Новомученик Стефан Наливайко. Радио «Вера»
12 февраля - день памяти небесного покровителя Всехсвятской церкви г. Симферополя мученика Стефана Наливайко. В двадцатом веке на Русскую Церковь обрушились гонения, которые по своему размаху и ожесточению превзошли кровавые деяния древних врагов христианства – Нерона, Декия и Диоклетиана. Среди тех, кто крепко стоял за веру и был готов на лишения, впоследствии стоившие ему жизни – мученик Стефан Наливайко.
Стефан Пименович Наливайко родился в 1898 году в благочестивой семье крестьян Пимена и Ефросинии в селе Константиновка Таврической губернии.
От матери он получил первые знания о Боге, благодаря ей полюбил Священное Писание и любовь к чтению духовной литературы.
С девяти лет Стефан обучался в церковно-приходской школе, а через три года продолжил получать образование в училище при Григорие-Бизюковом монастыре неподалёку от города Берислава.
В шестнадцать лет, ненадолго вернувшись домой, снова уехал. Теперь в Богородицкую обитель возле Херсона. Жил на монастырском подворье и пел в хоре. Всё свободное время юноша посвящал изучению церковного устава.
Вернувшись в родное село, Стефан устроился певчим в хор местной церкви и стал помогать отцу в ведении хозяйства.
В феврале 1917-го года Стефана Наливайко призвали в армию и отправили на Румынский фронт. В июле он попал в плен, из которого бежал.
В 1923 году уже имея жену Харитину и дочь Раису, Стефан снова покидает родные места и направляется в паломничество в Москву. Сначала посещает Данилов монастырь, потом идет в Донской.
Оказавшись среди мирян, пришедших проститься с патриаршим архидиаконом Константином Розовым на Ваганьковское кладбище, Стефан, обращается к людям, призывая и не забывать Господа в безбожное время.
Как скажут ему потом, арестовали его за агитацию против советской власти. На многочисленных допросах Стефан не признавал своей вины, а только снова и снова призывал новую власть одуматься и остановить гонения на Церковь.
В своей борьбе не оружием, а словом он видел свою миссию.
В том же 23-ем его отправляют на три года в лагерь на Соловки. После, за нежелание признать свои религиозные убеждения ошибочными, получает еще шесть лет лагерей. Теперь в Казахстане.
Последний раз Стефан возвращается в родное село в 1932 году. Занимается обустройством церковной жизни, управляет хором. Но его активная деятельность, а также нежелание вступать в колхоз не дает покоя местной власти. В 1935 году Стефана судят, а в 37-ом ссылают во Владивосток. Но затем оправдывают.
В том же 1937 году он едет к семье уже в Симферополь. Лишившись всего в родном селе, его жена и дочь переехали, чтобы начать новую жизнь. Стефан работает маляром, и по приглашению настоятеля одного из храмов города управляет хором.
В 1941 году Стефана Наливайко снова берут под арест. По доносам и лжесвидетельствам его осуждают. На материале следственного дела из тридцати трёх листов, он напишет: «Виновным себя не признаю».
Да вину так и не установили. Осудили потому, что был судим ранее. Последним местом ссылки будущего мученика стал исправительно-трудовой лагерь в Норильске.
С началом Великой Отечественной войны вести переписку с родными стало почти невозможно. И только в начале 1945-го года от Стефана пришло письмо: «До окончания моего срока остаётся три месяца. Даст Бог, и нам придется еще пожить вместе».
Не пришлось. Воин Христов – как говорил о себе Стефан на одном из многочисленных допросов – скончался в норильском лагере в 1945 году. Его дочери на запрос о судьбе отца сообщили: «Умер от голода».
По ходатайству Крымской епархии, Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000-м году Стефан Наливайко был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Источник - Радио ВЕРА