Из семестровых сочинений студентов ТДУ.

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в Научные труды студентов ТДС

Представляем вашему вниманию семестровое сочинение студента Ивана Вовка (1 курс) на тему “Библейские параллели в произвеении Д. У. Голдинга “Повелитель мух” в фильме Питера Брука.

Напомним, что 1963 г. на Каннском кинофестивале кинокартина Питера Брукапо книге Д. У. Голдинга была выдвинута на Золотую пальмовую ветвь. В кратце содержание: книга и фильм о том, как группа английских школьников чудом спасается после авиакатастрофы на пустынном острове. Помощи ждать неоткуда и приходится осваиваться в необычных условиях, вести себя по-взрослому. Один из ребят, Ральф, избирается лидером. Изначально устанавливаются общие правила: говорит тот, в чьих руках морская раковина; устанавливается дежурство по поддержанию сигнального огня… На острове обнаруживается дикая свинья, за которой начинается охота. Во время очередной вылазки над островом пролетает самолет, однако в порыве охотничьей страсти о костре забывают, он гаснет, и самолет не замечает ребят. Тем временем в лагере начинаются разногласия, что приводит к расколу. Часть ребят под началом Ральфа продолжают гнуть взрослую линию, вторая часть, «охотники», возглавляемые регентом церковного хора Джеком Меридью, игнорируют правила и уходят жить отдельно. Разыгравшееся детское воображение рисует на острове опасности. Ощущение незащищенности заставляет ребят из «взрослого лагеря» перейти к «охотникам». Одному из мальчиков, Саймону, не дает покоя загадка пещерного «чудовища», которого все боятся. Он устраивает собственное расследование и обнаруживает в пещере скончавшегося пилота. Саймон торопится сообщить эту весть остальным ребятам, занятым ритуальными танцами в честь убитой дикой свиньи. В темноте приняв Саймона за «чудовище», «охотники» совершают человеческое убийство. Следующей жертвой, уже вполне осознанно, становится мальчишка-толстяк «Хрюша». Ральф остается один, и начинается его травля. Развязка наступает в самый кульминационный момент, когда «охотники» практически настигают Ральфа — на остров высаживаются английские моряки, которые обнаруживают остров и самих мальчиков в ужасном состоянии…

 

“Библейские параллели в произвеении Д. У. Голдинга “Повелитель мух” в фильме Питера Брука.

Какие фильмы удостаиваются анонсов и широкого экрана в 21 веке? В основном это шелуха завернутая в спецэффекты. Герои этих фильмов плоски, а сюжет сводится к тому, что «хорошие герои» победят «плохих злодеев».  Тяжко сейчас найти фильм с проработанным глубоким сюжетом, характерными героями и идеей в основе. Такие фильмы приходится искать в ХХ веке. Будь-то «Персона» Бергмана, или «Расёмон» Куросавы, или «Слово» Дрейера - они несут определенную идею, имеют необычнейший сюжет и украшены многогранными персонажами. Но у современного общества они попадут под категорию «артхауса», или непонятного кино не для всех. К таким фильмам можно отнести и картину «Повелитель мух» знаменитого драматурга Питера Брука 1965 года.

 Теперь перейдем к библейским аллегориям.  С первых минут зрителю совершенно не понятно почему роману и фильму дано столь устрашающее название. Но вскоре все встает на свои места. Общество мальчиков на острове – образ земных людей, крушение самолета – трагедия грехопадения.  Сначала все дети организуются подобно взрослым, подобно тому миру из которого их изгнали обстоятельства. Так и Адам, и Ева пытались жить на земле по образцу потерянного рая.

Но в игру вступает главный герой фильма – «повелитель мух». Нет – это не рогатое чудовище, извергающее пламя. Ему вообще все равно кем быть: змеем, зверем, морским монстром, тигром,- лишь бы заставить человека испытывать страх, убивающий любовь,  и забыть о деле спасения. В фильме спасение с острова, на мой взгляд, является аллегорией спасения в христианском понимании.

Потомки Адама и Евы разделились на сынов Божиих и сынов человеческих. Вторые стали предаваться непотребствам, создавать технологии и промыслы, позабыв о Боге. А первые могли лишь тихо на это смотреть. Так и ребята на острове: одни во главе с Джеком, забывают о том, что с острова нужно бежать. Их охватывает азарт, охота, вседозволенность и страх. Лишь малая часть из них понимает, что эта среда для них чужда и надеятся вырваться из нее, надеятся , что их кто-то спасет.

Ральф с упорством возжигал костер и верил, а Джек, опьяненный властью и боязнью перед придуманным чудищем, начинает приносить зверю жертвы. А после потопа, как известно, только Авраам со своими домочадцами остался верен Единому Богу, а остальное население скатилось в язычество. А кто провоцирует нас на грехи и заблуждения? Его рука скрыта за кадром, но мы чувствуем её каждую секунду.

Единственный, кто осмеливается заглянуть правде в глаза, - это Саймон. Он восходит на гору и видит там труп летчика, который Ральф и Джек приняли за монстра, и спешит сказать, что зверя с когтями и зубами нет – он живет лишь в сознании мальчиков. Саймон хочет сказать, что боятся нечего, что не нужно приносить свиней в жертву, что нужно думать о спасении. Но бурлящей толпе, занятой мирской суетой и безумством, не нужна правда. Детям было приятней думать, что они самодостаточны, что взрослые из того мира им не нужны. И они убивают Саймона в разгар дикой пляски, приняв его за зверя, то есть опять же под страхом. Саймон является образом Христа, который пришел к иудеям, занятым тщетными хитростями мира. Толпа приняла Его за богохульника и убила, хотя Он принес самую настоящую Истину. Смерть Христа изменила мир, так и смерть Саймона повлияла на сознание мальчиков, они стали осознавать безумие происходящего, стали осознавать, что нужно вернутся к родителям, которые там далеко, за морем.

Но имеющие власть только еще больше ожесточились. Далее идут параллели с книгой Апокалипсис. Джек и Роджер, жаждущие крови, напоминают двух чудовищ, которые служили сатане и устрашали людей. Эти двое и решили убить последних, кто верил и хотел спастись. И вот когда, толпа гналась за Ральфом, поджигая и уничтожая остров (образ планеты Земля), неожиданно приходит капитан с командой. «Не ведаете ни дне, ни часа воньже Сын Человеческий приидет» - говорит Христос.

Так неожиданно застали мальчиков взрослые, посланники из того лучшего мира, который до этого был сокрыт от глаз островитян. Что чувствовали маленькие разбойники? Стыд, страх от содеянного, но некоторые чья совесть была чиста, радовались пришедшему спасению — Спасителю.

Остается только удивляться таланту Уильяма Голдинга, который так искусно балансирует на грани материального сюжета, нравственного учения и библейской символики.

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика