Ура! Школа!

Автор: Артемий Слезкин вкл. . Опубликовано в Севастопольское благочиние

Предлагаем вниманию читателей сайта статью Юлии Комаровой, постоянного автора журналов Севастопольского благочиния "Херсонесский вестник" и "Светлячок"   

 

Вот и прозвенел Первый звонок. Некоторые дети с удовольствием перешагнули школьный порог, некоторые – со «скрипом». А вот большинство родителей с большой радостью сбросили с себя ярмо каникул и выдохнули: наконец-то! Наконец-то не нужно думать, куда отправить ребёнка сегодня и чем его развлечь. Наконец-то дети не будут болтаться на улице, а займутся полезным делом. Наконец-то кто-то другой будет за них отвечать: учить, воспитывать… И вот в последнем, думается,  родители очень ошибаются.

 

Как это было в далеком Союзе…

 

Многие судят по себе, по своему советскому детству. Они думают, что в школе к их детям будет такое же отношение, какое было в СССР. Но нет. Никаких пионерских и комсомольских организаций, никакого формализма. Но вместе с формализмом исчезло из школьной жизни много хорошего: совместные походы, игры, шефство над ветеранами и малышами, дружеская помощь одноклассникам в учёбе, внимательное отношение к каждому со стороны классного руководителя и пристальное внимание – со стороны пионерской организации.

Да, и зажимало это сильно, но и держало в рамках, ориентировало однозначно и жёстко на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Иногда был и явный перебор. Я очень хорошо помню, что в моём детстве чужих детей не было: нас воспитывали все и всегда. Даже во дворе во время какой-нибудь увлекательной игры. Нам читали нотации и лекции, нам показывали пример, нас поучали, нас шлёпали по попе – нас не оставляли наедине с собой ни минуты.

А многочисленные, совершенно бесплатные кружки? «Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота!» А чаепития, которые периодически устраивались в классе! Новый год, 8-е марта, «летние» или «зимние» дни рождения… Сами пекли пироги и печенье, просили в столовой чай в гранёных стаканах на пластмассовых подносах, разучивали нехитрую программу развлечений: песни, стихи, акробатические номера. Как было весело и интересно! Я уж не говорю о дворовых командах и увлекательных играх на свежем воздухе (и воздух был действительно свежим!).

 

Что же сегодня имеют дети?

 

Сейчас школьник вторую часть дня практически предоставлен сам себе. Или загружен платными секциями и кружками, если родительские финансы позволяют. И то, и другое хорошо в меру. А как её найти, эту меру, если мы видим своего ребёнка короткое время за ужином и перед сном? А для того, чтобы знать о его проблемах, надо же поговорить с чадом, пообщаться, расспросить, что у него на душе, как дела в школе, что нового в жизни. О, если бы родители ходили с детьми на выходные в лес или в горы, сидели у костра и вели задушевные беседы ночью в палатке, как это случалось в нашем детстве! Или вместе бродили по зоопарку, кормили уток в местном пруду, кружились на каруселях в Детском городке. Даже поход в кино или театр всё равно оставлял больше времени для общения, чем просмотр бесконечных кино и видео или сидение в соцсетях.

Да, мы перестали так много говорить друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. Детям легче написать в ВК самый разоблачающий пост, чем высказать что-то вслух родителям. Да и родители порой впадают в какую-то постсоветскую крайность вседозволенности, граничащую с равнодушием, и перестают «давить» на детей, причём давлением считается элементарная вежливость, самое естественное воспитание. Что в результате? Ребёнок растёт сам по себе, как деревце из косточки – его «не прививают и не окучивают», а в итоге получается дичок, неспособный приносить съедобный плод.

Это я всё к чему? Не получится сейчас у нас не прикладывать усилий к родительству, как это удавалось нашим родителям (и, кстати говоря, тоже не принесло хороших плодов). Не получится «откупиться» от ребёнка гаджетами и платными курсами. Не сможет ребёнок вырасти нормальным ни морально, ни психически, если его никак не направлять. А общество совершенно самоустранилось от дела воспитания, никакие общественные организации не отвечают за это сегодня. Даже Маугли направляла и учила стая.

Конечно, ребёнок и сам может найти свою стаю, но где уверенность, что это будет хорошая и добрая стая? Конечно, ему может повезти с тренером и командой, и тогда мужское воспитание сыну обеспечит не отец, а другой мужчина. Большая удача, если мужчина, достойный подражания. Но ведь вот в чём проблема: весьма вероятно, что чадо попадёт в дурную компанию, и тогда поручиться уже нельзя будет ни за что.

Поэтому я хочу сказать: не расслабляйтесь, не «сдавайте» детей в школу, не считайте, что вы доверились профессионалу, и теперь всё – в надёжных руках. Учитель обязан научить ребёнка формулам и датам, но он, по идее,  не должен его воспитывать. Разве что косвенно. А вот на нас, родителях, такая обязанность лежит.

 

Простые советы общения с вашим ребенком

 

Как же осуществить всё это воспитание, если ни сил, ни времени после работы реально не остаётся? Да много-то и не надо! Возьмите за правило укладывать вашего малыша спать и общаться с ним, когда он в постели, хоть 10-15 минут. Можно почитать вместе главу книги, можно просто поговорить о том, как прошёл день – тут каждый выбирает для себя то, что ему ближе, интереснее, приятнее. Но эти минуты вместе должны стать обязательными, как молитва на сон грядущим. Кстати, можно вместе и молиться.

С подростком, которого спать рано не уложишь, можно завести традицию вечернего чаепития: заварить душистого чайку и поболтать на всякие важные подростковые темы: с девочками – о трендах моды, о просмотренном фильме, или даже о понравившемся пареньке,  с мальчиками – об уроке в школе, который запал в душу, о планах на выходные, а если к тому будет располагать обстановка и настроение сына – о смысле жизни.

По выходным тоже было бы здорово не на диване валяться, а что-нибудь интересное и полезное вместе «замутить»: поехать за город на великах (ну ладно, пусть на машине или в автобусе), погулять в лесу, в парке или у моря, да просто обед вместе приготовить как-нибудь необычно – на природе, дома – не важно. Можно и в футбол вместе погонять, и пробежку сделать, к примеру. Или на лошадках покататься.

Прекрасно, если  у вас образуется какое-нибудь совместное важное долгосрочное дело, типа строительства подводной лодки (шучу, конечно) – ну что-нибудь такое важное и нужное на несколько недель или месяцев – с живым и полезным результатом. Вот моих мальчиков с мужем очень сблизил ремонт квартиры старшей дочки. А как объединяет подготовка к Рождеству, например! Вообще, тут тоже есть множество подсказок и советов. Самое главное, чтобы и вам, и детям было хорошо и весело вместе. Я не имею в виду, что вы клоуном должны выступать и развлекать своё чадо. Нет, просто должно быть обоюдно приятно, а это всегда поднимает настроение.

В общем, давайте общаться побольше, каждую удобную минутку. Это и будет нашим вкладом в дело воспитания. И ещё одно: начать общаться с ребёнком никогда не поздно, но всегда полезно. Правда-правда.

 

Юлия Комарова

Мама 6-х детей, журналист газет Севастопольского благочиния – «Светлячок», «Херсонесский вестник» и «Утро Севастополя»

 

 

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика