Анонс

Исторические вехи трезвенического движения дореволюционной России.

вкл. . Опубликовано в Бахчисарайское благочиние

Испокон веков Православная Церковь выступала против греха пьянства. Многие подвижники Церкви, в том числе и великие, выступали со словами обличения пьянства и признавали его причиной многих других грехов. Известны слова святых отцов о пьянстве: «Пьянство — вражда на Бога...», «...Пьянство — матерь порока, противление добродетели...», «Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие» (Свт. Василий Великий (+379)), «<Пьянство> — многообразный и многоглавый зверь... здесь вырастает у него блуд, там гнев, здесь тупость ума и сердца, а там постыдная любовь» (свт. Иоанн Златоуст (+407)), «Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святаго» (прп. Ефрем Сирин (+373)) и многие другие. Православная Церковь в нашем Отечестве также всегда уделяла внимание этой проблеме.

 

            Первую известную в отечественной истории проповедь - "Слово о пьянстве" составил ещё преподобный Феодосий Печерский (+1074) в ХI веке. В ней говорится: «Пьянством - ангела-хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем, ибо бесы радуются нашему пьянству. В пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, ибо сам он становится бесом». В ХIII веке ученик преподобного Сергия Радонежского - Костромской чудотворец, преподобный Пахомий Нерехтский (+1384) сотворил, по преданию, чудо - исцелил городского пьяницу, изгнав из него пьянственного беса. Преподобный Кирилл Белозерский (+1427) в своем нравоучительном послании к князю Андрею Можайскому пишет: "Господине, крестьяне ся пропивают, а люди гибнут". Преподобный Корнилий Комельский (+1537) воспретил уставом в своей обители употребление спиртных напитков.

            Пьянство на Руси, как общественное явление, стало проявляться со второй половины XVI века. Этому способствовала государственная политика продажи алкоголя, приведшая к «окабачиванию» населения. Среди народа стали появляться обычаи употребления алкоголя. Православная Церковь, в лице своих служителей,  противосстала этому разрастающемуся злу.  В 1551 году Стоглавый собор высказал осуждение пьянству. В ХVII в. Патриарх Никон (+1681) для выработки мероприятий по борьбе с пьянством собрал особый собор ("собор о кабаках") и издал ряд  распоряжений, ограничивающих пьянство. Писали проповеди против пьянства и вели открытую борьбу с ним святители Димитрий Ростовский (+1709) и Тихон Задонский (+1783).

            С 1795 г. в России окончательно сложилась откупная система, когда каждые четыре года правительство устраивало торги, на которых небольшая группа привилегированных откупщиков выигрывала право торговать алкогольными изделиями на очередной срок. Кроме выручки от продажи алкоголя, откупщики брали в свою пользу и выручку от продажи в питейных домах съестных припасов. Откупщики того времени пользовались неограниченными правами и могли делать всё, что угодно, т. к. на их содержании находились местные чиновники.  

            История народного утверждения трезвости в России начинает четко прослеживаться с крестьянских волнений 1858-1862-х годов. Желая получить максимальную прибыль перед отменой откупной системы, откупщики в несколько раз повысили цены на алкоголь. Для справки, в этот период, стоимость ведра водки выросла с 3-3.5 руб. до 8-10 руб., при его себестоимости в 40-45 копеек. При этом в кабаки стало поступать крайне недоброкачественное зелье. Вот тогда началось и стало разрастаться народное антиалкогольное движение. Сотни крестьянских приговоров в десятках губерниях постановляли закрыть торговлю в кабаках и иных питейных заведениях. Начинали появляться общества и братства трезвости, а в церквях огромные массы людей давали обеты воздержания от спиртного. Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии докладывало Императору Александру II о небывалом в России общественном явлении: «Возвышение новым откупом цен на вино, весьма дурное его качество привели крестьян к решимости отказаться от употребления вина, если не навсегда, то, по крайней мере, временно. Это началось в Саратовской, и вслед за тем зароки повторились в Рязанской, Тульской и Калужской губерниях. Крестьяне на мирских сходках добровольно отрекались от вина, целыми обществами составляли о своих обетах письменные условия с назначением денежных штрафов и телесных наказаний тем, которые изменят этому соглашению, и торжественно, с молебствиями, приступали к исполнению условий. Этим примерам последовали в скором времени жители разных местностей Самарской, Орловской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской, а также Воронежской, Курской, Харьковской и других губерний».

В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям «...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина...». Указ вдохновил духовенство, и в южных губерниях, Киевской и Херсонской, вспыхнула новая, еще более сильная и плодотворная борьба против распространения виноторговли. Доходы откупщиков резко сократились. Упали доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости и духовенства. В апреле 1859 года откупщики жаловались министру Внутренних дел на православных священников. После обсуждения данной проблемы, министры правительства приняли решение о недопущении полного запрещения водки, так как, по их мнению, это противоречит постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в акцизное содержание, а также - общим понятия «о пользе ее употребления». Созданные без разрешения правительства братства трезвости были признаны незаконными.  Приговоры городских или сельских обществ о запрещении употребления вина было приказано уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходов для этой цели нигде не допускать. Так же появилось предписание объявить публично в храмах, что данные прихожанами обеты относятся только к воздержанию от излишнего употребления хлебного вина, а не к умеренному его употреблению. В очередной раз недальновидная государственная политика, в угоду экономическим интересам, способствовала распространению пьянства среди населения.

С 1 января 1863 года производство и продажа спиртного в России были освобождены от государственного регулирования. Производители алкоголя должны были лишь выплачивать  сравнительно небольшой акцизный налог. Для открытия питейного заведения требовалось оплатить патент, который стоил в то время очень мало. Также упразднялись сословные привилегии в питейной сфере. Владеть винокуренными заводами или питейными «точками» мог теперь любой желающий при условии уплаты установленных сумм в местное акцизное управление. Откупщики устроили распродажу своей водки плохого качества по низким ценам. Практически не контролируемые государством торговцы, соблазняя потребителей дешевой водкой, активно развернули свою деятельность по городам и весям Российской Империи.  Один винокуренных заводчиков того времени вспоминал: «Наступила горячая пора общего открытия кабаков. Заводские доверенные ездили, как угорелые, и искали хорошие места. И где только не находились эти места и где только не открывались кабаки!.. Все селения, не только торговые, но и самые глухие, не проезжие, пестрели кабацкими вывесками, все большие дороги – тоже. Открывались кабаки в самых мизерных деревушках. Открывались на всяких дорожных перекрестках. Открывались на речных перевозах, на пристанях. Открывались на мельницах, маслобойнях. Открывались среди господских усадеб. Открывались и в самых господских жилых домах. Устав о питейном сборе в то время представлял такую свободу для открытия кабаков, а стоимость патентов была такая небольшая, что можно думать, что первые составители устава боялись, как бы эти злачные места не исчезли с лица земли». Это привело к тому, что современники так описывали сложившуюся ситуацию:«Гумна очистились от хлеба, карманы - от денег, мозги - от ума, мощь и сила русского народа были потрясены». В 1885 году Синод предписывал епархиальным архиереям не допускать продажи спиртного на церковных и монастырских землях. Впоследствии, по проекту министра С.Ю. Витте, акцизная система сменилась «монополькой», при которой существовали как государственные, так и частные винокуренные заводы. Торговля водкой становилась исключительным правом казны. Осуществлялась эта торговля через казенные винные лавки, вокруг которых обыкновенно и происходило распитие. Теперь пьяные компании располагались не в кабаках, а прямо на улицах.

            После 1863 г. активность народных обществ трезвости спала до конца 80-х годов. Однако и в этот период, несмотря на запреты,  предпринимались попытки организовать кружки поборников трезвости. В  1874 г. открылось общество трезвости в селе Дейкаловке Полтавской губернии, а в 1882 г. учредилось "согласие" трезвости в селе Татеве Смоленской губернии. Его устроил сельский учитель Сергей Александрович Рачинский (1833-1902). Он сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни - православная трезвенная работа может быть по настоящему плодотворной только при церковном приходе, а также основные положения трезвенической работы. Человек должен непременно осознать главный мотив присоединения к обществу трезвости – «желание жить жизнью, Богу угодною», «жить в Боге и для Бога». Главное направление православной трезвенной работы – это практическое осуществление заповедей Божиих. Главное средство обретения трезвой жизни – обет трезвости, как церковная форма отречения от пьянства. Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Русской Православной Церкви.

В 1882 году, в самом злачном районе Санкт-Петербурга, святым праведным Иоанном Кронштадтским был организован Дом трудолюбия – воспитательно-образовательное учреждение для бедных людей, спасающее их от пьянства и тунеядства.

В 1884 году, сельский учитель, Петр Иванович Поляков (1858-1922), ставший впоследствии священнослужителем,   организовал в Курской губернии одно из первых православных обществ трезвости в России - "Христианское общество трезвости и воздержания". Там же он начал издавать первый в России трезвенный журнал "Трезвое слово", который выходил в виде сборников. В 1891 году Пётр Поляков организовал первое Всероссийское общество трезвости. Этой идеей заинтересовались в разных городах России. К 1892 году оно слилось с Попечительством о народной трезвости под покровительством принца А. П. Ольденбургского, а позднее объединило свои усилия с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости. В 1914 году протоиерей Петр Поляков стал организатором и издателем первой всероссийской противоалкогольной газеты "Трезвость",   просуществовавшей вплоть до 1917 года. Он состоял в тесной духовной связи с выдающимся подвижником того времени, святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским, внесшим большой вклад в становление трезвенных движений.

            Настоящий расцвет русского трезвенного движения наступил после определения Святейшего Синода, которое подготовил в 1889 году обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). Этим определением Святейший Синод призвал духовенство содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни. После выхода соответствующего указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти.

30 августа 1898 года в Санкт-Петербурге при Воскресенском храме было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости, основанное подвижником в борьбе за народную трезвость, "апостолом трезвости", как его называли современники, священником Александром Васильевичем Рождественским (1872 -1905). В день открытия общества в его члены было принято 150 человек, а через год численность общества достигла 3204 человек (к 1917 году было уже более 140 тысяч трезвенников). Общество действовало на базе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. В Александро-Невском обществе было организовано бюро для "приискания занятий", выдавались пособия безработным, лишившимся источника доходов по болезни или другой уважительной причине, оказывалась бесплатная врачебная и юридическая помощь. Средства, помимо пожертвований и членских взносов, добывались с помощью широкой издательской деятельности. Общество имело свою типографию. Выходило два ежемесячных журнала и один еженедельный: "Трезвая жизнь" (издание благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский), "Отдых христианина", "Воскресный благовест". К 1910 году было издано 265 названий книг и брошюр общим тиражом около 2 млн. экземпляров, причем, некоторые из книг о. Александра Рождественского выдержали несколько изданий: "Семья православного христианина", "Азбука трезвости", "Памятная книжка трезвенника" и другие. В 1909 году общество трезвости своими экспонатами принимало участие в организации антиалкогольных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Омске и за рубежом. Везде ему были присуждены высшие награды за антиалкогольную и культурно-просветительскую деятельность. Как свидетельствует отчет Святейшего Синода за 1908-09 гг., "первоначальные задачи Александро-Невского общества были скромны. Это были задачи обыкновенного общества трезвости. Трезвенники вместе молились, вместе поучались у своего руководителя, старались поддерживать друг друга в несении трезвенного подвига и привлекали к трезвости других, спасая от пьяной и разгульной жизни. Но с развитием деятельности Александро-Невского общества расширились и его задачи. Понимая под трезвостью не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христиански-органическое начало жизни, приводящее в гармоничное сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от подавления темными силами, названное общество направило свою деятельность на устранение самих причин и условий зарождения нетрезвости. С этой целью, не ограничиваясь разъяснением спасительной силы трезвости и гибельности пьянства, оно обратило главное внимание на возможно лучшую и правильную постановку проповеди, уясняющей истины веры и нравственности, как руководящие начала для жизни каждого христианина".

В 1905 году в Сергиевой пустыни под Петербургом иеромонахом Павлом (Горшковым) была организована 1-я Российская Сергиевская школа трезвости, главной целью которой было предохранение детей от порока пьянства. Обучалось и воспитывалось в школе трезвости до 300 детей в возрасте от 8 до 16 лет. По окончании курса учения дети пристраивались к ремеслу или отдавались в специальные учебные заведения. В школьную программу обучения входил Закон Божий, русский язык, арифметика, другие предметы, но главное внимание все же уделялось преподаванию трезвости, которое велось в форме простых, доступных для детей бесед. Кроме того, элементы преподавания трезвости входили во все изучаемые предметы. Не редко случалось, когда кто-нибудь из школьников приводил за руку алкоголика-отца, и тот просил принять его в члены местного общества трезвости.

По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, к началу 1911 г. церковных обществ трезвости в Империи насчитывалось 1767. Из них 461 (25%) были открыты до 1900 г. Чтобы отвлечь народ от кабака, общества предпринимают следующие действия:

1. Устраивают чайные и столовые, где предлагают дешевые чай и пищу хорошего качества.

2. Для при влечения в чайные и столовые посетителей приобретают газеты и журналы, а в иных организуют и библиотеки, из которых книги выдаются и на дом. В некоторых играют "оркестрионы". Есть чайные, в которых накануне праздников служится Всенощная, в день праздника проводят духовные беседы, которые начинаются и кончаются общим пением молитв.

3. Для распространения сведений о вреде пьянства устраивают беседы и чтения, раздают специальные издания, листки, брошюры и книги; создают библиотеки с книгами против пьянства.

4. Формируются библиотеки и укомплектовывают их книгами, допущенными Министерством Народного Просвещения к обращению в народе.

5. Открывают специализированные книжные лавки.

6. Создают воскресные школы для членов обществ трезвости и их детей.

7. Проводят беседы в храмах.

8. Организуют обучение церковному и светскому пению.

9. В летнее время предпринимают паломничества для поклонения особо чтимым святыням, устраивают крестные ходы, прогулки с образовательной целью.

10. Ставят спектакли, устраивают концерты, проводят вечера.

11. Пользуясь правом следить за нарушениями питейного устава, многие общества трезвости не раз возбуждали ходатайства о закрытии трактиров и питейных заведений и иногда, хотя с великим трудом, достигали желаемого результата.

Наряду с православным трезвенным движением набирало обороты государственная система противодействия алкоголизации народа посредством повсеместного учреждения попечительств о народной трезвости. Высочайше утвержденный 20 декабря 1894 года Устав об этих попечительствах возлагал на них одну основную задачу – «ограждение населения от злоупотребления крепкими напитками». Уставом определялся и приоритетный способ ее достижения – «составление и распространение изданий, разъясняющий вред» от такового злоупотребления. Кроме выпуска антиалкогольной литературы, для отвлечения народа от пьянства планировалось проводить чтения, устраивать чайные, столовые, библиотеки, театры, гуляния. Правительство, учреждавшее попечительства о народной трезвости, имело цель не утверждение трезвого образа жизни, а лишь «ограждение населения только от злоупотребления» спиртным. Конечно же, такие полумеры привести к серьезным положительным результатам не могли, а в ряде мест времяпровождение на специально организуемых гуляниях, в театрах и чайных вырождалось в банальные коллективные попойки, имевшие лишь вид культурности. Значительные успехи приносило православное трезвенное движение, несущее народу не только высокую идею абсолютной трезвости, но также и духовное просвещение.

Представители духовенства участвовали в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (Санкт-Петербург, декабрь 1909-январь 1910 гг.). В июне 1912 г. в Москве с благословения Святейшего Синода по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского Епархиального общества борьбы с народным пьянством был устроен Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Почетным покровителем съезда был митрополит Московский и Коломенский, потом Санкт-Петербургский, а впоследствии Киевский и Галицкий, священномученик Владимир (Богоявленский; 1848-1918). При открытии съезда Владыка Арсений говорил: "В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова". Он же отметил, что работа обществ трезвости, которую возглавляют деятельные и самоотверженные пастыри, дает изумительные результаты. Особо следует указать на вывод, к которому единодушно пришли делегаты съезда, сформулировав его в резолюции: "Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника".

В 1909 году издается указ Святейшего Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. В том же году Синод вновь обратился к правящим архиереям всех епархий с просьбой «силою архипастырского влияния и власти» вменить вверенному им духовенству в обязанность «воздействовать на прихожан живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, а также при решении дел общественных и частных». Как в прежних своих определениях, так и в определении 1909 года, Святейший Синод указывал на особое значение приходских обществ трезвости в деле противодействия алкоголизму в России.

При широкой постановке борьбы Церкви за народную трезвость требовались хорошо подготовленные кадры. В 1909 г. появляется Указ Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. "Имея в виду, что воспитанникам духовных семинарий по окончании образования предстоит трудиться в звании учителей и священно-церковнослужителей, Святейший Синод признал желательным и необходимым знакомить воспитанников, особенно старших классов, с гибельными последствиями алкоголизма, дабы по выходе из школы на дело свое они являлись крепкими и убежденными борцами с этим народным недугом. В этих видах Святейшим Синодом указано, что правлениям семинарий надлежит: а) образовать при ученических библиотеках особый отдел по борьбе с алкоголизмом, наполняя его книгами в установленном порядке; б) поручить врачу семинарии при преподавании гигиены и начал медицины в означенных классах подробно и обстоятельно выяснить ученикам все гибельные последствия для организма от неумеренного употребления алкоголя; в) озаботиться приобретением наглядных пособий для лучшего усвоения учениками гибельных пороков пьянства, в виде картин с изображением различных органов, поврежденных алкоголем; г) преподавателям пастырского руководства вменить в обязанность знакомить учеников со способами пастырской деятельности по распространению в народе трезвости посредством устройства общин трезвости и других мер борьбы с развращающим влиянием народного пьянства". (Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг.).

В 1910 году Святейший Синод своим указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. А с 1914 года в школах Министерства народного просвещения предписывалось преподавать учащимся старших классов курс гигиены с обязательным сообщением сведений о вреде алкоголя по одному часу еженедельно в течение года.

 В 1911 году возник и начал стремительно развиваться Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников. Ее августейшим покровителем стал великий князь Константин Константинович.

В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914г. сообщается о результатах проведения в жизнь Указа от 1909 г. Соответствующие темы были введены в программы дисциплин: "практическое руководство для пастырей", "гомилетика", "медицина" и "психология". На лекциях демонстрировались картины, картограммы и кинофильмы. Приобреталась соответствующая научно-популярная литература в семинарские библиотеки. Воспитанникам излагалась история и методы борьбы с алкоголизмом.

В 1910 году Синод издал подобный Указ для церковно-приходских школ. Учитывая, что в 1913 году церковных школ для детей в России было 37590 и в них обучалось более 2 миллионов мальчиков и девочек, можно представить результаты введения в программы этих школ уроков трезвости. Стали появляться учебные пособия для проведения таких занятий в церковно-приходских (и иных начальных) школах, часто написанные священниками.

Отдельным направлением социально-педагогической работы было издание специальных трезвеннических журналов или приложений к журналам. В указателе антиалкогольной литературы Н.П.Блудорова встречается 32 названия антиалкогольных журналов, приложений к журналам и периодических листков, издававшихся духовенством и обществами трезвости - церковными или в деятельности которых духовенство принимало активное участие.

Священномученик епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский 1919) являлся Председателем Комиссии по борьбе с пьянством в Третьей Государственной Думе. Это обстоятельство указывает на еще одно направление церковной работы по отрезвлению народному - участие в законодательной деятельности.

К марту 1914 года "относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного - 29 августа (ст. стиля), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковного праздника трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством".

 

С 19 июля 1914 года по указу императора Николая Александровича торговля алкогольными изделиями на время мобилизации была прекращена, а в конце августа продлена на все время войны. Согласно статистике в это время резко снизилась преступность, а также количество пьяниц и психических больных. Несмотря на большое количество призванных в армию, на производствах уже через год производительность труда повысилась на 9-13 %, прогулы снизились на 30-40 %. В сберегательные кассы потекли крупные суммы денег. «Сухой закон» получил поддержку у 84 % населения России. Газеты того времени писали: «Россия осознала, что именно трезвости она будет обязана и своей победой и экономическим и духовным возрождением». Последний русский царь, ныне прославленный в лике святых, принял решение навсегда воспретить в России казенную продажу водки. Однако после революции «сухой закон» просуществовал недолго и был отменен в 1925 году.

На 1 Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с народным пьянством, проходившем в Москве в 1912 году архиепископ Новгородский Арсений сказал: «... нужно совершить переворот в умах людей, нужно радикально изменить установившееся понятие о спиртных напитках. Необходимо убедить людей, что спиртные напитки - это яд для души и тела. Что напиться дома, в гостях, у соседей, в праздник - является большим позором».

 

(При подготовке статьи использовались материалы психолога, доктора философии В.А.Цыганкова, а также информация с сайта Межрегионального общественного движения во имя св. блг. кн. Димитрия Донского «Антиалкогольный фронт»).

 

Материал подготовил сотрудник отдела социального служения Бахчисарайского благочиния Загудаев Станислав Михайлович

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика