фабрика действует и по сей день. Тендем двух великих, творческих личностей принес в православную мозаичную иконографию и архитектуру удивительный по красоте храм.

      В 1924 году церковь закрывают. Вначале она была введении ОХРИСа ( комитет по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), который постановил, что церковь нельзя использовать под склад, клуб, жилье « как имеющую богатую мозаичную работу, являющуюся редкостью в СССР». Но впоследствии часть мозаичных икон и орнаментов были уничтожены. В 1979 году постановлением Совета Министров УССР храм был внесен в государственный реестр национально-культурных памятников Украины, но продолжал использоваться как склад санатория «Нижняя Ореанда».

    В настоящее время мы не знаем точно, какие лики святых были в трапезной части, какие мозаичные иконы двунадесятых праздников находились в спаренных апсидах церкви. Возможно, так как это был заказ из России от члена Царской фамилии, эскизы могут находиться в архиве фабрики А.Сальвиати в Италии, а также в исторических архивах России. Чудом сохранившиеся до наших дней -  редчайшее мозаичное изображение Спасителя, ангелов, двенадцати апостолов, частично сохранившиеся лики русских святых, великолепные иконы Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы и Воскресения Господня несут на себе печать одухотворенной красоты. Образ мыслей Константина Николаевича и его христианская вера здесь на века запечатлены в камне.

                                

Выражаю благодарность профессору, доктору исторических наук МПГУ Всеволоду Воронину за предоставленный материал.                                              

 

                                                                 Владимир Евдокимов

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика