Кресту Твоему покланяемся, Владыко!
27 сентября Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
С Рождеством Пресвятой Богородицы! Характеристика
21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Память преподобного Пимена Великого
9 сентября Православная Церковь празднует память дивного угодника Божия – преподобного Пимена Великого (ок. 450).
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Преподобного Пимена Великого мы с полным основанием можем именовать неугасимым светильником веры и любви Христовой!
Поистине, он стал одним из тех столпов Церкви, которые предопределили духовную магистраль в развитии христианского общества.
Родившийся около 340 года в Египте – этой древней столице иноческого жительства, преподобный с младых лет решил всецело посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему на стезе монашества. С двумя своими младшими братьями – Анувием и Паисием угодник Божий направил стопы в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг.
Отличительными чертами личности преподобного Пимена были глубочайшее смирение, неосуждение ближнего, кротость и удивительная мудрость, облекаемая в простые и доступные советы и наставления «алчущим и жаждущим» Слова Истины. О самой вере подвижник говорил: «Вера состоит в том, чтобы жить во смирении и творить милость».
Преподобный был необычайно строг к себе, но, вместе с тем, внимателен и снисходителен к другим. Так, сам не принимая пищи по неделе и более, он другим советовал есть каждый день, но без пресыщения. Неудивительно, что слава о его Богоугодной жизни быстро распространялась, многие шли к этому кладезю мудрости за спасительным советом и утешением. Преподобный имел множество учеников. Однако при этом важно отметить, что святой всячески убегал от мирской, земной, славы, и даже имел по этой причине обыкновение переходить с места на место.
Милостью Божией, из глубин веков до нас дошли его удивительные поучения, актуальные на все времена. Преподобный Пимен говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожает злобы. Если кто сделал тебе зло – сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу».
Однажды святому старцу был задан вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, на что тот ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».
Дивный угодник Христов почил в возрасте 110 лет, около 450 года, и вскоре за свои добродетели стал почитаться как святой, получив при этом наименование Великий – ибо великими были его труды, велико смирение, велика любовь к Богу и ближнему! И сегодня, спустя века, он спешит со своей дивной помощью ко всякому верующему, испрашивая у Создателя благодать и утешение.
Да послужит всем нам, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, смысложизненный урок преподобного Пимена Великого в пользу и спасение души!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Богоизбранный собиратель Святой Руси
6 сентября Православная Церковь празднует перенесение честных мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479).
Ныне, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, Святая Церковь прославляет подвиг дивного угодника Божия, святителя Петра, «яко врача преизрядна, и источника чудесем обильна», как глаголет об этом праздничный кондак.
Поистине, этот славный подвижник был великим собирателем Руси Святой! Он вошёл в историю Церкви и Богоспасаемого Отечества как выдающийся церковно-государственный деятель, иконописец и церковный писатель, автор нескольких посланий.
Уроженец Волынской земли, воспитанный в благочестии и любви ко Господу, святитель с юных лет возлюбил подвижническую жизнь и в 12 лет стал иноком. Пройдя высокий духовный путь от смиренного послушника до основателя и игумена монашеской обители на реке Рати, он возглавил Русскую Православную Церковь, возложив на свои плечи тяжёлый крест митрополичий.
Это были трудные годы, когда народу нашему требовалась особенная духовная поддержка, усиленная молитва, покаяние и преодоление усобиц и разделений.
Святитель Пётр зримо явил обществу евангельский идеал. Кротость и милосердие были его отличительными чертами! Он жертвовал бедным людям всё, что имел сам, мирил враждующих князей, утверждал в вере многочисленную паству. Неустанные труды по собиранию и укреплению единства Святой Руси стали главным подвигом всей его жизни.
В 1309 году святитель перенёс митрополичью кафедру из разорённого монголами Киева во Владимир, а в 1325 году – в Москву. Во многом именно благодаря его усилиям во взаимоотношениях Церкви и государства установилась подлинная симфония. Сама Царица Небесная благословляла и укрепляла Своего верного служителя!
Глубоко промыслительно, что после отшествия ко Господу в 1326 году святитель Пётр был погребён в стенах Успенского собора Московского Кремля, на строительство которого он сам благословил великого князя Московского Ивана Даниловича Калиту.
Память об угоднике Божием и спустя многие столетия жива в наших сердцах! Сердечно желаю, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, чтобы мы бережно хранили в сердцах наших его святую память и передавали её из поколение в поколение во умножение духовной сокровищницы Богохранимой страны нашей!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
С Преображением Господним!
19 августа Святая Церковь празднует великий двунадесятый праздник − Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Неизреченной радостью исполняются ныне сердца наши, ведь великий и спасительный праздник Преображения Господня является для нас подлинным духовным пиршеством неизреченной Христовой любви – прощающей, очищающей, дарящей упование и надежду на спасение, возводящей к горним смыслам бытия!
Святое Евангелие открывает нам, что Спаситель взял с Собою избранных Апостолов Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору Фавор и «преобразился перед ними». Ученики узрели Божественный – несотворённый свет, которым был исполнен Господь наш Иисус Христос. Лице Его просияло, как Солнце, а одежды сделались белыми, как свет. При этом величайшие святые Ветхого Завета – Пророки Моисей и Илия предстояли Спасителю и беседовали с Ним.
В Преображении Господнем Апостолам, насколько они могли вместить, была показана Слава и Царство Единого, в Троице славимого Бога – Отца и Сына и Святого Духа. Неизреченная благодать Духа сделала возможным для них само лицезрение этого Божественного света и засвидетельствована словами Апостола Петра: «Хорошо нам здесь быть» (Мк. 9 : 5). Из светлого облака, осенившего учеников, они услышали голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17 : 5).
Глас Отчий, которого убоялись избранные Спасителем Апостолы, есть непреложное свидетельство миру об избранничестве Сына Божьего, пришедшего в этот мир, дабы спасти человечество от порабощения греху, проклятия и смерти и открыть всякому, верующему в Него, перспективу неизреченной радости Царства Небесного.
По слову Святителя и Исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), «созерцая преобразившегося Божественным светом Сына Божия, слыша беседу Его с великими участниками вечной жизни, Апостолы уже видели Царствие Божие, пришедшее в силе».
Сердечно желаю, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, чтобы нынешнее славное церковное торжество послужило и к нашему духовному преображению, в неизреченную радость и спасение во Христе Иисусе, Господе нашем!
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Успение праведной Анны
7 августа Православная Церковь молитвенно вспоминает успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Святая Матерь-Церковь обращает наши духовные взоры к памяти великой праведницы, жившей на рубеже Ветхого и Нового Заветов и своей твёрдой верой и добродетельной жизнью послужившей исполнению Божиих обетований об избавлении людей от власти смерти и непроглядной тьмы греха.
В праздничном тропаре праведная Анна справедливо именуется «Богомудрой». Ведь вся её святая жизнь была устремлена к высшим ценностям и смыслам, к исполнению всеблагой воли Божией.
Святая происходила из рода первосвященника Аарона, а её благочестивый супруг Иоаким был из рода пророка и царя Давида. Боголюбивая чета вела святую жизнь в Назарете Галилейском, неустанно помогая бедным и жертвуя на храм Господень.
По особому смотрению Милосердного Владыки жизни нашей, супруги до глубокой старости не имели детей. А поскольку в то время бесчадие считалось наказанием за грехи, святые терпели несправедливые поношения и смиренно уповали на милость Творца.
Господь щедро вознаградил терпение достигших преклонного возраста святых праведников, долгой добродетельной жизнью приготовивших себя к высокому званию – быть родителями будущей Матери Господа и Спасителя нашего.
Сам Архангел Гавриил – неотступный хранитель, служитель и благовестник Пресвятой Богородицы предвозвестил святым праведным Иоакиму и Анне рождение Благословенной Дочери, ради Которой «благословятся все роды земные», и Которой «дается спасение всему миру».
Праведная Анна мирно почила о Господе в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Двумя годами ранее отошёл ко Господу её благочестивый супруг.
Святая Церковь именует родителей Пречистой Богоотцами, ибо они своей высоко духовной жизнью послужили приходу в мир Господа нашего Иисуса Христа.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) к каждому из нас обращает ныне своё великое слово, призывая учиться на этом святом примере благочестивому отношению к детям: «О, вы, ближние мои и любимые христиане, вспоминайте всегда святых и праведных Иоакима и Анну, так премудро воспитавших свою Богом данную Дочь. Старайтесь и для своих детей создавать благоприятные условия возрастания в святости, правде и добре».
Будем же, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, стараться следовать этим прекрасным словам, памятуя, что духовность — это тот нерушимый фундамент, на котором должно строиться воспитание подрастающего поколения. Ведь это поколение уже в обозримом будущем должно будет принять на свои плечи высокую ответственность за судьбы Святой Матери-Церкви и Богоспасаемого Отечества. Молитвами святых праведных Богоотец Иоакима и Анны да укрепит нас Всемилостивый Господь на благой пажити воспитания и просвещения, основанного на Заповедях Христовых!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Великое служение Пророка
2 августа Святая Церковь празднует память великого Пророка Илии.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Святая Церковь молитвенно вспоминает подвиг славного и всехвального Пророка Илии, жившего в далёкую ветхозаветную эпоху, за 900 лет до пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Имя этого великого служителя Божия, означающего буквально «крепость Господня», свято для каждого верующего сердца, для всей Руси Святой! Пророк Илия потряс мир, погрязший в непроглядной языческой тьме своим живительным, исполненным Духа Святого глаголом и молитвой, творившей величайшие знамения и чудеса. Пламенея любовью ко Творцу, он сурово обличал языческое мировоззрение, основанное на потребительском, эгоистическом отношении к жизни, отвержении Божественных истин и кровавых жертвоприношениях бесчувственным, изготовленным из дерева и камня истуканам.
Книги Святой Библии открывают нам, насколько сильна была его исполненная несокрушимой веры молитва, которая могла затворять небеса для вразумления людей, отступивших от Единого Живого Бога и низводить на иссушенную землю обильный дождь.
Молитвой Пророка были посрамлены жрецы идола Ваала на горе Кармил: сошедший с Неба огонь на глазах у народа попалил жертву святого, а также дрова, камни и воду, которой обильно был полит жертвенник.
Завершение великого земного служения Богоизбранного подвижника увенчалось великим знамением милости Создателя. Господь взял избранника Своего в райские обители живым, в огненной колеснице, запряжённой огненными конями.
О высочайшей благодати, которую стяжал Пророк Илия, свидетельствует не только Ветхий Завет, но и Святое Евангелие. Во время Преображения Господня на горе Фавор он предстоял Спасителю вместе с другим дивным ветхозаветным Пророком и Боговидцем Моисеем.
По учению Церкви, святой Пророк Илия и другой ветхозаветный праведник Енох (также взятый на Небо живым) перед Страшным Вторым Пришествием Христовым вновь явятся на землю с пророческой миссией и примут мученические венцы.
Великое множество храмов Божиих от самых древних времён освящалось во имя святого Пророка Илии. Немало их пребывает и на нашей Богохранимой Крымской земле.
Сердечно желаю, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, чтобы в этот святой день мы обратили сердца наши к чистосердечной молитве ко Господу, следуя примеру великого Пророка! Пусть эта святая молитва наполнит нас благоуханием добродетели, исправит пути наши пред Господом, освятит всю нашу жизнь невечерним светом Божественной Истины!
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Немеркнущий подвиг равноапостольной княгини Ольги
24 июля Православная Церковь празднует память святой равноапостольной великой княгини Ольги, во Святом Крещении Елены (969).
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Как прекрасно и мудро Святая Матерь-Церковь наименовала святую княгиню Ольгу равноапостольной! Ведь её подвиг имел основополагающее значение для христианизации Древнерусских земель, для духовного преображения нашего общества.
Из старинных летописей мы знаем, что княгине Ольге были свойственны недюжинная мудрость и воля. Возглавив государство в сложный период, после трагической гибели своего мужа – князя Игоря, она предприняла громадные усилия для объединения Руси и упрочения внутреннего порядка. Но главная её заслуга относится не к политической, а к духовной области.
В 955 году, по слову преподобного Нестора Летописца, она «омылась святой купелью, и сбросила греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа. Мы же взываем к ней: “Радуйся, русское познание Бога, начало примирения с ним“».
Константинопольский Патриарх Феофилакт, совершив над великой княгиней Таинство Крещения, благословил её Крестом, который был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На Кресте была надпись, ставшая поистине пророческой: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
Святая прилагала огромные усилия, чтобы просветить языческую Русь светом Христовой Истины. Обратив ко Господу множество киевлян, подвижница отправилась с проповедью Святого Евангелия в северные пределы своего Отечества, воздвигая храмы и кресты, сокрушая языческих идолов. К сожалению, инициативы равноапостольной княгини не были поддержаны её сыном – князем Святославом. Однако благие зерна, посеянные Ольгой, дали обильные всходы позднее, во время княжения её великого внука – равноапостольного князя Владимира, день памяти которого празднуется 28 июля.
Да будет для всех нас, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, этот славный пример собирания духовной сокровищницы родной земли просвещающим ум и сердце и преображающим всю нашу жизнь!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Чудотворный образ Царицы Небесной
21 июля Православная Церковь вспоминает чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне молитвенно вспоминаем мы дивное явление чудотворного образа Пресвятой Богородицы в древнем и славном городе Казани, которое случилось в далёком 1579 году.
В то время в новообразованной Казанской епархии страшный пожар сильно повредил казанскому кремлю и самому городу. Вследствие этого жители Казани, ещё не утвердившиеся в Православной вере, стали роптать.
По глаголу летописца, «вера Христова стала притчею и поруганием». И вот в этих очень непростых для проповеди Святого Евангелия условиях Господь являет знамение Своей неизреченной милости!
Простой девятилетней девочке Матроне явилась во сне Сама Пресвятая Богородица и повелела обрести Свою икону на пепелище сгоревшего дома. Поначалу власти не обращали внимания на слова девочки, когда, наконец, Матрона со своей матерью обрели чудотворный образ в указанном Царицей Небесной месте. Впоследствии тут возникла женская обитель, а сам образ прославился многими чудесами.
В явлении Казанской иконы Благословенной Девы Марии видим мы благодатную силу Покрова Её, на протяжении столетий простирающегося над Святой Русью!
Именно с Казанской иконой связано избавление нашего Богоспасаемого Отечества от владычества иноплеменных в Смутное время 1612 года. Перед этим святым образом возносили сердечные молитвы наши Боголюбивые предки в драматичные времена эпидемий и войн. К нему обращаются и современные поколения христиан в повседневных заботах, болезнях и скорбях, обретая помощь и утешение.
При этом необходимо помнить, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, что молясь перед святыми иконами, мы чествуем не вещество, посредством которого они изготовлены – не дерево и краски, а Господа, Божию Матерь, святых угодников, которые изображаются на них. Православная икона всегда занимала неоспоримо важное место в духовном мире христианина, являясь средоточием духовных взоров и мерилом совести.
Так будем же от всего сердца припадать в молитве ко Всечестному Казанскому образу Царицы Небесной, прося живоносной помощи на пути покаяния и деятельной любви, ведущем в Жизнь Вечную!
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Подвиг святого иконописца
17 июля Святая Церковь вспоминает подвиг преподобного иконописца Андрея Рублёва (XV в.).
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Святая Матерь-Церковь молитвенно вспоминает подвиг преподобного Андрея Рублёва, имя которого занимает поистине уникальное место в духовном пространстве нашего Богоспасаемого Отечества!
Выдающийся иконописец родился в судьбоносное для Святой Руси время – в период между 1360 и 1370 годами. Это было время преодоления последствий монгольского нашествия, тяжкого наследия междоусобиц и нестроений, время возрождения православной духовности и культуры.
В это время Всемилостивый Господь являет Руси Своего избранника, о котором современники свидетельствовали: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублёв, многие святые иконы написал, все чудотворные…».
Очевидно, преподобный начал свой монашеский подвиг в Троице-Сергиевом монастыре, а духовным отцом его стал настоятель обители – преподобный Никон, который был учеником и преемником великого русского святого – Сергия Радонежского. Немеркнущее наследие преподобного Сергия, всю свою жизнь посвятившего самоотрешенному устроению духовной монашеской жизни, и предопределило магистраль творчества Андрея Рублёва. Это творчество было с самого начала устремлено к преображению души в соприкосновении с Христовой благодатью.
Важное значение для живописца имело его знакомство с Феофаном Греком, который до этого долгое время трудился Византии, Крыму и Новгороде, а также соработничество с Даниилом Чёрным – близким другом и «сопостником» художника. Вместе с Даниилом преподобный Андрей расписал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1425-1427). Последние годы жизни он расписывал храм Спаса в Спасо-Андрониковом монастыре (1427-1430) и 29 января 1430 года мирно отошёл ко Господу.
Вершиной творчества Андрея Рублёва стал образ Святой Живоначальной Троицы, написанный в память о трудах преподобного Сергия Радонежского для главного храма основанной им обители. Об этом дивном образе выдающийся отечественный философ, отец Павел Флоренский сказал: «Есть “Троица” Рублёва, следовательно, есть Бог».
Отрадно, что в текущем году властями нашей Богохранимой страны было принято историческое решение о возвращении шедевра православной культуры Святой Матери-Церкви. Как отметил в этой связи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «Президентом Российской Федерации было принято историческое решение о возвращении иконы Святой Троицы Русской православной церкви. Мы могли только мечтать о том, чтобы эта святыня была возвращена церкви, чтобы народ наш мог молиться перед этой святыней, испрашивая благословение Божие и на страну, и на церковь».
Сердечно желаю, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, чтобы молясь перед святыми образами, написанными преподобным Андреем Рублёвым, мы побеждали грех и созидали соборность и единение, соприкасаясь высшим идеалам Царства Божия!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Светоч Истины Христовой
25 июня Православная Церковь празднует память дивного святого – преподобного Онуфрия Великого.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Богоустановленные дни Петрова поста – это благой повод для размышлений о смысле христианской жизни, о подвиге тех, кто обрёл благодать у Господа, кто на евангельской стезе помощью Божией достиг святости. И в этом духовном соцветии избранных сосудов Божиих особое место принадлежит преподобному Онуфрию Великому – подвижнику, просиявшему в далёком IV столетии на родине монашества – в Египте, во внутренней Фиваидской пустыне.
Не взирая на своё царское происхождение, преподобный от самых ранних лет возлюбил самоотрешенный труд на ниве Христовой, возлюбил подвиг.
Отнюдь не слава земная и царские палаты влекли ум его, а стремление всего себя без остатка посвятить служению Спасителю. Многотрудная, полная скорбей и лишений жизнь пустынника стала его добровольным земным уделом. По Божьему произволению, место пустынных трудов преподобного было указано явившимся пред ним лучом света. Некоторое время святой жил под духовным руководством опытного старца, а после отшествия того ко Господу, 60 лет прожил в полном одиночестве, мужественно перенося зной и холод, скорби и искушения, уповая только на милость Христову!
Великую благодать обрёл преподобный Онуфрий в очах Божиих. Поистине он стал живым храмом Святой Живоначальной Троицы. Последние мгновения многотрудной жизни великого святого засвидетельствовал преподобный Пафнутий, монах одного из Фиваидских монастырей. Согласно этому свидетельству, лицо святого Онуфрия просияло как солнце, а пещера, где он жил, наполнилась благоуханием. Послышалось пение ангельское, и Божественный глас призвал душу праведника в райские обители.
Вместе с подвигом Онуфрия Великого мы прославляем также дивные труды его современников, иноков пустыни Фиваидской – преподобных Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила. Каждый из них внёс свою неоценимую лепту в духовную сокровищницу веры Православной, в утверждение подлинно евангельских ценностей и идеалов: веры, милосердия, глубочайшего смирения.
Да утвердит и нас, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, их спасительный пример на стезе собирания плодов духа, спасительного соборного единения во Христе Иисусе, Господе нашем!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Немеркнущий подвиг великомученика Феодора Стратилата
21 июня Православная Церковь празднует память святого великомученика Феодора Стратилата (319).
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
В сонме почитаемых нашей Святой Матерью-Церковью угодников Божиих особое место принадлежит великомученикам – подвижникам, которые претерпели особенно жестокие и продолжительные мучения за исповедание веры Христовой.
Каждый из них – великий образец для подражания и великое достояние Святого Православия. Молитвы великомучеников имеют великую ценность в очах Божиих, поэтому для нас так важно прибегать к их живительной небесной помощи.
Святой великомученик Феодор Стратилат жил в III-IV веках в Малой Азии и был уроженцем города Евхаит. Он отличался милосердием и храбростью, за свою добродетель снискав от Господа совершенное познание истины. Известно, что святой воин верой и мужеством избавил родной город от огромного змея, причинявшего немало вреда и наводившего ужас на всю округу.
Будучи назначен военачальником (стратилатом) в город Гераклею, дивный угодник Божий не только нёс воинское служение, но и, подобно апостолам, проповедовал Святое Евангелие среди подчинённых ему язычников, что приносило зримые плоды, отвращало многие души от тьмы греха и невежества.
Святой пострадал во время страшных гонений, воздвигнутых на христиан римским императором Ликинием. Пригласив императора в Гераклею с обещанием принести жертву языческим богам и собрав в своём доме имевшиеся в городе золотые и серебряные истуканы, великомученик разбил их, а куски раздал нищим.
Разгневанный император подверг Феодора Стратилата страшным пыткам, но святой с верой и молитвой мужественно переносил всё. В назидание окружающим Всеблагой Промыслитель чудесно исцелил Своего верного служителя и свёл его с креста, на котором мучители оставили исповедника на ночь. Наутро воины императора, застав святого живым и невредимым, были настолько поражены увиденным, что сами приняли Святое Крещение.
Известно также, что дивный воин Христов остановил восставший против гонителей народ, обращённый к вере, и добровольно предал себя в руки императора-язычника. 8 февраля 319 года великомученик, не пожелавший избежать смерти за Господа, был усечён мечом.
Для нас, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, подвиг святого великомученика Феодора Стратилата имеет поистине непреходящее значение. В праздничном тропаре он именуется «Небесного Царя воеводой предобрым» и издревле почитается как небесный покровитель воинов и всех тех, кто с решимостью идёт за светом ученья Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Да послужит его благой пример во спасение душ наших!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский
Подвиг святого Пророка Елисея
27 июня Православная Церковь празднует память святого Пророка Елисея.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Святая Матерь-Церковь празднует честную память славного Пророка Божия Елисея, жившего в далёком IX столетии до Рождества Христова. Священное Писание именует его «человеком Божиим».
Земледелец Елисей был призван к высокому Божественному служению другим дивным святым – великим Пророком Илией. Перед своим огненным вознесением ко Господу Пророк Илия обратился к своему верному ученику Елисею: «проси, что́ сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя» (4 Царств, 2 : 9). И Елисей по своей вере получил огромную пророческую и чудодейственную силу, необходимую для продолжения Богоугодного дела Пророка Илии.
Библия отрывает нам, что на протяжении более 65 лет пророческого служения святой совершил множество великих чудес. В их числе – воскрешение ребёнка, избавление бедной вдовы от голодного бедствия чудодейственным умножением масла в сосуде, сотворение воды Иерихонского источника годной для питья и орошения, исцеление сирийского военачальника Неемана от проказы.
Особое значение имеет для нас повествование Четвёртой книги Царств (13 : 21) о благодатном действии святых мощей Пророка, воскресившем покойника. Это, с одной стороны, является наглядным подтверждением православного учения о почитании святых мощей, а, с другой, зримо свидетельствует о неизреченной помощи святых подвижников, которая ниспосылается всякому, кто обращается к ним с верой и молитвой.
В праздничном молитвословии мы просим славного Пророка Елисея, любовью ко Господу и послушанием обильно стяжавшего Духа Святого, даровать нам благодать и исцеление.
Сердечно желаю, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, чтобы мы неустанно учились у великого Пророка вере и молитве, всецелому доверию Предвечному Владыке жизни нашей, деятельной любви к Богу и ближнему!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Духовное соцветие Святой Руси
18 июня Православная Церковь празднует память Всех святых, в земле Русской просиявших.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне совершенно особенный день в годовом Богослужебном круге Святой Матери-Церкви! Ныне возносим мы молитвы святым угодникам Божиим, подвигом просиявшим в Богоспасаемой Русской земле.
Воистину, по глаголу Псалмопевца, «дивен Бог во святых Своих»! (Пс. 67 : 36). Святители и преподобные, благоверные князья и блаженные, бессребреники и страстотерпцы, мученики и исповедники столетиями созидали во Святой Руси вертоград духовный, своим живительным истоком имеющий крещальную купель Херсонеса Таврического. Отсюда Солнце благодатного Крещения трудами святого равноапостольного великого князя Владимира освятило народ, ранее пребывавший в кромешной тьме языческого невежества, открыло врата спасения, блаженной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем!
Святостью именуем мы такое духовное состояние, при котором человек и сердцем, и умом соединяется с Триипостасным Божеством, преображаясь Божестенной благодатью (то есть спасительной силой Божией), неотступно пребывающей в таком человеке и действующей в нём и через него.
По слову дивного святителя Феофана Затворника, «все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотой и бесстрастием».
С тех давних времён и до настоящего времени святость стала тем неугасимым духовным маяком, который позволял нашим благочестивым предкам преодолевать тяжкие испытания и скорби, создавать выдающиеся духовные творения, шедевры православной культуры, свидетельствуя перед всем миром о непреходящей актуальности и живительной преображающей силе Слова Божия!
Эту высокую духовную миссию нашего Богохранимого Отечества все мы, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, обязаны бережно нести в будущее, подобно добросовестным виноградарям, взращивая и умножая плоды духовные!
Молитвами всех святых, от века просиявших на Руси, да благословит Всемилостивый Господь землю нашу на благой стезе созидания соборности и спасительного единения!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
С Вознесением Господним!
25 мая Святая Церковь празднует великий двунадесятый праздник Вознесения Господня.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Величайший духовный смысл нынешнего церковного торжества открывает нам Святое Евангелие.
После Своего славного Воскресения из мёртвых Господь и Спаситель наш Иисус Христос в течение сорока дней являлся ученикам, свидетельствуя о непреложной победе над адом и смертью, укрепляя веру их, готовя к великой миссии вселенской проповеди Евангелия.
В сороковой день Он заповедал апостолам не отлучаться из Иерусалима и ожидать сошествия Святого Духа. На горе Елеонской Спаситель благословил избранных Своих. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24 : 50-52).
Вознесение Христово, венчающее земное спасительное служение Господа, вновь зримо засвидетельствовало всю полноту Его милосердной Божественной Сущности.
Конечно, мы помним, что и в Ветхом Завете избранные сосуды Божии − Енох и Илия были восхищены на небо живыми. Однако эти праведники вознеслись к Богу не своей, а Божественной силой и Божественным произволением. Спаситель же наш Иисус Христос вознёсся к Предвечному Отцу именно как Бог, дабы, будучи прославленным с Богом Отцом, «приготовить место», для всякого, истинно верующего в Него, даровать нам наследие Его Вечного Царства.
По слову святителя Гурия Таврического, «никакая греховная нечистота не будет допущена в славное Царство Христово. Поэтому, служа Господу, служите Ему со страхом, и, радуясь пред Богом – Спасителем, радуйтесь пред Ним с трепетом. В таком случае надежда наша на милость Божию будет основательна, и наш праздник, как выражение чувств благодарности пред Богом, будет угоден Ему и нам спасителен».
Как прекрасно эти слова выражают нашу, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, святую обязанность перед Единым, в Троице славимым, Небесным Владыкой!
Да послужат эти прекрасные глаголы в неуклонное исполнение нами великих и спасительных Заповедей Христовых, в утверждение на спасительной евангельской стезе!
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Подвиг, просиявший в веках
15 мая Православная Церковь вспоминает перенесение мощей благоверных князей земли Русской, страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Святая Матерь-Церковь обращает наши духовные взоры к немеркнущему в веках подвигу святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (во святом Крещении Романа и Давида). Эти славные угодники Божии входят в число великих подвижников православного благочестия, определивших духовную магистраль державного бытия Руси Святой!
Младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира, они были воспитаны в подлинно христианском духе, отличались чистосердечием и милосердием, любовью к Священному Писанию и службе церковной. Управляя вверенными отцом уделами, святые братья стремились везде насадить древо христианской жизни, посеять зёрна духовности.
Со скорбью узнав о преставлении горячо любимого отца, они решительно отвергли саму возможность междоусобной брани за великокняжеский престол, предпочтя власти земной кротость и послушание воле Божией. «Не подниму руки на брата своего, да ещё на старшего меня, которого мне следует считать за отца!», – воскликнул святой Борис.
Но совсем иные помышления овладели старшим сыном Владимира Великого – Святополком, который вероломно послал убийц к святым братьям, за что народ прозвал его Окаянным. Святые страстотерпцы со смирением приняли терновые венцы в жизни сей, и сподобились нетленных венцов Царства Небесного. От их многоцелебных мощей на протяжении столетий явлено множество чудес. Именно Борису и Глебу Господь судил стать первыми святыми Древней Руси, прославленными и Русской, и Византийской Церквами.
Молитвенно обращаясь к этим дивным угодникам Божиим, наши предки преодолевали нестроения, смуты и нашествия иноплеменных. Святые страстотерпцы являлись благоверным князьям Александру Невскому и Димитрию Донскому, укрепляя их в ратном подвиге.
Праздник перенесения святых мощей всехвальных страстотерпцев Бориса и Глеба стал знамением соборности и любви между древнерусскими князьями, спасительного единства Богохранимого Отечества нашего!
Да послужит и нам, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, память об этом дивном событии в духовное назидание и единение во Христе Иисусе, Господе нашем!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Немеркнущий в веках пример святых жен-мироносиц
30 апреля, в 3-ю Неделю по Пасхе, Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Как велик, как значим этот церковный Праздник для каждого истинно верующего сердца! Ведь святые жены-мироносицы явили дивный пример для подражания всем нам. Их вера, любовь ко Всевышнему и труды стали зримым свидетельством непреложности Святого Евангелия, оживляющего душу Света Учения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!
«Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного!» – восклицает ныне святитель Феофан Затворник, прославляя немеркнущий в веках подвиг святых жен-мироносиц.
Не тленного и не суетного искали они. Спаситель был единственным Путеводителем их и, вместе с тем, составлял главную и конечную цель земного странствия славных тружениц пажити Христовой!
Немало потрудившись для Господа Иисуса во время Его земного служения, святые жены устремились к Нему и после страшной Крестной Смерти. Они купили ароматы и по прошествии Субботы рано утром пришли ко Гробу Господню, дабы помазать Тело Его благовонным миром. Святых мироносиц не остановили ни уныние апостолов, ни преследования гонителей. Один только вопрос был на устах их: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16 : 3).
Господь щедро вознаградил сердечную ревность Своих служительниц. Войдя в чудесно открытый гроб, они первыми сподобились услышать благую весть о Славном Воскресении Христовом и понесли в мир эту неизреченную пасхальную радость.
Будем же, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, неустанно стремиться подражать вере и верности святых подвижниц, помня Божественный призыв святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого): «Да стремитесь всем, чем можете, служить Ему, как служили жены-мироносицы»!
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Уверение святого апостола Фомы
23 апреля — Антипасха. Неделя Вторая по Пасхе, святого апостола Фомы.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Православная Церковь празднует первый Воскресный день после Святой Пасхи, который именуется Антипасха, что означает «вместо Пасхи».
Ныне наши мысленные взоры вновь устремляются к высшему, пасхальному, смыслу бытия. Ведь Светлое Христово Воскресение для каждого христианина является подлинным пиршеством веры, и глубоко промыслительно, что ныне вспоминаем мы уверение апостола Фомы.
Святое Евангелие открывает нам, что после Крестной смерти и погребения Спасителя этот ученик Христов настолько уныл духом, что не поверил рассказам других апостолов о Его славном Воскресении: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20 : 25).
На восьмой день после Своего Воскресения Сам Господь является апостолу Фоме, желая утвердить его в спасительной вере. И как бы вновь обретя эту драгоценную веру, ученик восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20 : 28).
«Ощущаете ли, с какой силой ухватился он за Господа и как крепко держит Его? – обращается к нам в этот святой день святитель Феофан Затворник. – Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления».
Согласно Церковному Преданию, Фома сделался одним из наиболее ревностных проповедников Слова Божия, обойдя с Благой Вестью почти всю землю и основав Христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Свой славный апостольский путь увенчал он мученической кончиной в далёкой Индии за обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора.
Уверение святого апостола Фомы должно послужить для нас спасительным уроком. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20 : 29), – глаголет Спаситель в назидание святым апостолам и всему человечеству.
Сердечно желаю, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, чтобы вера наша была основана на краеугольном камне сердечной любви ко Господу, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14 : 6), на чувстве нелицемерной благодарности за неизмеримо высокий, жертвенный подвиг Христов, совершённый «нас ради человек и нашего ради спасения»! Будем же как зеницу ока беречь эту святую веру, неустанно питая её делами христианской любви и милосердия!
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Немеркнущий в веках подвиг преподобного Алексия, человека Божия
30 марта Святая Церковь вспоминает подвиг преподобного Алексия, человека Божия (411).
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Святая Матерь-Церковь возносит молитвы Свои преподобному Алексию, человеку Божию, вспоминая немеркнущий подвиг его жизни. Рожденный в Риме, в семье знатных, благочестивых и добродетельных родителей – Евфимиана и Аглаиды, он от юности всем сердцем возлюбил Господа и заповеданную Спасителем во Святом Евангелии духовную нищету: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5 : 3).
Эта заповедь означает, что Господь призывает нас всё своё упование возложить на Него, духовно стремиться только к Нему, не привязываясь сердцем ни к скоропреходящему богатству, ни к суетным помыслам, решительно отвергнуть греховные страсти и противные Евангелию умствования. Господь зовёт нас к Себе, стучит в двери нашего сердца: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3 : 20).
Всю жизнь преподобного Алексия, человека Божия, можно уподобить этой вечере с Господом, ибо ум и сердце его всегда были со Христом, устремляясь к горнему в молитве смирения и благодарения.
Истинной христианской любовью преподобный Алексий любил родителей своих и приведённую ими для него невесту, но сердце жаждало совершенного оставления мира и служения Богу в высочайшей духовной степени. Тайно оставив родительский дом, святой отправился город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя. Подвижник продал всё, что имел и раздал деньги нищим. Он стал жить на паперти при храме Пресвятой Богородицы, питаясь хлебом и водой, а полученную милостыню раздавая больным и престарелым. Каждый Воскресный день преподобный причащался Святых Христовых Таин.
Однажды Сама Царица Небесная открыла Божественную волю о человеке Божием пономарю: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нём». Когда люди стали открыто почитать преподобного, то, избегая суетной человеческой славы, великий праведник снова отправился странствовать.
Промыслом Божиим он вновь оказался в доме своих родителей, где продолжал вести образ жизни блаженного нищего, и был узнан родными только после блаженной кончины благодаря хартии, в которой описал всю свою многотрудную жизнь.
В этот святой день сердечно желаю Вам, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, неустанно учиться у человека Божия этому стремлению, каждому в меру своих сил, быть людьми Божиими. А быть Божиим человеком – это означает, прежде всего, ревностно соблюдать заповеди Христовы, созидая домостроительство спасения души на нерушимом камне Святого Евангелия!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Благоверный князь Даниил Московский
17 марта Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Даниила Московского (1303).
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Святая Матерь-Церковь празднует честную память святого благоверного князя Даниила Московского, ставшего основателем династии великих Московских князей – собирателей Святой Руси!
Господь судил ему жить в непростое, судьбоносное для судеб Отечества время, когда раздираемая усобицами Русь находилась под тяжким игом золотоордынских ханов. Будучи сыном святого благоверного князя Александра Невского, он с малых лет впитал от отца не только редкие таланты полководца и созидателя государственной жизни, но и спасительные примеры неукоснительного хранения Святой Православной веры, следования заповедям Христовым.
Унаследовав от отца в качестве удела тогда совсем ещё небольшой град Москву с прилегающей округой, он, в первую очередь, заботился о развитии духовности, созидал храмы Божии, стал основателем просиявшего духовным величием Свято-Данилова монастыря, в честь своего небесного покровителя – преподобного Даниила Столпника. В этой святой обители князь-подвижник завершил земное странствие, уже будучи иноком, приняв великую схиму.
Благословенные Господом труды благоверного князя Даниила послужили прочным фундаментом для нового объединения Святой Руси, окончательной и непреложной победы над смутой и разделениями.
И сегодня, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, ярким светилом сияет имя этого дивного угодника Божия на небосклоне святости! И сегодня молитвами святого князя Даниила Московского Всемилостивый Господь ниспосылает Отечеству нашему Свою живоносную благодать!
В этот святой день сердечно желаю, чтобы каждый из нас в своей повседневной жизни ощущал себя наследником трудов наших великих святых предков, стараясь приумножать сокровищницу духовную, во имя процветания веры Православной и Богоспасаемого Отечества нашего!
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Кресту Твоему покланяемся, Владыко!
19 марта наступает 3-е Воскресенье Великого поста, которое Святая Матерь-Церковь именует Крестопоклонной Неделей.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Преполовение Великой Святой Четыредесятницы – Крестопоклонная Неделя! Святая Церковь обращает наши молитвенные взоры ко Кресту Господню, на Котором претерпел Он неизмеримо тяжкие муки и самую смерть, будучи безгрешным и милосердным Владыкой жизни нашей.
Спаситель взял на пречистые Свои рамена грех мира, дабы умертвить ад и смерть, открыть перспективу вечно блаженной жизни в Царстве Небесном всякому, уверовавшему в Него! Как велик, и вместе с тем, страшен подвиг этот, полнота которого невместима в узкое человеческое сознание!
По слову дивного святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), «с Креста Христова излилась неизмеримым потоком любовь Божественная, любовь, истребившая злобу и вражду диавола и бесов».
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8 : 34). К каждому из нас обращено это евангельское слово Спасителя. Каждый из нас может и должен следовать за Ним, исполнять заповеди Его, кротко и терпеливо переносить тяготы и скорби на узком евангельском пути!
Как прекрасно взывает ныне к совести каждого христианина святитель Феофан Затворник: «За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста; и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие извне и извнутрь на пути добросовестного исполнения заповедей Господних, в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест, а где нет этого креста, там нет и христианина».
Будем же, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, каждое мгновение жизни нашей всеми силами стараться быть благодарными тружениками на пажити Христовой!
Да ниспошлет нам Всемилостивый Господь Свою неизреченную помощь и утешение!
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Кресту Твоему покланяемся, Владыко!
19 марта наступает 3-е Воскресенье Великого поста, которое Святая Матерь-Церковь именует Крестопоклонной Неделей.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Немеркнущий в веках подвиг священномученика Ермогена
2 марта Православная Церковь празднует память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612).
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Святая Матерь-Церковь празднует память священномученика Ермогена, Патриарха Московского, вспоминая его славный святительский и мученический подвиг.
Господь призвал его на Патриаршее служение в тяжёлое для Богоспасаемого Отечества время, которое вошло в историю под наименованием «Смутного».
В те далёкие годы пресеклась законная династия российских царей, нашу страну терзали полчища иноземных завоевателей – интервентов, повсюду распространялись ложь и измена. Само историческое бытие государства и общества было, по существу, поставлено под вопрос.
И зазвучал во все пределы страны нашей святительский глас Патриарха Ермогена, которого супостаты заключили в подземелье Чудова монастыря, мучили голодом, жаждой, холодом.
«Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых...», – обращался угодник Божий к современникам своим, ставшим на путь неправды и измены православному Отечеству, с призывом вспомнить о немеркнущей правде Христовой, о долге совести и веры.
Вплоть до мученической кончины в 1612 году обращал святитель пламенный глагол с призывом сбросить ярмо греха и чужеземного насилия.
По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «именно эти воззвания пробудили совесть наших людей, именно они содействовали организации ополчения под руководством князя Пожарского и гражданина Минина. Мы знаем, что только благодаря святителю Ермогену, оставшемуся верным Церкви своей и народу своему, Русь вновь обрела независимость».
Сердечно желаю, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, чтобы и ныне, спустя века, великий пример святого Патриарха Ермогена, его пламенный глагол возгревал в душах наших веру и негасимое стремление хранить спасительное духовное единство, быть достойными наследниками собирателей и защитников святого Отечества нашего!
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
С началом Великого поста!
27 февраля Святая Православная Церковь вступает в Великий пост.
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
27 февраля неизреченной милостью Божией наша Святая Матерь-Церковь вступает в Великую Святую Четыредесятницу – Великий пост. Он является важнейшим из всех христианских постов и служит нашим духовным приготовлением к великому и спасительному празднику Светлого Христового Воскресенья, которое в текущем году будет праздноваться 16 апреля.
По слову Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста, «Господь наш Иисус Христос пребыл в посте сорокадневном, а потом вышел на брань с диаволом, подавая нам всем образ (пример), чтобы и мы вооружались на врага постом».
Что такое пост? Святые отцы называют его духовным врачевством, которое исцеляет душу, изъязвленную грехом. Конечно же, он заключается не только в воздержании от определённых видов пищи, от многих привычных удовольствий и шумных увеселений. Прежде всего, это время глубокого сердечного покаяния, очищения души, время, когда нужно усиленно молить Предвечного Владыку жизни нашей о прощении и помиловании, не забывая при этом прощать и ближних своих, неустанно творить добро!
«Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения», – наставляет нас блаженный Августин.
А Вселенский учитель и святитель Василий Великий глаголет ныне, что «истинный пост есть устранение от злых дел. Сколько отнимаете от плоти, столько придаёте душе, чтобы сиять ей духовным здравием, потому что не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа... Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестаёт грешить».
Имеет глубокое значение, что в текущем году канун Великого поста – святой день Прощёного Воскресения совпадает с Днём памяти великого подвижника XX столетия – святителя Серафима (Соболева), последнего Ректора Таврической духовной семинарии в 1920 году. Всей своей многотрудной жизнью и архипастырскими трудами олицетворял он спасительное единение и прощение Христово!
Напутствуя свою дорогую возлюбленную паству на благодатное время Великой Святой Четыредесятницы, сердечно желаю, чтобы в эти спасительные дни с особенным усердием устремились мы к осмыслению оживляющего и освящающего душу Учения и Крестного подвига Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, умножили дела любви и милосердия!
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
С Днём памяти святителя Серафима!
26 февраля Православная Церковь празднует память святителя Серафима (Соболева), Архиепископа Богучарского (1950).
Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры!
Ныне Святая Матерь-Церковь празднует честную память дивного угодника Божия, устроителя жизни церковной, великого богослова и чудотворца – святителя Серафима (Соболева), Архиепископа Богучарского.
Праздничный тропарь именует этого славного подвижника, жизненный путь которого тесно связан с нашей Богоспасаемой Крымской землёй, «сосудом Божественных даров» и «домом Святыя Троицы».
Уроженец древнего города Рязани, он от юных лет стремился к Богопознанию, прилежал в образовании духовном, учился в Рязанском духовном училище, затем в Рязанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. В 1908 году будущий святитель принял монашеский постриг с именем Серафим, что означает «Пламенный» в честь великого угодника Святой Руси – преподобного Серафима Саровского.
Пламенея любовью ко Господу и Святой Церкви Христовой, святитель Серафим прилагал громадные усилия, чтобы умиротворить народ в годы революционных потрясений. Глубоко промыслительно, что именно в разгар гражданской войны, в 1920 году, угодник Божий становится Ректором Таврической духовной семинарии и 14 октября – в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы принимает архиерейскую хиротонию в Симферопольском кафедральном Александро-Невском соборе. По благословению Архиепископа Таврического и Симферопольского, священноисповедника Антония (Абашидзе), согласно выпавшему духовному жребию, святитель 14 ноября 1920 года покинул пределы родной земли и отбыл в Константинополь, а затем в Болгарию, где трудился как собиратель славянского мира в тяжелейших условиях, поддерживал тесную духовную связь с Русской Православной Церковью в Отечестве. Святитель решительно отверг идею сотрудничества с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны и в 1945 году смог реализовать свой замысел по воссоединению паствы своей, находившейся в Болгарии, с Московским Патриархатом.
26 февраля 1950 года он мирно отошёл ко Господу в городе Софии, но и после блаженной кончины не оставляет нас своею молитвою, о чём свидетельствует великое множество примеров чудесной помощи святителя Серафима.
Имеет глубокое духовное значение, что в текущем году день памяти великого угодника Божия совпадает с Прощёным Воскресением. Всей своей многотрудной жизнью и неутомимыми архипастырскими трудами засвидетельствовал он евангельский идеал прощения, идеал соборного созидания на благодатной пажити Христовой!
В преддверии Великого Поста, хочу напомнить, дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры, слово Архипастыря о необходимости любви к Воскресшему Господу: «Будем только любить Христа, как любили святые мироносицы, ученики и все Его истинные последователи <…> Будем и мы любить Христа, т.е. свято исполнять Его волю, Его божественные заповеди. Тогда Господь Воскресший, согласно Своему обетованию, и нам явится или явит нам Свои неизреченные милости».
Благословение Божие да пребудет с Вами.
ЛАЗАРЬ,
Митрополит Симферопольский и Крымский,
Глава Крымской Митрополии
Еще статьи...
- Неделя о Страшном Суде
- С великим и спасительным праздником Сретения Господня!
- Чудотворный образ Царицы Небесной «Утоли моя печали»
- Благодатный светильник веры Христовой
- Дивный просветитель и подвижник благочестия
- Светоч монашеского подвига
- С Днём святой мученицы Татианы!
- С великим и спасительным праздником Обрезания Господня!
- Со Святым Богоявлением!
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский