Собор Крымских святых. Святитель Лука как литургист.
Более 150-ти лет назад святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, сказал, что Крымская земля - «древнее и родовое достояние наше. Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных традиций. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти».
Таврида, а именно такое название носил в древние времена Крымский полуостров, имела свою многовековую христианскую традицию. Древнее предание связывает здесь начало христианства со многими угодниками Божиими, среди которых и великий исповедник веры христовой святитель Лука Крымский (СОБОР КРЫМСКИХ СВЯТЫХ).
Святитель Лука как литургист
К 100-летию архиерейской хиротонии Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Жизнь Церкви динамична и стремится всегда к Горнему, это её незыблемое условие оставлено самим Спасителем и неоднократно упоминаемое в Священном Писании : «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.» (От Матфея 16 глава,18 стих). Как апостол Пётр создавал Церковь, так и Святитель Лука созидал и создавал практически с нуля всю богослужебную жизнь на Крымском полуострове, который за годы лихолетия стал из живого организма Церкви периферийным основанием, сохраняющим редкие остатки былого устройства и благолепия Церкви. Именно в это нелегкое время на Крымскую кафедру указом Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) 5 апреля 1946 года был назначен архиепископ Лука. Литургическая деятельность Святителя Луки заключена в весьма удивительной форме которая дошла до наших дней это несомненно исполненные Духа проповеди, его указы, касательные богослужебной жизни на полуострове и его личный опыт служения.
В данном докладе в двух последних пунктах отражено отношение Святителя к Богослужению и личный опыт его восприятия. До нашего времени дошли немногочисленные указы, которые архиепископ Лука направлял по Крыму в целях унификации и совершенствования церковных служб, согласно Уставу Церкви. На примерах этих указов мы и рассмотрим его литургическое отношение к разного рода искажениям и исправлениям в богослужении.
В 1948 году, учитывая тяжелейшее состояние сельских приходов епархии, святитель обратился с рапортом к Патриарху.В нем он сообщал, что храмы по воскресным и праздничным дням пустуют народ отвык от богослужений. Кое-как сохраняется обрядоверие; о венчании об отпевании умерших народ забыл, очень много некрещеных детей.
Святитель также внимательно следил за церковным благочинием: "Приближается Великий пост, а поэтому прошу отцов благочинных напомнить всем священнослужителям вашего благочиния об обязательном применении на исповеди в дни поста правил св. Иоанна Постника и проследить за выполнением этих правил" (3 правило о Исповеди и сокращению сроков покаяния) . "Некоторые священники крестят подростков, юношей, девушек и взрослых без всякого оглашения, при полном незнании крещаемыми даже самых элементарных начатков христианского учения. Вменяю в обязанность священникам научать желающих принять Таинство крещения Символу веры с объяснением его, Десяти заповедям и Заповедям блаженств и важнейшим молитвам. Без такого оглашения не крестить достигших сознательного возраста. В восприемники и восприемницы при крещении ни в коем случае не принимать неверующих и имеющих некрещеных детей".
"Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему; я желал бы лучше сам быть отлученным от Христа (Рим. 9,2-3), чем видеть, как некоторые из вас отлучают от Христа, от веры в Него и любви к Нему слабых верою овец стада Христова своим корыстолюбием. Не есть ли священнослужение вообще, а в наше время в особенности, тяжелый подвиг служения народу, изнывающему и мучающемуся от глада и жажды слышания слов Господних (Ам. 8, II)? А многие ли священнослужители ставят своей целью такой подвиг? Не смотрят ли на служение Богу как на средство пропитания, как на ремесло требоисправления? Народ очень чутко распознает таких. Что делать с таким священником? Попробую устыдить его, затронуть лучшие стороны сердца его, переведу в другой приход с строгим предупреждением; а если и там не исправится, уволю за штат и подожду, не пошлет ли Господь на его место доброго пастыря.»
Архиепископ Лука, сам истово совершавший богослужения, требовал того же и от духовенства. Он внушал священникам, что они не имеют права сокращать богослужения, собирал съезды благочинных, чтобы обсудить положение на приходах и решить важные церковные проблемы. Владыка считал совершенно недопустимым крещение обливанием.
«Указом за № 63 от 17 сентября 1954 года запрещен в священнослужении на шесть месяцев настоятель Ильинской церкви поселка Саки, священник Иоанн Осипов по следующим мотивам: 1) За крещение младенцев и подростков обливанием, а не трехкратным погружением, с весьма нечестивым сокращением и искажением чина великого Таинства, выражающимся в опущении чрезвычайно важных молитв на освящение воды и в замене освящения воды подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. 2) За хранение запасных Святых Даров в своей квартире, в двух шагах от церкви. 3) За упорное ношение повсюду гражданской одежды вопреки клятвенному обещанию, данному при посвящении в священный сан, всегда носить присвоенную духовным лицам одежду. Своими худыми делами священник Осипов показал, что он ни во что не ставит распоряжения своего епископа и предупреждения о запрещении в священнослужении на шесть месяцев, сделанного мною в послании к крымскому духовенству от 18 мая за № 317. Запрещенный не имеет права носить крест и благословлять людей. Настоящий указ ввиду приближающейся зимы вступит в силу с 1 апреля 1955 года. 2. Указом за № 45 от 12 июня 1954 года запрещен в священнослужении на один год настоятель Успенской церкви города Старого Крыма, священник Александр Вязовой за неисправимое пьянство. Он предупрежден, что если не бросит пьянствовать, будет лишен священного сана.»
Указ от 12 ноября 1954 «Мне известно, что многие священники допускают значительные сокращения при совершении молебнов, панихид, а особенно Таинства крещения. Виновных в этом буду перево дить в худшие приходы.»
Всем священникам и диаконам Крымской епархии архиепископа Луки увещание
«До сведения моего неоднократно доходило, что многие священники епархии совершенно недопустимо сокращают чинопоследование богослужении, Таинств и обрядов. К глубокому моему огорчению вижу, что этот весьма греховный обычай укоренился, и дело дошло до того, что немногие особо благочестивые священники, совершающие службу по уставу, подвергаются обвинениям со стороны некоторых дерзких членов своей паствы в том, что они неправильно служат и вводят небывалые новшества, ибо ни один из их предшественников так нe служил. В поселке Судак дело дошло до того, что некие деревенские люди, мнящие себя знатоками церковного устава, требуют от меня увольнения примерного исполнительного священника о. Николая Мишука, а ему самому прислали гнуснейшее анонимное письмо, в котором грозят убить его, если он сам не уйдет. Таким образом, благочестивые священники подвергаются гонениям и терпят большие неприятности по вине гораздо менее благочестивых, тяготящихся уставной службой. Думаю, что я согрешу пред Богом, если не приму серьезных мер к обеспечению уставной службы, и потому с тяжелым сердцем предупреждаю, что за такие тяжелые проступки, как замена панихиды литией и служение молебнов по собственному выдуманному чину вместо указанного Святейшим Патриархом в богослужебных указаниях за 1953 год чинопоследования молебна и панихиды я буду запрещать виновных в священнослужении на два месяца, а за крещение обливанием на полгода. Взываю, братия, к иерейской совести вашей и молюсь о том, чтобы Господь Бог умножил ревность вашу о славе Его.»(8 мая 1954 г.).
Строг был Владыка к нерадивым священнослужителям. Не раз он грозно вопрошал их: "Какой ответ дам за вас Богу?" Но нуждающимся он всегда приходил на помощь, несмотря на их недостоинство. Был в Крымской епархии заштатный иерей Григорий Алейников, который в пору своей бурной молодости десять лет находился в обновленчестве, затем в 1942 году был рукоположен в Православной Церкви, но на новом месте служения зарекомендовал себя очень плохо. Неоднократно увольняли его за штат с понижением в должности до псаломщика за небрежное исполнение священнических обязанностей. Некоторое время он был в запрете за пьянство. Но когда на старости лет оказался совершенно одиноким (детей нет, жена убита в 1942 году) и без средств к существованию, то святитель Лука, сжалившись над его убожеством, хлопотал перед Святейшим Патриархом о назначении пенсии.
Личный опыт
Есть такой момент в службе, когда во время пения Символа веры архиерей склоняется над престолом, сослужители держат над его головой воздух (большой четырехугольный плат), а старший священник читает «Верую». Когда по окончании пения архиепископ Лука поднимал голову, то антиминс был орошен слезами Святителя.Службу он правил не спеша, сосредоточенно и осмысленно. Во время Евхаристического канона особенно проникновенно произносил слова: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы (при этом Владыка поворачивался и указывал рукой на народ) ломимое во оставление грехов». Святитель сам очень часто присутствовал на богослужениях и к этому призывал и клириков своей епархии.
По одному из доносов уполномоченного из патриархии был прислан проверяющий протоиерей, целью визита была оценка деятельности архиепископа Луки как правящего архиерея, на момент приезда проверяющего Святитель Лука уже полностью ослеп, из его отчета в патриархию мы знаем о том, что служа Божественную Литургию Лука ни разу не запнулся и не оступился, всю службу вел чинно и благолепно, на одном из самых важных моментов Литургии преложении хлеба и вина, в Тело и Кровь Спасителя, архиепископ Лука перед благословением слегка касался рукой дискоса и потира чтобы ощутить их и благословлял точно и не спеша, несмотря на слепоту он своей рукой, без лишней помощи благословлял Дары.
В завершение - удивительные и не поддающиеся рациональному осмыслению слова некого духовного завещания, которые Святитель Лука оставил каждому причастному к Нему : «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу».
Автор текста - Выполнил студент 4-го курса ТДС, Голубцов Денис Валерьевич, май 2023 года