Жены – носительницы любви. Уроки Мироносиц

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в Статьи летопись

Сегодняшнее воскресенье называется Неделей жен-мироносиц, то есть женщин, носительниц мира. Услышав это словосочетание – «женщины, носительницы мира», – мы можем подумать, что профессией или занятием этих женщин, упомянутых святыми евангелистами, было помазание усопших миром, то есть когда кто-нибудь умирал, они должны были помазать благовониями и душистыми ароматами тело того, кто отошел в мир иной. Но мы ошибаемся! Не за это их называют мироносицами, а за то, что они носили в сердце своем совсем другое миро – они любили Христа.

Так что их занятием не было помазание покойников благовониями, о них можно сказать намного более прекрасные слова: жены-мироносицы были носительницами мира любви Христовой. И поскольку они были носительницами этой чрезвычайной, бесстрашной, красивой любви ко Христу, Церковь сочла должным посвятить им сразу же после великого праздника Воскресения Христова нынешнее воскресенье, именуемое Неделей жен-мироносиц.

Почему же мы назвали жен-мироносиц носительницами любви? Есть несколько удивительных добродетелей, которым мы учимся, глядя на их отношение ко Господу. Обычно, говоря об этом воскресенье, мы подчеркиваем значение женщины, объясняем, что значит этот дивный и благословенный дар, каковым является женщина. И когда мы окунаемся в поток современной идеологии, у нас даже появляется погрешительное желание продемонстрировать превосходство женщины над мужчиной, якобы вытекающее из Евангелия нынешнего воскресенья, подчеркнуть героизм этих женщин, их отвагу, любовь и т.д. И мы попадаем в эту ловушку, желая доказать, что женщины выше мужчин, в частности, и из-за того, что первыми получили весть о Воскресении: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9). Может, здесь и есть доля правды, но только не когда мы понимаем Евангелие в таком ключе.

Думаю, жены-мироносицы привлекают наше внимание другими удивительными добродетелями. Прежде всего, они – носительницы любви, питавшие огромную любовь ко Христу – не оставили Его, когда Христос был оставлен, покинут всеми, в том числе апостолами, которые знали в какой-то мере, Кто такой Христос. Они видели Его на горе Преображения, знали, что Он Бог, и что им нельзя оставлять Его. Они видели Его в самых разных обстоятельствах, когда Христос совершал чудеса и исцелял, видели, как Он говорит, понимали, что еще никто до сих пор не мог и никогда не сможет говорить так, как говорил Христос. Значит, у апостолов были очень веские причины не оставлять Богочеловека, своего Учителя, когда Он больше всего нуждался в том, чтобы они были рядом.

А кто сопровождал Его, когда Его оскорбляли, бросая в Его адрес скверные слова, когда над Ним издевались и смеялись, когда Он один висел на Кресте? Жены-мироносицы. Любовь, когда она прекрасна, подлинна и верна, никогда не оставляет человека, оказавшегося в одиночестве. Напротив, человек, который любит, готов, независимо от того, насколько тяжел и опасен контекст реальных обстоятельств, следовать за тем, кто вдруг оказался одиноким, скорбит, и его никто ни во что не ставит.

И жены-мироносицы совершили этот незаурядный поступок. Будем же и мы, когда нам встречаются одинокие, брошенные, никому не нужные люди, учиться у жен, носительниц этого мира любви, быть рядом с ними.

Мне на всю жизнь врезались глубоко в сердце слова достойнейшего митрополита Варфоломея (Анании), который в интервью одному из телеканалов был спрошен: «Что в вашей жизни было для вас самым болезненным?» – и ответил так:

 – Для меня самым горьким остается то, что мои родители умерли в одиночестве, безутешные, потому что я был в тюрьме и не смог быть рядом.

Так что, когда кто-то умирает, надо, чтобы ты был рядом, не оставлял его одного, держал за руку, гладил ему лоб, ласково с ним говорил, внимал каждому движению человека, прощающегося с жизнью. Ведь он обрел для тебя такую важность и ценность, что ты не можешь оставить его одного в эту минуту смерти.

Смерть может быть также душевной и духовной, когда тебя все оставляют, все над тобой глумятся – заслуженно или, может, незаслуженно, а есть и такой вид смерти – одиночество. Но если у тебя есть человек, который тебя воистину любит, ты не будешь один.

Второй прекрасный урок, которому мы учимся у жен-мироносиц, – это то, что, когда мы воистину любим Бога, мы получаем больше, чем ожидаем. Ибо вот что в действительности значит любовь: получать то, чего ты, как это сам понимаешь в глубине души, получить недостоин. Любовь – это то, чего ты никогда не заслуживаешь получить! Ты так недостоин в сравнении с тем, кто любит тебя так красиво и преизбыточествующе, и знаешь, что не заслуживаешь быть любимым с такой силой, с какой он любит тебя.

В нашей жизни было множество случаев, когда каждый из нас чувствовал себя покоренным той любовью, которую получил. Может, мы ждали, что сейчас нас отругают, всыплют, а получили любовь. Это чрезвычайная добродетель. Почему? Потому что такая любовь обладает живительной силой. И любовь всегда добра, нежна, таит в себе восхитительное благородство. Она не ранит никогда.

Души жен-мироносиц разрывались от скорби Страстной Пятницы. Они шли искать Христа распятого, Христа поруганного, Христа оплеванного и измученного… Такого Христа искали они ранним утром, чтобы совершить полагающийся обряд над Тем, Кого любили. Иначе они не осмелились бы выйти затемно, ведь тогда был патриархальный менталитет, тогда у женщин не было такой свободы, какая у них сегодня. Но эти женщины, носительницы мира любви, проигнорировали всякую опасность.

Они могли бы подумать, что их прогонят те, кто охранял гроб. Но они ничего подобного не подумали! У них была одна лишь мысль: позаботиться о Христе Распятом. И, к своему великому удивлению и ужасу, как сообщают все святые евангелисты, нашли гроб пустым (на самом же деле он, конечно, не был пустым, он был полон света Воскресения Христова) и получили весть о том, что Христа там больше нет! Ангелы сказали им:

— Что ищете Живого с мертвыми? Он воскрес! Идите и скажите апостолам, что они встретятся с Ним в Галилее, как Он говорил им прежде.

Как прекрасен, как дивен Бог, когда любишь Его, как любили эти жены-мироносицы! Они думали, что увидят Христа мертвого, распятого в Великую Пятницу, а, к своей великой радости, встретили Христа воскресшего; Того, Кто победил смерть ради нас и обожил наше человеческое естество, сделав его таким же светлым, прекрасным, исполненным благородства, исполненным Его Воскресения. И только грех портит, чернит каждого из нас, и так ужасно нести бремя греха.

Когда воистину любишь, как произошло это с женами, носительницами мира любви, Бог всегда дает тебе больше, чем ты заслуживаешь, больше, чем мы ждем.

И последнее, чему мы учимся у жен-мироносиц, у Марии Магдалины, которая тоже идет рано поутру и видит гроб пустым. Она встречает Кого-то в том саду, где был гроб, в который был положен Христос. И думает, что это садовник. И спрашивает Его, с душой, почерневшей от боли:

– А где же Господь? Может, это ты забрал Его оттуда и положил в другое место?

И Христос отвечает ей, но она не узнает Его голоса. Видите, когда мы очень любим людей, мы знаем все модуляции их голоса, тембр, они служат для нас отличительным признаком: «Это человек, которого я люблю!» И для тебя так много значит голос человека, которого любишь, что, стоит только услышать его, как в тебя тут же вселяется покой, проясняются мутные воды души. А Мария Магдалина не узнала Его тогда. Она узнает Его, когда Христос позовет ее по имени:

– Мария!

И она со всей непосредственностью ответит Ему:

– Раввуни (Учитель)!

Чему же мы учимся из этого? Тому, что Бог каждый раз, когда зовет нас по имени, каждого по тому, которое мы получили в Крещении, нас оживляет. В Евангелии от Иоанна говорится, что овцы узнают пастыря по голосу (ср. Ин. 10, 14–16). Мы можем узнать Пастыря по голосу только в ту минуту, когда Он нас позовет: Пастырь зовет Своих овец, зовет в Царство Божие.

Только после того, как Бог позовет тебя по имени, только тогда ты узнаешь Бога, как это произошло с Марией Магдалиной.

«Еще бьют родники, сладко называя нас по имени»[1].

Вот этому, думаю, мы и учимся у жен, носительниц мира любви:

Когда любим, мы не оставляем человека одного, печального и брошенного, когда он испытывает самую острую нужду в помощи.

Когда мы очень любим кого-то, мы получаем гораздо больше, чем заслуживаем. Как это случилось с женами-мироносицами, искавшими Христа умершего – и встретившими Христа Воскресшего.

Жены-мироносицы становятся первыми миссионерками Воскресения Христова.

Когда Бог зовет тебя, ты учишься узнавать Его и все больше углубляться в Него.

Да поможет нам Бог подражать этим женам, носительницам мира любви, чтобы каждый из нас стал носителем любви Христовой!

[1] Слова из стихотворения поэта Григоре Виеру «Радуйтесь»: «Еще бьют родники, сладко называя нас по имени. Радуйтесь жизни. Радуйтесь миру…».

Епископ Игнатий (Триф)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Cuvântul Ortodox (Православное слово)

17 мая 2024 г.

Источник: Православие.Ру