Образование с точки зрения православной веры. Протоиерей Димитрий Шишкин

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в Статьи летопись

Первое, что нам надо сказать, это то, что мы – представители Церкви, кажется слишком заигрались в «поддавки», слишком стремимся угодить светскому и даже секулярному взгляду на образование с тем, чтобы… А чтобы что? Чего мы собственно хотим добиться, угождая тенденциям, суждениям и мнениям, порой далеко отстоящим от святоотеческого взгляда на воспитание и образование?

Мы хотим сохранить влияние на систему образования в России? Но, возможно, идя на бесконечные компромиссы, и сохраняя, как нам кажется, возможность влияния на общеобразовательный процесс, мы это влияние обесцениваем, выхолащивая нашу веру, превращая ее в некую факультативно-культурологическую дисциплину. А в этом случае остается ли оно вообще – это влияние – православным, вот в чем вопрос. И это вопрос серьезный. Как бы нам всем вместе не скатиться в некое душевно-нравственное «секулярно-церковное» образование, которое ничего по-настоящему доброго не дает ни уму ни сердцу подрастающего поколения?

Вера в силу знаний и научный прогресс приобретает у нас всё более значение веры религиозной, а, по сути – форму неоязычества, когда все возможные блага для человека и для общества увязываются с развитием науки и техники. Но это взгляд именно секулярного, обезбоженного и обреченного на страдания и погибель мира. Кто еще прямо скажет об этом, если не православное священство? И не надо всплескивать рукам и восклицать: ну вот, опять эти мракобесы лезут, куда им не следует.

Не «лезут», а благовествуют по заповеди Господа истину, чтобы всем нам не оказаться в очередной раз вне ее и со всеми нашими изобретениями и достижениями научно-технического прогресса не низринуться в бездну.

Мы как бы надеемся «исподволь», под общим образовательно-культурным соусом постепенно внедрить в умы и сердца подрастающего поколения мысль о первостепенной важности образования духовного. Но ничего мы «постепенно» не внедрим, если не будем прямо и ясно, здесь и сейчас говорить о том, что жизнь человека катастрофически коротка и главное, что в ней нужно успеть – это стяжать божественную благодать, которая приобретается не иначе, как чистотой веры и жизнью, согласной с ней. И если этого нет, то все остальные знания не имеют никакого смысла, как бы ужасающе это не звучало.

Мы до сих пор стараемся построить образование по Западному образцу и сделать всё так, чтобы было не хуже, чем «у них». Но послушайте, что говорит о таком образовании один из самых уважаемых и авторитетных наших архипастырей, святитель Игнатий Брянчанинов:

«Запад, отклонившись от Востока впадением в ересь, принял образованность и жизнь языческие: с этого времени учения, враждебные Православной Церкви, учения самые хитросложенные, самые дерзкие, уродливые, богохульные умножились до бесконечности».

Святителю Игнатию вторит и святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, "просвещающего всякого человека, грядущего в мир" (Ин. 1, 9), а не приближает к Нему. А без Христа суетно всё образование».

Итак, святые отцы единодушно учат нас что единственно важное образование – это образование человеческого ума и сердца по образу и подобию Божьему. А всё остальное – приемлемо и полезно только постольку, поскольку согласуется с этим главным деланием.

Это не значит, конечно, что в стране не нужна продуманная и развернутая система образования: начального, среднего, высшего… Такая система нужна, но важно, чтобы мы в основу ее положили веру и чистое благочестие, тогда всё будет у нас на своих местах. И здание русской жизни будет возводиться тогда по доброму плану, на твердом основании, как храм, а не как очередная Вавилонская башня – на песке гордыни и своеволия. Такие начинания всегда заканчиваются крахом.

«Горе тому, кто препирается с Создателем своим», - говорит пророк Исаия. Будем об этом помнить и – не посрамимся.

Жизненно важно для нас всех, для Отечества нашего чтобы во всех путях человека, от младенчества его и до самостоятельного вступления в жизнь, да и далее - окружали его и опекали люди глубокой и истиной веры и благочестия: прежде всего в семье, но и далее – в детском саду, в школе, в средне-специальных и высших учебных заведениях... И (говоря об учреждениях государственных) - не обязательно это должны быть священники. Может быть даже и лучше если это будут добрые благочестивые люди из самой среды, где обычно пребывает и находится младенец… отрок… юноша…

Помочь этому государство, несомненно, может принятием и исполнением, воплощением в жизнь продуманных законов, как ограждающих общество от зла, так и поощряющих добродетель. Это ли не поле для по-настоящему творческой, созидательной деятельности? Но если говорить в общем – то все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы в обществе нашем царила атмосфера подлинного благочестия в духе Христовом. А этого, конечно, не достичь никакими указами и директивами, но постепенным духовно-нравственным преображением нашей частной и общественной жизни.

Тогда и знания будут на пользу и послужат прославлению имени Божьего!