В каменном подвале, в котором был заточен Предтеча и Креститель Христов, было совсем темно. Солнечного света там не было, но "свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1:5). И светом Христовым была озарена эта страшная тьма и сердце Предтечи. Он знал, что его казнят; с минуты на минуту ждал смерти. Но не слышим ли мы в тропаре нынешнего праздника, что он отдал душу свою за Господа Иисуса Христа с радостью. Святой ап. Павел ждал с нетерпением кончины и жаждал поскорее соединиться со Христом. Конечно, таким же чувством была исполнена и душа святого Иоанна Предтечи.
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча, Йоханан бар Зехарья — «сын Захарии», согласно Евангелию, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии.
«В гневе и раздражении высказанные пожелания: “Будь ты проклят!”; “Чтоб тебе пусто было!”; “Чтоб ты сдох (подавился, провалился)”; “Чтоб у тебя руки отсохли!” и т. п. — очень распространены. Часто проклинают друг друга родственники. Правда ли, что материнское проклятие, проклятие свекрови особенно тяжелые? И есть ли такое понятие, как родовое проклятие?»
Хотелось и, наверное, правильнее было бы начать статью об отдыхе с жизнеутверждающей и радостной цитаты из Святого Писания. Но лично я — ежедневно пробегающий мимо храма на работу и иногда «приползающий» после работы в храм — ловлю себя на мысли, что отлично вписываюсь в плачевный статистический портрет обыденности.
Гумилев раз или два прислал из заключения записку. Просил какие-то мелочи, Евангелие и, кажется, Гомера. Но читать ему пришлось недолго. Как все это было давно...
В 2015 году исполняется 200 лет со дня рождения Святого Отца и учителя Русской Православной Церкви, богослова и подвижника – Святителя Феофана Затворника Вышенского. По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла этот год будет праздноваться на общецерковном уровне.
Что известно о ее жизни? Почему у нее два имени (в крещении она Елена)? Как она повлияла на историю нашей страны? И какое отношение события тысячелетней давности имеют к нам, современным людям?
Жил такой насквозь и до мозга костей советский писатель и поэт Илья Эренбург, большевик со времён русской революции 1905 года и дважды лауреат Сталинской премии. Именно ему принадлежат два знаменитых лозунга – некогда взбесивший Гитлера призыв «Убей немца!» и столь популярный в более поздние времена афоризм «Увидеть Париж и умереть».
Хочу сказать вам несколько слов о святом, который является покровителем этого храма.
По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух.
С какою кротостью И скорбью нежной Пречистая Взирает с полотна! Грядущий час Печали неизбежной Как бы предчувствует Она! К груди Она Младенца прижимает И Им любуется, О Нем грустя.., Как Бог Он взором Вечность проницает И беззаботен, как дитя!
Известное ждановское глумливое определение поэтического облика Анны Андреевны Ахматовой (Горенко; 1889–1966) — "не то монахиня, не то блудница" — принадлежит на самом деле Б. Эйхенбауму и не несёт в себе ничего бранного и глумливого. Ещё Достоевский писал о соединённости в человеческой душе идеала Мадонны и идеала содомского. В каждом человеке борются эти крайние стремления, но в поэте они обострены и слишком контрастно порою выявлены.
Как в русской литературе есть поэт номер один — Пушкин, — так и в Ветхом Завете есть главный пророк — Исаия. В былые времена, если приводилось некое пророчество из Ветхого Завета, то по умолчанию считалось, что принадлежит оно непосредственно Исаии, особенно если в этом пророчестве мы видим указание на Христа. Но Исаия был не единственным и даже не самым первым пророком, чьи речи составили отдельную книгу — ещё до него был пророк Амос. Но, пожалуй, никто из пророков не говорил ярче Исаии, никто не затрагивал столь разных и глубоких тем. И в этом смысле он — действительно первый из пророков.
Об удивительном случае, произошедшем в начале 20-х годов прошлого века в Китае, в своей книге упоминает певец Александр Вертинский. Харбин был густо населен русскими эмигрантами, которые привезли с собой множество икон, и даже на железнодорожном вокзале повесили большой образ Николая Чудотворца. Однажды ранней весной в здание вокзала вбежал мокрый с головы до ног старый китайский рыбак и распростерся на полу перед иконой, протягивая к ней руки, кланяясь и в слезах бормоча что-то вроде благодарственных молитв. Оказалось, он шел по слабому льду через реку и провалился в полынью. Его уже затягивало течением под лед, как вдруг он вспомнил, что русские всегда просят помощи у какого-то старца, икона которого висит на вокзале. И китаец взмолился: «Старик с вокзала, помогай, спаси меня!» И потерял сознание. Очнулся он лежащим на другом берегу и первым делом бросился на вокзал благодарить святого старца за спасение. После этого случая и сам рыбак крестился, и многие другие китайцы последовали его примеру.
Нет такого человека, у которого нет скорбей, который живет без боли. Эта боль – повод прийти к Богу.
Архимандрит Андрей (Конанос)
У нас есть надежда. Мы проливаем слезы, но с надеждой. Мы испытываем боль, но со Христом, Который дает нам великую надежду. Мы говорим: «Господи, я верю, что Ты сделаешь все лучше всех! Ты – Бог».
Смерть, как ни крути, штука страшная. Храбриться и улыбаться подавляющему большинству людей можно только на расстоянии от нее (хотя она и повсеместна). Если же приблизится она и дохнет, то ли в лицо – гнилью, то ли в затылок – холодком, сразу станет невесело.
И трудно сказать чего собственно боишься – длинного тоннеля или черной пропасти, ответа за прожитое или злобы тех чудовищ, что вдруг явно обнаружат свое присутствие?
И вера в это время подвергнется самому серьезному испытанию. Есть ли она? Жива ли она под формальной личиной, или исчезла давно и след ее простыл? Одним словом назвать в это время, вслед за Павлом, смерть «приобретением» (см. Фил.1, 21), смогут (как бы это помягче выразиться) не все. Далеко не все. Почти никто. Поэтому Церковь любит мучеников.
В каждой стране, где исповедуется православная вера, встреча Пасхи приобретает самобытные местные штрихи – живые, пестрые стежки на причудливой, как украинская писанка, канве народной традиции. Пасхальная обрядность с ее национальными особенностями ценна как открытая книга души народа, летопись переживания праздника этой душой. Интересно рассматривать народные обряды, сопровождающие великие религиозные праздники как бытовое осмысление мистического, попытку прикосновения земной эмоциональности – к вечному.
Лазарева суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день Православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.
Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания.
Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
«Девочки. Вербное воскресенье». Художник Серафима Блонская. 1900 год.
Серафима Блонская родилась 3 октября 1870 года в небольшом городе Верхнеднепровске Екатеринославской губернии. Затем ее семья в 1875 году переехала в Таганрог, где она в 1887 году закончила Мариинскую гимназию. С раннего детства много рисовала, поступила в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко, которую закончила в 1891 г. Затем были годы учебы в петербургской Академии художеств. Картина «Девочки. Вербное воскресенье» - дипломная работа С. Блонской – самая известная ее работа.
«Благовещение», мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 года. Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов
– Благовещение, 25 марта по григорианскому календарю, — национальный праздник Греции. В этот день в 1821 году митрополит Патрский Герман поднял знамя восстания, приведшего к независимости греков в части Эллады.
Архиепископ Таврический Гурий (Карпов), выдающийся миссионер, он два десятилетия в середине ХIХ века провел в далеком Китае, переводил на китайский язык Священное Писание, обратил в Православие многих местных жителей. Последние пятнадцать лет жизни святитель Гурий окормлял Таврическую епархию. Здесь, спустя век после его кончины, состоялись торжества по прославлению этого нового святого нашей Церкви. О личности и святости владыки Гурия рассказал протодиакон Василий Марущак, который многие годы исследует жизненный путь святителя.
– Отец Василий, владыка Гурий был связан не только с Крымом, или Украиной – судьба направляла его и в Сибирь, и в Китай, и во многие другие места. И везде святитель успел проявить себя. Каким был он, что известно об этом святом нашей Церкви?
– Святость архиепископа Гурия не подлежит сомнению. Он прославился не только своими равноапостольными трудами, хотя и это немало.
Дивный этот святой и умилительно его житие. Святой Алексий родился в IV-ом веке в Риме, в царствование императоров Аркадия и Гонория. Родители его, Евфимиан и Аглаида, были очень благочестивы и являлись образцами милосердия и странноприимности. Хотя Евфимиан был богатым и знатным вельможей, он сам ел только раз в день, но каждый день принимал и кормил у себя множество вдов, сирот, нищих, странников и больных. Св. Алексий тоже вырос благочестивым и образованным юношей, хорошо изучившим Священное Писание и церковные книги.
«Идет весна. Прошумели скворцы над садом, — слыхал их кучер, — а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика».