Популяризация пастырских трудов архим. Иоанна (Крестьянкина) в бакалаврской работе протоиерея Сергия (Скворцова).

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в Научные труды студентов ТДС

Второго июня2015 г., в семинарских стенах прошла защита на соисканиестепенибакалавра. Из нескольких добротных студенческих работ хотелось выделить одну священническую (мы уже отмечали труд студента Неофита (Ниязи) Багирова, участвовавшего со своей дипломной работой в СПб., так же надеемся освятить и прочие работы студентов-дипломников).

 

 

Протоиерей Сергий Скворцовапосвятил свою бакалаврскую работу известному старцу второй половины XX-го и начала XXI-го веков: “Церковь, семья и воспитание в эпистолярном наследии архим. Иоанна Крестьянкина”.Бакалаврская работа о. Сергияпосвящена изучению и частной систематизации эпистолярного наследия архим. Иоанна Крестьянкина” с точки зрения его пастырского окормления мирян и их семей.Актуальность данной работы состоит в том, что произведенная работа посвящена пастырским трудам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который был нашим ближайшим современником († 5 февраля 2006 г. в Псково-Печерском монастыре) и являлся признанным старцем Русской Православной Церкви. Хочется поставить двойное ударение именно на последнем, в чем и суть: архим. Иоанн был не столько официальным старцем, сколько таковым его считал народ, получавший от него духовную пользу. Уже будучи пожилым человеком, архим. Иоанн не мог принимать всех желавших получить от него духовную помощь и тогда он стал вести переписку со множеством людей во всех концах мира. Большая часть из этих писем опубликованы — вышло несколько изданий «Писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина)» и потому соискателю не было нужды ехать в Печерский монастырь и там в архиве их обрабатывать.

Не смотря на то, что в основе весь материал о старца отце Иоанне опубликован, его пастырские труды, скрытые в его эпистолярном наследии должным образом не проанализированы и не расставлены по рубрикам — т. е. не систематизированы должным образом для удобства их восприятия. В виду этого новизна и работы и темы соискателя на степень бакалавра самоочевидна и, более того, должна поощряться с точки зрения их духовной пользы. Отсюда и целью исследованияявилась не столько популяризация письменного наследия  архимандрита Иоанна (Крестьянкина), сколько его духовного содержания — именно оно.

Отец Сергий достаточно подробно и твердо изложил свой православный взгляд на старчество. — В виду того, что архимандрит Иоанн (Крестьянкин) является одним из известных православных старцев 2-й половины XX столетия, это само по себе должно привлекать к его личности и его трудам внимание ревностных последователей православной веры. Духовное становление о. Иоанна проходил под руководством служителей Церкви, прошедших через горнило испытаний — новомучеников и исповедников Российских. Особенно ценно, что отец Иоанн стал восприемником традиций старчества, которое в годы Советской власти еще сохранялось в Псково-Печерский монастырь. В то время, когда Православная Церковь сталкивается в последние тридцать лет с проблемой и даже вызовом пагубного явления псевдо-младо-старчества, то о. Иоанн конечно же остается не просто нашим современником, но и примером со своим правилом «следования воле Божией, проявлявшейся во всех жизненных обстоятельствах, когда человек с терпением и с рассуждением должен воспринимать все, что происходит с ним в повседневности, следует Евангелию и исполняет заповеди Божии». И эпистолярное наследие о. Иоанна поэтому в данном случае становится некой важной иллюстрацией не столько к его жизни, сколько примером и фактом пастырского служения и сочувствия, любовного сопереживания нуждам паствы своей. «Даром Божиим страждущему человечеству» называли архимандрита Иоанна (Крестьянкина) знавшая его братия монастыря и паломники.

В работе протоиерея Сергия была заявлена тема богатства эпистолярного наследия о. Иоанна как сохраняющего и восстанавливающего семейные ценности элемента. Тема достаточно сложная и простая одновременно, в виду разбросанности тематики писем старца. Тоже можно сказать и о воспитательном значении писем архим. Иоанна для  подрастающего поколения. Их не много и их надо было искать и систематизировать. При этом важен пастырский глаз — такую работу должен был выполнять именно священник, в своем приходской опыте сталкивающийся с насущными проблемами человека-христианина в миру. Как семейный, так и педагогический аспект писем старца рассматривается соискателем с точки зрения исключительно церковной, экклесиологической, что само по себе весьма похвально. Соискатель обращает внимание на главное — что старец был примером «живого предания Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития» (так определяет значение подвига старца Иоанна для наших дней наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архим. Тихон (Секретарёв). Обращаю внимание на главное преимущество данной работы  — выбранный и сортируемый для исследования эпистолярный материал, в которым и заключается достоинство работы соискателя. Сам соискатель всячески подчеркивает значение старческого служения о. Иоанна, в том смысле, что «прочитав письма батюшки к разным лицам, можно убедиться в его рассудительности», что уподобляет его преп. Амвросию Оптинскому. Соискатель обращает внимание на признал истинного старца — его миролюбие в эпоху тотального разобщения: «У  меня нет плохих людей — пишет о. Иоанн, — у меня все близкие и дорогие». Важно еще то, что соискатель обращает наше внимание на долгосрочные плоды духовного опыта старца Иоанна (Крестьянкина): что им «будут пользоваться многие поколения верующих не только вспоминая благодатные встречи с ним, но и благодаря тому, что его труды были изданы при жизни и переиздаются теперь». Подкупает в предложенном бакалаврской работе не сухость фактов и механика дипломной работы, а обилие простых человеческих слов архимандрита Иоанна (порой даже резких), обилие выдержек из его писем, в которых видна краткость, простота и вдохновение пастыря — и человеческая радость о кающемся: «Если человек так может любить человека и так радоваться о каждом грешнике, то, как же любит нас Господь!»

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика