Анонс

Святитель Серафим (Соболев)

вкл. . Опубликовано в Святые

26 февраля - День памяти святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, ревностного поборника чистоты православной веры, широко почитаемого в Болгарии и прославленного в лике святых Русской Православной Церковью в 2016 году. Но не многие знают, мы имеем основания считать его и нашим, крымским святым.

Будущий святитель родился в Рязани 1/13 декабря 1881 года и был десятым ребенком в семье в семье благочестивого мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны.

Будучи от Бога наделен многими способностями и талантами, он быстро стал восходить «от силы в силу».

Окончив с отличием Рязанскую духовную семинарию, а затем, в 1908 году и Санкт-Петербургскую академию с предоставлением ему научной степени «кандидата Богословских наук», будущий владыка был пострижен в монашество и в том же году рукоположен в дьяконский, а затем и священнический чин.

Его кандидатская работа по теме «Учение о смирении по Добротолюбию» получила высокую оценку академического сообщества и была признана «выходящей за рамки кандидатской диссертации».

Способности организатора и руководителя удобно совмещались в нём с высоким духовным настроем и стремлением проводить свою жизнь в согласии с Богом.

В последующие годы он преподавал в духовных училищах, а в 1912 году с возведением в сам архимандрита стал ректором Воронежской семинарии.

Это было время повсеместного «шатания» умов и семинарии, увы, были зачастую оплотом и рассадником революционных настроений.

Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в связи с новым назначением отца Серафима написал ему: «Вы назначены в наибезнадёжнейшую и бунтарскую семинарию»

Однако, совмещая строгость с участием и вниманием к судьбе каждого учащегося, будущий святитель сумел за несколько лет одну из худших семинарий превратить в лучшую (чтобы не сказать образцово-показательную).

Резко отрицательно будущий архипастырь отнесся к произошедшей сначала февральской, а затем и октябрьской революции. В числе немногих не только мирян, но и духовных лиц, он сохранил верность Государю, как Помазаннику Божьему.

Впоследствии он писал: «Преступно было русским православным людям стремиться к устройству своего государственного правления по образцу конституционных и республиканских правлений Европы в то время, как мы должны были руководствоваться своею православною верою, которая повелевает нам сообразовать свою жизнь во всех её областях с Божественным Откровением и основанным на нем святоотеческим учением».

Больше того, и много лет спустя, когда, казалось бы, в России на века установилась атеистическая власть, святитель утверждал:

«Если нельзя сказать, что слова Божественнаго Откровения изжили себя, то нельзя сказать, что и царская власть, как на них основанная, изжила себя. Действительность, напротив, свидетельствует, что не царская самодержавная, а парламентарная власть изжила себя. Русским людям в вопросе о будущем строе правления нашей Родины надо сообразоваться с Богооткровенным и святоотеческим учением и следовать не за врагами, а за истинными и гениальными ея сынами, каковыми были Достоевский и Пушкин, свидетельствовавшие всю необходимость для счастья и могущества России не демократического, а, именно, царского самодержавного строя».

В 1918 году, несмотря на все старания владыки, семинария была закрыта, а с занятием Воронежа войсками Деникина, перед архимандритом Серафимом встал вопрос о выборе дальнейшего пути приложения своих сил в служении Богу и людям. Видя повсеместные и жестокие гонения, воздвигаемые новой властью в отношении верующих, архимандрит Серафим поступает по слову Божьему и, с отступающими войсками, направляется на Юг.

Так он на полгода оказывается в Крыму.

7 мая 1920 года архимандрит Серафим становится ректором Таврической Семинарии, а 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Кафедральном Александро-Невском соборе принимает от митрополита Антония (Храповицкого) рукоположение во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.

Но уже через месяц становится ясно что Белой армии Крым не удержать и перед епископом Серафимом снова со всей остротой встаёт вопрос о выборе дальнейшего пути. Он просит у правящего тогда в Крыму архиерея Димитрия (Абашидзе) благословения остаться в Крыму. Однако владыка не решается взять на себя такую ответственность и предлагает, помолившись, вытянуть жребий. Так и поступили.

14 ноября вместе с комендантом Севастополя святитель Серафим покидает Крым.

Весной 1921 года он попадает в Болгарию, где его духовные и административные способности находят широкое применение и приложение.

Болгария тогда стала пристанищем для 50 000 соотечественников, и владыка со свойственной ему энергией и решимостью принимает на себя окормление русской паствы.

В 1921 году патриарх Тихон изменил титул епископа Серафима на Богучарского, викария Воронежской епархии.

Находясь в юрисдикции РПЦЗ, владыка развивает активную благотворительную, социальную и просветительскую деятельность, которая не только ободряла и поддерживала русских людей в изгнании, но и привлекала новых многочисленных прихожан из местного населения.

В 1934 году владыка был возведен в сан архиепископа митрополитом Антонием (Храповицким).

В это время владыка много проповедует и пишет на духовно-нравственные темы, в том числе и полемические, обличительные статьи против распространяющегося тогда в православной среде еретического учения софилогии.

При строгом своем неприятии безбожной советской власти, владыка всегда оставался патриотом своего Отечества в высокое призвание и путь которого он не переставал верить.

Так во время Великой Отечественной войны, вопреки тому, что Болгария заняла сторону гитлеровской Германии, владыка никогда не участвовал в молебнах о победе германского оружия и не благословлял своим чадам вступать в воинские соединения, создаваемые гитлеровцами якобы для борьбы с безбожной властью на территории России.  

Больше того, проявив добрую волю и инициативу,  30 октября 1945 года владыка был принят вместе с семью русскими приходами в Болгарии в юрисдикцию Московского патриархата.

В тоже время, наблюдая общемировую тенденцию размывания духовных и нравственных ценностей, владыка прозорливо и строго предупреждал об опасностях продвижения глобалистских идей.

Во время проходившего в 1948 году в Москве Всеправославного Совещания владыка делает доклад о недопустимости участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении и, конкретно, в работе Всемирного Совета Церквей.

Вот что он тогда говорил:

«За экуменическим движением стоят исконные враги Православной Церкви — масоны.

…Да избавит нас Господь от любви к экуменическому движению. Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям, в какой она пребывает доселе. Да, мы одиноки. Но в этом одиночестве, в этой нашей обособленности — залог спасения от гибельного натиска на Русскую Церковь со стороны масонства, — залог спасения не только Русской, но, может быть, и всей Вселенской Православной Церкви».

…Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? (2 Коринф. VI, 14-15). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1, 1)».

За свою почти тридцатилетнюю святительскую деятельность владыка Серафим приобрел широкое почитание и любовь не только русских и болгар, но и многих православных людей стекавшихся к нему «со всех концев земли».

Скончался он в Неделю Торжества Православия, 26 февраля 1950 года и был похоронен в крипте русского Свято-Никольского храма Софии.

Уже при жизни к нему относились как к архипастырю несомненно высокой духовной жизни, что и подтвердилось по успении его многими исцелениями и чудесами, которые не прекращаются до сих пор, что и подвигло Русскую Православную Церковь поднять вопрос о его прославлении.

- - -

Удивительное совпадение (да и совпадение ли) что перелом в крымском противостоянии 2014 года произошел именно в день памяти этого святого, всем сердцем любившего Бога и желавшего Отечество свое видеть служащим Ему с полным самоотвержением, верой и правдой.

Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас!

Подготовил  протоиерей Димитрий Шишкин

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика