Анонс

Сотрудник епархиального отдела образования выступил с докладом перед студентами политехнического колледжа, в рамках проведения Комплексных мероприятий в Крыму по противодействию идеологии терроризма

вкл. . Опубликовано в Симферопольское благочиние

Во исполнение  Указа Главы Республики Крым С.В.Аксенова «Об утверждении Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Крым на 2015-2018 гг.» в Государственном  бюджетном профессиональном учреждении Республики Крым «Симферопольский политехнический колледж» состоялось культурно-просветительское мероприятие воспитательного характера с целью привития студентам межнациональной и межрелигиозной толерантности. По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря настоятель церкви Всех Святых, методист епархиального отдела образования, протоиерей Олег Тышкевич принял участие в проведении данного мероприятия и выступил перед студентами с докладом « Образование против терроризма: о некоторых вопросах антитеррористической педагогики».

Так в своем выступлении священник отметил: «Терроризм сегодня перечисляется в ряду наиболее острых проблем всего человеческого общества. Среди новостей из жизни стран, народов наиболее часто мы слышим  о совершившихся терактах, которые уносят десятки иногда даже сотни и тысячи  жизней невинных людей, приносящие колоссальные экономические убытки, искалечивающие судьбы людей, уничтожающие их веру в светлое будущее. Пока весь мир борется с терроризмом, кажется безуспешно, ибо всякие меры и усилия по его предупреждению не всегда дают желаемые результаты. Даже самые мощные державы, власти сегодня оказываются в плену проблем, связанных с атакой террористов. Применяются силовые методы, жесткие экономические санкции, которые теоретически должны покончить с этим злом. Однако и они не всегда дают результаты, так как не могут уничтожить корни появления и роста терроризма.

Воспитание как говорят, вечная категория. Человечество не может существовать без межпоколенной трансмиссии социально-исторического опыта, общечеловеческой и национальной духовной культуры. Именно идеи и традиции гуманизма, высокой духовности, которые лежат в фундаменте воспитания, должны стать средствами искоренения терроризма во всем мире.

В отличие от политических, военно-силовых, экономических методов борьбы с терроризмом, воспитание, реализуемое через образование, кажется, на первый взгляд, не совсем действенным, оперативным фактором антитерроризма. В истории человечества известны попытки изменить общество в лучшую сторону через воспитание и просвещение. Конечно, по философским канонам базис определяет надстройку. С этой точки зрения, экономическая основа общества, в первую очередь, должна выступать в качестве «заслона» терроризму.

Авторитетные специалисты связывают корни терроризма со скоплением большого объема богатства в руках меньшинства, территориальными и иными амбициями стран, этнических групп. В то же время международными экспертами постоянно отмечается прямая связь между уровнем конфликтности и состоянием образования.

Образование, будучи фактором развития экономики, духовной сферы жизни всякого общества могло быть вполне действенным механизмом борьбы с терроризмом, как в национальном, так и в глобальном масштабе.

Данное утверждение обосновается следующими соображениями:
1. Образование поднимает интеллектуальный уровень, духовную и нравственную сферы людей, тем самим, направляя их усилия на достижение более возвышенных целей развития страны, социальных групп, семьи и отдельного человека.
2. Образование развивает человеческий капитал, повышает конкурентоспособность людей, открывая просторы для передвижения рабочей силы, идей, что позволяет сбалансировать уровень безработицы в бедных странах, привлечь инвесторов в их экономику, развивать культуру производства и потребления.
3. Образование способствует развитию науки как производительной силы, которая в итоге должна служит гуманным целям.
4. Образование аккумулирует и процесс воспитания в узком смысле слова, который означает формирование у подрастающего поколения высоких духовно-нравственных ценностей, гуманистических качеств, привитие им идей толерантности, культуры межэтнического общения. Высокая духовность и нравственность подрастающего поколения будет мощным вызовом на борьбу с терроризмом.
5. Образование интегрирует этнические меньшинства в социокультурные и экономические процессы в государстве, объединяет все этносы, проживающие в стране в единую нацию.
6. Именно образование, предоставляющее собой систематический процесс обучения и воспитания, способно формировать у подрастающего поколения знания и представления о корнях, пагубных последствиях террористических действий, о путях их предупреждения, коллективной борьбы по окончательному искоренению терроризма на всей планете.
7. Воздействие образования на предупреждение терроризма и борьбы с их последствиями, по сравнению с политическими, экономическими, военно-силовыми мерами ощущается не сразу, медленно, долговременно.
Однако в отличие от трех названных мер борьбы с терроризмом, образование своими специфическими средствами сможет глубоко воздействовать в душу и сознание людей, меняя их взгляды, намерения, жизненные устои, мировоззрение. Образование призвано формировать ценные духовные убеждения, которые могут выстоять перед могуществом сил терроризма.
8. Образование является одним из действенных механизмов социальной и экономической реаблитации и послевоенного восстановления стран, переживших войны и терроры.
9. Образование строится на общечеловеческих и национальных духовных ценностях, социально-историческом опыте, силами которого можно внушать в сознание подрастающих людей то, что духовная культура ни одного народа не направляет подрастающих людей на совершение зла, возвышает идеи человеколюбия, толерантности.

За последние два десятилетия на территории бывших советских республик совершались десяти (может сотни) малых и больших террористических актов. Возможно, советская пропаганда скрывала случаи террористических актов, они, все - таки, совершались не так часто, как за последние годы. Создав открытое для всего мира общество, мы часто сталкиваемся с «экспортом» терроризма из одной страны в другие, с наличием «очагов» распространения терроризма. Надежным препятствием к распространению терроризма может быть образование.

Искоренение и предупреждение терроризма в странах возможно и путем оказания гуманитарной помощи, среди которых особое место занимает помощь в сфере развития образования. Предлагаются следующие возможные варианты использования образовательных механизмов как эффективного инструмента борьбы с терроризмом в национальном и глобальном масштабе:

1. Тотальный переход к интеграционным процессам в мировом образовательном пространстве. Необходимо предпринять меры по согласованию образовательных систем - на региональном, а затем в более широком уровне. Следует реализовать поэтапный переход к единой структуре и стандартам образования, а также осуществить меры по остановке дезинтеграционных процессов в образовании, характерных для стран постсоветского пространства 1990-х – начала 2000-х гг..
2. Помощь в образовательной сфере странам и народам, пережившим войны и терроризм не должно ограничиваться лишь в создании инфраструктуры образования, подготовки кадров, но и в направлении гуманизации и демократизации всего образовательного процесса.
3. На специальных факультативных курсах, например «Основы толерантности», дети должны получить представления о терроризме, как антигуманном явлении, о путях борьбы с этим злом на глобальном, национальном, местном масштабе, о способах психологической и иной защиты. Нужно привлечь детей в различные конкретные формы и виды деятельности (учебная, трудовая, художественная, эстетическая, спортивно-оздоровительная и др.), направленные на выработку навыков и умений реального, посильного вклада в дело борьбы с терроризмом.
4. Развитие полиязычного, поликультурного образования с учетом специфики образовательных учреждений государствообразующих этносов, так и этнических меньшинств.
5. Усиление духовно-нравственного, воспитательного потенциала современных образовательных систем, педагогических технологий, информационно-коммуникативных и иных средств современного образования.

Таким образом, образование имеет огромный потенциал в борьбе с международным терроризмом. Используя антитеррористический потенциал образования в комплексе с политическими, экономическими, военно-силовыми механизмами борьбы с терроризмом можно не только искоренить его актуальную сферу, но и предупредить возможные деяния злоумышленников. Образование медленно, долго, но глубоко действует на душу и сознание человека, мнения социальных групп, которые, исходя из правильного воспитания и твердого убеждения, могут быть творцами гуманных целей и преградой для антигуманных поступков».

 

 

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика