Основы русской духовности

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в Статьи летопись

Духовность - неотъемлемое качество русского народа, русской культуры и государственности. Не случайно Российское государство формировалось на духовной  основе: началом его создания стало крещение Руси киевским князем Владимиром в 988 году.

Для каждого, считающего себя русским не по крови, а по духу, жить не хлебом насущным, положить душу свою за друзей своих – не пустые слова.

Со школьной скамьи старшее поколение крымчан помнит, что Киев – Мать городов русских! Особенно притягательной была во все времена Киево – Печерская Лавра – духовный центр Святой Руси, любимое место  паломников. При посещении Лавры особенно трепетное чувство появлялось у мощей  киево-печерских   угодников Божиих.  Те, кто не довольствовался бездуховной пищей, кто искал  пользу для своей бессмертной души, спешили всегда  именно туда.                                                                                                                 

 Просторы России, несметные богатства ее земли не дают покоя  алчным западным прагматикам. Однако все попытки прийти к нам с мечом завершались тем, что незваные пришельцы от меча и погибали…

То, что мы пережили (и  переживаем, потому что мы один народ) было тщательно спланировано вскоре после окончания Второй мировой войны.

Ярый враг нашей страны Аллен Даллес, возглавлявший ЦРУ, сформулировал задачи «пятой колонны» в России:

«Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в них поверить. Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться  грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театр, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства…»

Этот ужас мы пережили. Враги наши, наконец, поняли, что для победы над Россией, надо вытравить из народа русский дух, сосредоточить свои усилия на разрушении российской духовности. Ничего у них не выйдет!

Глядя на златоглавую Москву, на золотые купола Киево-Печерской Лавры и других  православных святынь, вспомним, что объединяет нас историческое прошлое, которое привело Русь, погрязшую в духовном невежестве к Свету Православия.

У нас,  в Керчи,  перед Морским вокзалом в память о  присутствии  русичей в Причерноморье воздвигнут очень красивый  памятник древнерусскому князю Новгородскому Глебу и летописцу игумену Никону с копией  знаменитого Тмутараканского камня. Их жизнь связана с историей нашей древней керченской земли: с Тмутараканским княжеством (11 век) на Таманском полуострове. Князь Глеб наследовал здешний престол от отца – князя Мстислава (старшего сына князя Владимира, Крестителя Руси). Преподобный Никон был монахом, игуменом монастырей: Киево-Печерского и Тмутараканского. Наиболее полное житие преподобного Никона можно найти в книге «Патерик Печерский или отечник» (Издание Киево-Печерской Лавры, Киев,2004г.)

Первый Печерский летописный свод вел Никон – человек выдающийся во всех отношениях. Не случайно, современники, оценившие его ум и твердую волю, прозвали его Великим. Его жизнь показывает, каковы были люди – творцы древней летописи. Еще в 1061 году, когда Печерский монастырь вступил в спор с Киевским митрополитом – греком, Никон вынужден был уехать в далекое изгнание в Тмутаракань – город на Таманском берегу Керченского пролива. Там он вскоре принял участие в общественной жизни города. В качестве почетного посла от горожан, он ездил в Чернигов просить у Черниговского князя его сына Глеба на Тмутараканский престол. С честью выполнил Никон это поручение, а в 1068 году вернулся в Печерский монастырь.

Живя в Печерском и Тмутараканском монастырях, странствуя от Азовского моря до Чернигова, Никон собирал материал по истории Руси. Летописная работа Никона была такой же яркой, проникнутой высокими гражданскими идеями, как и его общественная жизнь. Никон ввел в Древнейший свод ряд новых сведений, которые он получил из собранных им преданий и рассказов: о единоборстве Мстислава с Редедею, о взятии Владимиром Корсуни и др. Пополненный столь разнообразными известиями, свод Никона сделал печерское летописание общерусским. Единый по своей основной мысли, свод Никона написан с несомненным литературным талантом. Никон явился создателем образа бесстрашного и справедливого Мстислава. Читая первый летописный свод Никона, мы чувствуем живое волнение современника, его отношение к происходящему, к судьбам Руси. Не бесстрастным рассказчиком был печерский летописец, а деятельным и смелым гражданином. Именно поэтому нас до сих пор волнует его труд.

И что же сегодня происходит в святых местах Киева, Украины?..

Все те же силы мешают духовному возрождению восточных славян. Матерь – Церковь хлопочет, чтобы новое поколение, идущее на смену предыдущему, тоже могло согревать свои души у наших общих святынь. Действительно, духовные очаги наших родственных народов Святой Триединой  Руси, способны согреть заледеневшие наши души Светом Православия.

Столетия не иссякал поток русских людей, которых влекла к себе Киево-Печерская Лавра. Сюда приходил преподобный Серафим Саровский просить благословения  на монашеский подвиг. Здесь, у врат Лавры, писал свои эскизы святитель Лука (Войно-Ясенецкий), здесь покоятся мощи великих русских святых.

Однако силы зла не дремлют. Раскол в церкви произошел с попустительства киевских властей:

Война  кипит.  В вражде суровой

Над братом брат свой меч занес…

И глубже свой венец терновый

Надвинул на чело Христос…

Нет, нельзя было убирать из школьной программы древнерусскую литературу. Воспитали несколько поколений «Иванов, не помнящих родства…» Помните, и детям своим завещайте:

«Триединая Русь!

Ты – земное подобие Троицы.

И прискорбна душа за напоенный ложью народ.

Возрождайся, ликуй перезвоном воссозданной звонницы,

Триединая Русь,

Православный оплот».                                        

                                                                            Иеромонах Роман.

Отдел  образования и катехизации Феодосийской и Керченской епархии.

Иерей Алексий Зиньков,

Православные педагоги Анастасия Вовк, Валентина Пристинская