Крымская митрополия

Любовь как движущая сила Творения

Вопрос о причине и цели творения мира — один из фундаментальных в богословии и философии. Христианская традиция, опираясь на труды святых отцов и богословов, предлагает глубокое и многогранное понимание этого вопроса. Основная идея, пронизывающая эти учения, заключается в том, что Бог сотворил мир не из нужды или необходимости, а из преизбытка Своей благости и любви.

Святые отцы единодушно утверждают, что Бог, будучи благим и преблагим, не мог оставаться в уединении Своей совершенной природы. Его безграничная благость побудила Его к действию, к созданию того, что могло бы стать причастным Его благодеяниям. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин: «Благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости». Это означает, что творение — это акт щедрости, излияние Божественной благости вовне.

Святитель Филарет Московский развивает эту мысль, подчёркивая роль Божественной любви: «По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит блаженство, жизнь и благобытие твари». Здесь мы видим не просто одностороннее излияние благости, но и динамичное взаимодействие между Творцом и творением. Творение призвано не только принимать Божественную славу, но и возвращать её, участвуя в вечном круговороте любви и благодати.

Важно понимать, что когда мы говорим о «причине» творения в богословском контексте, это не следует отождествлять с причинно-следственными связями, присущими нашему человеческому опыту. Бог не испытывает нужды ни в чем. Он не нуждается в служении рук человеческих, как сказано в Деяниях апостолов (Деян. 17:25). Его бытие совершенно и самодостаточно.

Владимир Николаевич Лосский, размышляя над этим, отмечает: «Те нравственные мотивы, которыми иногда пытаются обосновать творение, лишены смысла и безвкусны. Бог–Троица есть полнота любви. Чтобы изливать Свою любовь, Он не нуждается в „другом“, потому что другой — уже в Нём, во взаимопроникновении Ипостасей. Бог потому Творец, что пожелал им быть». Эта цитата подчёркивает, что Бог не творит из-за какой-то внешней необходимости или недостатка. Его желание творить проистекает из Его собственной внутренней полноты и любви.

Протоиерей Георгий Флоровский вторит этой мысли, говоря, что творение — это «свободное, „добровольное“ Божие деяние, а не неотъемлемое Его свойство или нечто „необходимо“ присущее Ему. Итак, мир не является необходимостью, и взглянуть на это можно с двух позиций: со стороны мира, который „мог бы и не существовать“, и со стороны Творца, Который „мог бы и не творить“». Это означает, что мир не является неизбежным следствием Божественной природы, а результатом Его свободного выбора. Бог мог бы и не творить, но Он пожелал этого.

Таким образом, если «причина» творения коренится в безграничной Божественной благости и любви, то «цель» творения заключается в том, чтобы творение стало причастным этой благости и славе. Как уже было сказано, Бог желает иметь «благодатных причастников славы Своей». Это означает, что цель творения — это не просто существование чего-то вне Бога, а установление связи, общения между Богом и творением.

Святитель Филарет Московский прекрасно описывает эту цель как «круговращение славы Божией». Бог изливает Свою славу и благодать, творение принимает их, преображается ими и возвращает их Богу в виде хвалы, поклонения и любви. В этом взаимном обмене, в этом единении с Богом, творение обретает своё истинное блаженство, жизнь и благобытие.

Важно отметить, что эта цель не является чем-то, что Бог «получает» или в чем «нуждается». Скорее, это акт Его любви, который желает разделить Своё совершенство с теми, кто изначально не обладает им. Творение, будучи отличным от Бога, не может само по себе достичь Божественной полноты. Поэтому Бог, по Своей благости, создаёт мир и приглашает его к участию в Своей жизни.

Таким образом, причина творения — это свободное и любящее желание Бога, проистекающее из Его безграничной благости. Цель же творения — это приобщение тварных существ к этой благости и славе, установление живого общения между Творцом и творением, которое и составляет истинное блаженство и смысл существования всего сущего. Это не принуждение, а приглашение к любви и единению, которое Бог предлагает всему, что Он сотворил.

Пресс-служба Крымской митрополии

12 ноября 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000