Беседа о подготовительных Неделях к Великому посту с учениками Новофедоровской школы-лицея

вкл. . Опубликовано в Сакское благочиние

3 февраля 2017 года перед началом Недели о мытаре и фарисее, возвещающей о приближении Великого поста, настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского, протоиерей Алексий Тушев встретился с учениками Новофедоровской школы-лицея и их учителями в кабинете ОРКСЭ (Основ религиозной культуры и социальной этики) для беседы о Великом посте.

 

Перед началом рассказа о Великом посте к отцу Алексию и всем собравшимся обратилась преподаватель Новофедоровской школы-лицея Светлана Петровна Побережная, сообщившая приятную новость о том, что команда Новофедоровки (в активе которой играют воспитанники воскресной школы храма) в очередной раз заняла I место на муниципальном этапе телевикторины «Зерно Истины», проходившем в городе Саки. Поздравляем капитана команды Анастасию Фесюк, Юлию Грицай, Анну Скрипник, Марию Пустовую, Александра Зайца, Глеба Романюка, Кирилла Пасько и Александру Белозерских. Победителям была вручена грамота, а также подарена Энциклопедия православной жизни для более глубокого изучения Православной культуры. Игра «Зерно Истины» призвана объединить православную молодежь и сделать процесс обучения Православной культуре увлекательным.

Затем слово взял настоятель храма Федора Ушакова протоиерей Алексий Тушев, который также присоединился к поздравлениям команды знатоков. После этого отец Алексий рассказал ребятам о том, что совсем скоро, с воскресенья, начинается Неделя о мытаре и фарисее, которая возвещает православным христианам о приближении Великого поста. В свою очередь, сорокадневный Великий пост подготавливает нас к важнейшему православному событию – Воскресению Христову (Пасхе). Приятно осознавать, что Пасха, как и Рождество Христово являются в нашей стране также и государственными праздниками.

«Итак, первой неделей, возвещающей о приближении Великого поста является Неделя о мытаре и фарисее. В Ветхом Завете в период Израильского государства слово «мытарь» означало грешника, а «фарисей» - праведного человека, соблюдающего все посты, «закон и пророки» (т.е. Священное Писание). И эти два человека, согласно Евангелию, приходят в храм помолиться Богу.

Фарисей, гордо стоящий впереди и одетый в богатые одежды молится следующим образом: «Господи, слава Тебе за то, что я такой хороший. Я делаю все как Ты предписал: даю милостыню, соблюдаю все посты. И самое главное, слава Тебе за то, что я не такой как этот презренный мытарь» - обращается фарисей к Богу, указывая на мытаря, скромно стоящего позади. Сам же грешник, не смея поднять глаза свои, молился Богу буквально двумя-тремя словами: «Боже, милостив буди ми грешному!» (т.е. Господи, прости меня грешного!). И Господь наш Иисус Христос говорит нам в Евангелии о том, что молитва грешника была ценнее Богу и именно грешник вышел из храма прощенным.

Фарисей поступил не угодно Богу - он много о себе возомнил, считая себя лучше других и, самое главное, он осудил другого человека. Причем сделал это во время молитвы. Мытарь, напротив, укорял и осуждал только себя, осознавая свою греховность, он смирился и просил у Бога прощения. И именно молитвенный настрой мытаря является для всех нас настоящим примером, особенно в преддверии Великого поста.

Не стоит молиться слишком долго и громко. Можно говорить про себя «Господи, прости меня грешного!». Главное – делать это искренно и тогда Господь обязательно услышит любимое свое создание (человека) и простит.

Следующая неделя называется Неделей о блудном сыне. Мы с вами уже беседовали на эту тему в прошлые наши встречи, в том числе и тогда, когда мы с вами говорили о Библии (Священном Писании), поэтому напомню вкратце. У одного богатого отца было два сына. Когда сыновья выросли старший сын остался с отцом, помогать ему, а младший попросил у отца свою, довольно большую, часть имения (т.е. денег) и ушел в страну далекую. Там он быстро «прокутил» всю свою часть наследства, предаваясь земным наслаждениям. Как говорится, беда не приходит одна – в той «далекой стране» начинается голод, причем настолько сильный, что этот младший сын, устроившись пасти свиней, был бы рад питаться тем, что едят свиньи, но ему и этого не давали, давая только самую малость на прокорм, чтобы он не умер с голода.

И именно в период несчастий младший сын вспоминает об отце и направляется к нему. Конечно, в этой притче под отцом подразумевается сам Господь, а под его сыновьями все люди, включая нас с вами. Блудный сын, смирив свой дух, намеревается покаяться в своих поступках и устроиться к отцу на правах обычного работника, не помышляя о чем-то большем. Отец же, завидев пришедшего к нему младшего сына, бросается ему навстречу и с любовью крепко обнимает своего сына. Это воссоединение отца с сыном символизирует таинство Исповеди и Причастия. Именно поэтому дорога к Богу проходит через храм (т.е. Дом Божий). Что же делает отец после встречи с сыном – он не ругает его, не корит, а дарит ему дорогие одежды и перстень (символ власти) и приказывает устроить большой пир по случаю возвращения своего сына. Его младший был пропащим и нашелся, был умершим и ожил.

Так или иначе все мы с вами грешны, у каждого из нас есть свои недостатки. Безгрешных людей после грехопадения Адама и Евы нет. Как говорится, Был Один Безгрешный - и Того распяли. Поэтому перед Пасхой нам необходимо покаяться в своих грехах, памятуя о том, что Отец Небесный обязательно нас простит, если покаяние наше будет искренним.

Теперь давайте поговорим непосредственно о Великом посте. На встрече одноклассников один мой одноклассник сказал мне о том, что пытался поститься, попостился недели две и ему не хватило сил продолжать поститься. Я его спросил: «Ты постился или сидел на диете?». Это две абсолютно разные вещи. Пост включает в себя диету как элемент воздержания от кулинарных изысков, однако, основной целью поста является покаянная молитва (т.е. воздержание от страстей).

Человек, «сидящий» на диете и думающий, что он тем самым постится все равно что птица, летящая с одним крылом – далеко не улетит. Настоящий постник подобен птице, у которого одно крыло – пост (диета), а второе – молитва.

За неделю до начала Великого поста пришедшим в храм предлагается рассказ о Страшном суде. Кстати, сейчас наш иконописец Лев пишет большую икону Страшного суда на западном фасаде храма. У кого есть время и желание – приходите посмотреть.

Что же такое «Страшный суд»? Это время, когда воскреснут все люди и Творец будет судить каждого человека по его поступкам и деяниям. Бог будет судить не за то, вкушал ты в пост рыбку или нет, а за то, как ты вел себя с другими людьми, соблюдал ли Заповеди Божьи. В рассказе о Страшном суде Господь разделяет людей на две части: одних ставит по правую сторону от себя, а других – по левую. Тем, которые по правую сторону Господь говорит: «вы меня накормили, когда я был голоден; посетили в темнице; одели, когда я был наг». Эти праведники спрашивают: «Господи, когда же мы все это Тебе сделали?». А Господь говорит: «то, что вы сделали одному из малых сих (т.е. другим людям, ближним) – это вы сделали и Мне». Те же нераскаянные грешники по левую сторону не сделали за свою жизнь добрых дел столько, чтоб они перевешивали на весах их злые деяния. Именно поэтому им суждено идти в геенну огненную «где плач и скрежет зубов».

Поэтому, в лице каждого человека, окружающего нас мы должны видеть не обидчика, не врага, а Самого Христа Спасителя, тем более что все мы с вами созданы «по образу и подобию Божию». Если кто-то просит у нас помощи, если мы видим, что кто-то нуждается и мы им помогаем, то мы помогаем не только этим людям, но и самому Господу Богу нашему. И наоборот, если мы проходим мимо больных людей, не пропускаем пожилых, не помогаем тем, кому это действительно необходимо – значит мы равнодушно относимся не только к этим людям, но и к Самому Господу Богу.

В наших земных судах мы вольны нанять искусного адвоката, который способен «вытащить из-под статьи» даже уголовника-рецидивиста. На Страшном суде у нас не будет адвокатов, а только мы сами со своими добрыми и злыми делами, которые будут взвешиваться на весах – все будет наглядно и честно. Нам с вами не стоит заблуждаться, что нас минует Страшный суд – он будет для каждой души. Именно поэтому суд и называется «Страшным». Поэтому нам с вами надо успевать делать добрые дела.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется «Прощеным воскресением». В этот день не только в храме, но и в обычной нашей жизни мы должны просить прощения у наших близких, родных и знакомых, тем самым настраивая себя на покаянный лад. Эта традиция есть не только в Русской православной церкви, но и во всем Православном мире. В Евангелии этого дня говорится о том, что если мы будем прощать друг другу наши немощи, обиды и согрешения, то Господь тоже простит нам наши грехи.

В Прощеное воскресенье люди просят прощения друг у друга со следующими словами: «Прости меня» - говорит один человек, а второй ему отвечает: «Бог тебя простит, и я прощаю. И меня прости». Таким образом, люди, помирившись друг с другом, входят в Великий пост.

Первая и последняя недели - самые строгие недели Великого поста. В эти седмицы следует особенно воздерживаться от мирской суеты и распрей, а также стараться молиться об избавлении от страстей. В эти недели также стоит воздержаться от вкушения скромной пищи (от старо-славянского «скрамъ» - жир, масло). Однозначно в эти две недели из рациона исключаются мясо, яйца и молоко.

Однако не стоит забывать, что есть категории людей, которые могут не поститься. В первую очередь это, конечно дети, беременные, учащиеся, а также больные и пожилые люди. Когда я был семинаристом, и мы жили в Лавре, нам в пост всегда давали рыбу. Также поститься на одних сухарях тяжело будет и военнослужащим, не говоря уже о воинах, находящихся в зоне боевых действий. Поэтому поститься надо с разумением. С другой стороны, если вы чувствуете в себе силы поститься, знайте, что с позиции науки и медицины пост – это очень полезная вещь. После Великого поста, ближе к Пасхе люди становятся стройными, подтянутыми, красивыми. Им все становится легко, все в радость.

Молодым юношам и девушкам не стоит бояться идти в храм. Первое с чего я начал свою приходскую жизнь – это с того, что старался сделать наш храм в том числе и молодежным. На клиросе у нас молодые певцы, в алтаре молодые алтарники, словом, весь персонал храма состоит из молодых людей. Нет никаких препятствий, чтобы придти в храм, поставить свечу, помолиться, приложиться к иконам. Не стоит бояться или стесняться людей, стоит бояться одного лишь Бога. И не за то бояться, что Он тебя накажет, а бояться Его обидеть и огорчить как родного Отца.

Я благодарю вас за внимание. Большое вам спасибо и я буду рад еще раз с вами встретиться. Храни вас всех Господь!»

 

 

Пресс-служба храма

святого праведного воина Феодора Ушакова, Сакское благочиние

(пгт. Новофедоровка)

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика