Анонс

Протоиерей Димитрий Шишкин. О ЛЮБВИ К ЗЕМНОМУ ОТЕЧЕСТВУ

вкл. . Опубликовано в Статьи летопись

Увы, немало встречается у нас примеров прохладного и равнодушного, а то и раздражительного отношения к своему Отечеству со стороны молодежи, но даже не тех, кого принято называть «подрастающим поколением», а тех, детство кого прошло в пресловутые 90-е. Примеры эти тем более изумительны для среднего и старшего поколения, что представители его привыкли считать, что любовь к Родине – это нечто само собой разумеющееся и естественное, как дыхание, умение ходить и разговаривать…

Но вот тут-то и выяснилось, что как младенцу надо помочь начать дышать при рождении, как его с терпением и постоянством нужно учить ходить и разговаривать – вот также точно нужно учить наших детей любви к Родине.

Помните слоган из 90-х: «Просто добавь воды!». Реклама забытого ныне напитка «Инвайт-плюс». Мы наивно радовались и изумлялись чуду заморской химии, когда из неведомого порошка можно было сделать «чудесный напиток». Они – эти чудеса «непищевой» промышленности были привлекательны, сладки на вкус, просты в приготовлении, но… как выяснилось впоследствии, вредны для здоровья. И некоторые из них, как говорят, вымывают постепенно кальций из организма. Не знаю, правда это или нет, но это хороший образ для понимания того, о чем мы сегодня будем говорить. Итак, незаметное и постепенное вымывание кальция означает не что иное, как постепенное разрушение костей, скелета, нарушение опорно-двигательной системы, а в крайнем своем проявлении – инвалидность. Вот так – жил себе человек, был активен, занимался какими-то делами и вдруг стал слабеть, хиреть и оказался в инвалидном кресле. А виной, при ближайшем рассмотрении, оказывается некий «чудесный напиток», который он принимал день за днем, год за годом и который постепенно разрушал скелет этого несчастного человека.

К чему я это говорю? А к тому, что за последние тридцать лет выросло поколение, у которого постепенно, день за днем, целенаправленно и планомерно вымывали из организма «кальций» патриотизма и любви к своему Отечеству. Самое горькое, что это делалось сознательно и организованно теми силами, которые хотели бы разрушения нашего национального костяка, которым именно и надо, чтобы Россия оказалась «в инвалидном кресле» и ее тогда можно было бы (с сочувствием и переживаниями даже) «катить» куда надо.

Мы – среднее, скажем так, поколение, недооценили значение проповеди, слова в воспитании патриотизма. Нам, заставшим послевоенный высокий дух, всё казалось, что любовь к Отечеству, готовность трудиться и жертвовать собой ради его процветания – есть нечто само собой разумеющееся, что-то, что будет само собою продолжать свое действие в детях и внуках естественным образом. И вот теперь, по прошествии тридцати лет после краха СССР мы понимаем, что этот дух не действует сам по себе, автоматически, а нуждается в нашем активном и деятельном соработничестве. И мы понимаем теперь, что сами мы не просто «с воздухом» впитали этот дух, а именно были воспитаны в нем теми, кто заплатили за него высокую цену, за что мы и кланяемся земно нашим добрым наставникам и учителям. Но сами мы, увы, оказались в этом смысле не на высоте и выросло, как я уже сказал, поколение в общем замечательных и славных ребят, но… расслабленных, если так можно сказать, немощных, не инвалидов еще, но имеющих серьезные проблемы с нравственной «опорно-двигательной системой» и именно по причинам, названным выше.

Этим составом, вымывающим кальций из организма, стал тот либерально-демократический, космополитический воздух «свободы», который проник к нам после того, как поднялся железный занавес и началось очередное действие исторической драмы под названием «Россия и мир». Слово «свобода» я не случайно взял в кавычки, потому что под этим словом подразумевалось зачастую то, что в нашей традиции называется распущенностью и пошлостью, хамством и стяжательством, продажностью и предательством…

Итак, что нам делать? Как воспитывать юношество? Вывод может быть только один – найти золотую середину между ура-патриотизмом и космополитической индифферентностью и говорить, проповедовать, придерживаясь этой «золотой середины», о любви к нашему дорогому, Богоспасаемому Отечеству.

Эта любовь основана на православной вере, на чувстве собственной сопричастности к жизни и истории Родины, на чувстве благодарности предкам (тем из них, кто с крепкой верой созидали добрую жизнь на началах евангельской нравственности), на великодушии и умении видеть и развивать то самое лучшее что есть в Отечестве нашем, в то же время противостоя мудро и последовательно всякому злу, искореняя всё то, что недостойно высоты нашего призвания – быть причастниками Божеского естества.

И вот здесь самое время сказать о том, почему само это понятие – Отечество мы считаем высоким.

Это важно, тем более, что даже люди, именующие себя православными (например, так называемые «уранополиты») утверждают, что земное наше отечество не значит ровным счетом ничего в духовном смысле и должно нами вменяться «в уметы», по слову одного такого ревностного «небожителя». В оправдание своей дерзости уранополиты приводят тот аргумент, что в Священном Писании якобы нигде мы не найдём заповеди о почитании земного отечества.

В опровержение этой, мягко говоря, ошибочной теории уже много чего сказано, но вот недавно мне встретились изумительные по глубине слова Апостола Павла, прямо относящиеся к теме нашего разговора. Апостол в послании к Ефесянам говорит о том, что всякое земное отечество есть образ отечества Небесного и само наименование своё приемлет от имени Небесного Отца. Вот эта цитата полностью: «Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 14-15).

Вот как толкует этот отрывок авторитетный экзегет, блаженный Феофилакт Болгарский: «От верховного Отца, говорит, всякое отечество: на земле — племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов… и от Него произошли те, которые именуются отцами».

То есть, само понятие отечества возводит нас к памяти об Отце Небесном, посредством отцов земных благоволившем открыть нам правду о Себе, о мире и о нашем Богосыновстве, о высшем призвании быть по благодати чадами Божьими.

И в отношении России эта преемственность – Отец Небесный-святые Отцы-Отечество – выглядит особенно органично, потому что именно наше отечество, Русь, основанием своим имеет православную веру, стремление соединить свою жизнь с Богом, чему и учат и словом, и примером жизни наши святые отцы.

Если угодно земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному, заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина. И в этом смысле помянутый уранополитизм сроднен ереси иконоборчества.

Лик иконы может быть затемнен от времени, он может быть исковеркан, поруган и осквернен, но, несмотря ни на что, в иконе мы продолжаем видеть икону, а не просто доску, покрытую красками. И чувство благоговения и любви к иконе, отнюдь не отменяет чувство благоговения и любви к Богу и стремление в Небесное Царствие.

Больше того, наша цель, как граждан своего земного Отечества состоит в том, чтобы эту икону привести в надлежащий вид, «отреставрировать» её, если угодно, умолить Господа её освятить, если она была осквернена и молиться перед ней с благоговением и любовью.

Русская Церковь на протяжении веков создавала эту икону Царствия Божьего создавала жизнью множества людей, стремившихся к святости. Эти люди жили не только возвышенной духовной, но и душевной и телесной жизнью и святость, освящение Духом Святым принимали не только души и даже не только тела, (становившиеся по успении своем мощами), но и земля, и предметный мир. И именно из этого сочетания богатства духовной, душевной и телесной жизни складывалось постепенно то, что мы именуем сегодня Отечеством, Родиной. Что стремимся отстоять от поругания, что стремимся восстановить и освящения чего просим слезно у Господа. Это понятие – земного Отечество не только не противно понятию Отечества Небесного, но оно с ним связано неразрывно, как связаны воедино Церковь Торжествующая и Воинствующая в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. И этой Церкви в нашем Отечестве присущи свои, самобытные особенности и черты: от душевных, до обрядовых, культурных и материальных…

Можно сказать, что Святая Русь – наше Отечество – это реальность духовной, душевной и телесной полноты, образовавшаяся из тысячелетнего соработничества Бога и Его людей на территориях исторической Руси. Эта реальность – дар Божий, своеобразие, которое ничуть не противно непостижимому многообразию духовной жизни. Больше того - наше Отечество – это дар Святого Духа, который мы не просто должны, а обязаны сохранить и приумножить, подобно слуге, призванному к умножению талантов.

Нечувствие и неценение этого дара – есть именно следствие разрушения духовной жизни, цель, которая, может быть, сознательно была поставлена теми, кто хочет разрушить Святую Русь окончательно, стереть это понятие из памяти человечества.

Нужно быть слепым, чтобы не видеть то единство высочайших духовных устремлений и любви к своей земной Родине, которым жила и живёт наша Церковь на протяжении столетий. Живёт Церковь, не отдельные даже люди, а Церковь в своей полноте, то есть Тело Христово. Сам Господь не чурается принимать какие-то лучшие национальные черты, освящать, преображать их, сотворяя из народов языческих, единый народ Божий. Русский народ.

И та любовь к России, любовь к своему Отечеству, которую мы находим во множестве русских сердец на протяжении всей русской истории, эта любовь, которую мы смело назовем патриотизмом – это не отвлеченное чувство, а чувство духовное, связывающее тесно Родину земную с Небесным Отечеством. И пусть мы знаем, что земля и все дела на ней сгорят, но это отнюдь не значит, что мы должны быть равнодушны к своему Отечеству. Потому что это и есть наша школа вечности.

Что же сказать напоследок о патриотических чувствах. Какое трогательное место есть в Евангелии, когда Господь, творец Вселенной взирает с высокого места на град Иерусалим и с болью, но и с любовью говорит: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.23. 37).

Потрясающие слова и предостерегающие. Послушаем Господа, прибежим под Его покров и Отечество наше подобно городу Ниневитян да будет помиловано Господом и принято в Его жизнь! К этому будем стремиться, этого искать вместе с Господом, не чураясь любви к своей Родине, не боясь патриотизма, а возрастая в вере, верности и любви к Богу и ближним на той земле, в том народе и в том Отечестве, которое по Своей неизреченной милости даровал нам Господь.

Редакция 2024 г.

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика