Доклад на юбилейном акте в честь 10-летия Таврической духовной семинарии. Симферополь. Февраль 2016.

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в Научные труды преподавателей ТДС

Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко, преподаватели и наставники, дорогие студенты и гости!

 

Свой доклад я посвятил изучению краткого пребывания свт. Гурия (Карпова) в Риме. Руководством для своего мероприятия положил я слова свт. Дмитрия Ростовского «да не буди мне лгати на святаго» и совет В. О. Ключевского о важности соборного надзора при формальном составлении агиографических текстов (он цитирует Даниила Переяславского, который «не повелеваше никомуже самохотением писати повести некия о святых, аще не извещение некое будет от Бога или от власти царския и святительския»).

 

Итак, из жития, составленного о. Василием Марущаком я узнал, что свт. Гурий в 1866 г. был настоятелем русского подворья в Риме. Об этом же, но более подробно, поведал мне ученый мой приятель из Неаполя к. и. н. Михаила Талалая. В своей переписке он дал мне ссылки на свою книгу «Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии». (СПб., 2011). В ней-то я и узнал, что свт. Гурий был не только настоятелем римского русского подворья, но и некоторое время пребывал в Неаполе.

Тут-то меня и заинтересовал вопрос: почему Св. Синод послал архимандрит Гурий в Рим? Слава Богу, что сохранились некоторые датированные документы, которые пролили свет на эти темные «когда и почему» и благодаря им удалось соединить канву дат служения знаменитого синолога и миссионера в местах ликвидированного перед его отъездом государства Святейшего Престола (ликвидация территории проводилась в 1870 г. Итальянским королевством).

Конечно нашлась и необходимая литература: в 1894 г. в первом номере журнала Русский Архив историк С. А. Петровский разместил письмо архимандрита Гурия (Карпова) к обер-секретарю Св. Синода И. Г. Терсинскому. Письмо составлено в Симоновом монастыре г. Москвы 14-го января 1866 г., куда архимандрит Гурий попал после перевода своего из Пекина — «сначала в Толгский монастырь (Ярославской губернии), а потом в Соловецкий» [Письмо архимандрита Гурия к И. Г. Терсинскому о переводе Нового Завета на китайский язык // Русский архив, № 1. 1894. С. 97—98]. В Москве архимандрит Гурий был не в первый раз: из дневниковых записей архиеп. Леонида (Краснопевкова) мы читаем, что в марте 1857 г. архимандрит Гурий, начальник Пекинской миссии, был в первопрестольной. Тот же издатель «Русского Архива» Петр Бартенев замечает: «После долголетнего пребывания в Пекине вызван он [Гурий] был в Петербург и проездом через Москву с ужасом узнал, что состоялось определение его в Соловки. Лишь благодаря ходатайству митрополита Филарета, получил он в управление монастырь в более теплом климате (слышано от него в Симферополе, в 1880 г.)». Прямо детективная история вырисовывается: больного миссионера собираются отправить на Соловки, но в последний момент из уважения к его трудам за него заступается святитель Московский Филарет и рекомендует его настоятелем в южный монастырь — подворье в Италии.

Теперь обратимся к другому источнику. В своей книге М. Г. Талалай разместил следующую заметку о пребывании архим. Гурия в Италии. Он писал, что «весной 1866 г. в Неаполе в последний раз совершилось русское пасхальное богослужение» <…> «по причине того, что в начале 1866 г. отношения между Папским престолом и Российской империей были разорваны и дипломатический корпус, включая священника посольской церкви, архимандрита Гурия, срочно покинул Вечный Город. Отцу настоятелю неаполитанской церкви пришлось оказывать в Неаполе гостеприимство всему римскому клиру: настоятелю, диакону и певчему…etc».

Следующий вопрос, меня заинтересовавший и на который не было ответа в замечательной книге о. Василия Марущака — в каком отрезке времени («от сих до сих») пребывал архим. Гурий в Италии?

Известно, что Пасху 1866 г., по старому стилю, праздновали 27 марта. А с 11 мая 1866 г. архимандрит Гурий был уже назначен епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии (рукоположен состоялось 5 июля того же года в С.-Петербурге). Таким образом, можно предположить, что о назначении своем он узнал в конце мая или в начале июня (как долго шла депеша из России?) — и сразу же выехал в Петербург, где и была совершена над них хиротония во епископа в середине лета.

Таким образом можно реконструировать период служения архим. Гурия (Карпова) в Италии так. Будучи опытным дипломатом, миссионером и вполне сформировавшимся церковным деятелем, с подачи церковного авторитета XIX в. свт. Филарета (Дроздова), архимандрит Гурий посылается Св. Синодом в Италию на… отдых (получает в управление монастырь в более теплом климате!) — после трудов китайской Миссии. Однако, не все так просто: на отдыхе ему дается дипломатическое задание — экстренно выручить «высокую» политику. Синод его посылает, но ситуация кардинально меняется (в пути быть может?) — перед самой пасхой 1866 г. его по дипломатическим причинам папские власти высылают из Рима и он спешно отправляется в соседнее Неаполитанское королевство.

Таким образом, цель поездки — краткая реконструкция событий миссии свт. Гурия в Риме — была поставлена: восстановить историю римской миссии свт. Гурия по которой… Но все по порядку. Можно предположить, что в конце января 1866 г. Св. Синод по рекомендации митрополита Московского Филарета, назначает архимандрита Гурия в теплый Рим посольским священником, но ситуация в Вечном городе уже вышла из под контроля — миссия не выполнима! — и знаменитый миссионер попадает под санкции Папского престола и высылается где-то в марте в Неаполитанское королевство. В еще более теплой Кампании архим. Гурий узнает о своем назначении епископом-викарием и из портового Неаполя, на корабле, перебирается в Одессу, откуда благополучно достигает Петербурга в июне-июле 1866 г. Возможно, что его путь пролегал иначе — через Далмацию и Вену, но этим пусть займутся другие исследователи. Наша теоретическая часть на этом завершена. Теперь должна быть часть Даниила Переяславского: «не повелеваше никомуже самохотением писати повести некия о святых, аще не извещение некое будет от Бога или от власти царския и святительския»).

С 29 октября по 3 ноября 2015 г. по поручению священноначалия решено было в ознаменование 200-летнего юбилея со дня рождения свт. Гурия передать Свято-Николаевскому ставропигиальному приходу г. Рима икону святого. Митрополит Лазарь благословил начинание памятной надписью:

«В память пребывания в посольстве Русской Церкви г. Рима и в ознаменование 200-летия со дня рождения Святителя Гурия, архиепископа Таврического и Симферопольского, преподается в дар икона этого дивного угодника Божия, выдающегося богослова, просветителя и миссионера, внесшего неоценимый вклад в распространение Святого Православия, храму в честь Святителя Николая в г. Риме.

Да будет Святитель Гурий Вашим неизменным ходатаем и заступником пред Престолом Божиим.

Благословение Божие да пребудет с Вами.

+Лазарь

Митрополит Симферопольский и Крымский».

Икона была принесена перед отлетом в Рим к мощам и протодиакон кафедрального собора Леонтий возложил ее на святыню святителя Гурия в Петро-Павловском соборе 27 октября, после чего мы направились с ней в Петербург, к местам, где учился в Академии и защитил диссетрацию будущий миссионер; позже архимандрит Гурий в Петербурге и начальствовал — был смотрителем Александро-Невского Антониевского духовного училища. Икона два дня находилась в академической библиотеке СПБД. и А., а потом, перед отъездов в Италию, пронесена по аллеям Александро-Невской Лавры (до 1858 г. Антониевское училище располагалось во флигеле Федоровского корпуса лавры).

Утром 29 октября икона была доставлена в Вечный город. В аэропорту Фьюмичино ее благоговейно приняли посланные от настоятеля (на то время находился в Москве) служители Николаевского прихода г. Рима. С протоиереем Вячеславом Бачиным повидаться пришлось на обратном пути — перед самым отлетом. Очень теплым и по-настоящему редкостно русским был с его стороны этот краткий прием — накануне празднования Казанской иконы Божией Матери. Состоялась официальная передача святыни с соответствующими словам благодарности. Отец Вячеслав показал храм и в нем в одном месте указал на стену:

“Видите две рядом расположенные маленькие иконы? это миссионерские — одна из них святителя Николая (Велимировича), вторая святителя Гурия Крымского. Оба святителя весьма почитаются русскими в Риме. Свт. Николай Сербский, после освобождения из концлагеря Дахау вместе с патриархом Сербским Гавриилом, скрывался от югославских коммунистов в Италии, где вел просветительскую деятельность, читал лекции и преподавал. До своего вынужденного отъезда в США служил он в римской русской церкви в честь свт. Николая”. Сближение двух икон святителей в православном храме Рима навело на мысль о цельности Православия и вселенском духе служения двух миссионеров.

Тут же сделаны снимки принимающего святую икону римского русского духовенства. Все лаконично и сдержанно: сначала перед царскими вратами, потом в алтаре. Последний снимок — икона на Горнем месте, на епископской кафедре. Настоятель любезно разрешил сделать снимок рядом с жертвенником установленного синодика с именами всех посольских настоятелей. — В него включены свт. Гурий (Карпов) и митрополит Флавиан (Городецкий), бывший в далеком 1866 г. при миссионере-архимандрите диаконом и секретарем.

Была у нас мысль посетить и Неаполь, но по совету нынешнего настоятеля Патриаршего Подворья в г. Бари протоиерея Андрея Бойцова искать в столице Бурбонов бывшую посольскую церковь мы не рискнули. Будучи с 2002 г. почти десять лет настоятелем прихода Апостола Андрея Первозванного и по совместительству гидом в г. Неаполе отец Андрей отсоветовал нам искать Посольскую церковь. Она в Неаполе существовала в разных помещениях, переезжала с место на место до самого 1866 г., когда королевство Бурбонов пало и императорское посольство с русским приходом естественно было закрыто. Последний настоятель, кстати, и приютивший архимандрита Гурия (Карпова), диакона Флавиана (Городецкого) и певчего, был священник Михаил Орлов. Духовник великой княгини Марии Николаевны о. Михаил со всем архивом, церковным убранством и утварью был переведен с берегов Неаполитанского залива во Флоренцию, поближе к своей духовной дочери. Туда и мы и направились в конце октября 2015 г.

С Божьей помощью нам удалось добраться до Флоренции и найти там русскую церковь Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, очень похожую на Александро-Невский собор в Таллине (автором проекта и той и другой действительно оказалось одно лицо — архитектор М. Т. Преображенский). Но, увы, ничего касающегося пребывания архимандрита Гурия в Неаполе архив нам не подарил. Не смотря на это приносим свою благодарность настоятелю русской церкви в г. Флоренция протоиерею Георгию Блатинскому и кандидату исторических наук М. Г. Талалаю за то, что нам дана была возможность видеть не только чудный русский флорентийский храм, но и неаполитанский архив. И, возможно, мы увидели последнее местопребывание архимандрита Гурия в Италии, то место, на которое после Рима и Неаполя, ступила его утруженная посольскими и государственными делами нога. По пути в русскую Италию…

 

Напомним, что прелюдией к римскому периоду служения архим. Гурия (Карпова) был ряд исторических событий, из которых основным стало Польское январское восстание 1863 г. Именно из-за него возникли сложности в отношениях между Католической церковью и Российским государством в начале 60-х годов XIX в.: в ходе подавления мятежа преследования носили не столько этнический характер (поляки), сколько религиозный (представители римско-католического духовенства). Польская акция Январского восстания 1863 г. вызвала реакцию правительства Александра II по отношению к «политической ереси»: начались санкции как против польских повстанцев, так и по отношению к поддерживающего их католического духовенства. Последовал и разрыв отношений со Святым престолом: произошел он после аудиенции у понтифика 15 декабря 1865 г. старшего секретаря русской миссии в Ватикане барона Ф. М. Мейендорфа. Барон упрекнул Пия IX в поддержке, которую оказало папство полякам. Далее события медленно развивались по наклонной: 2 октября 1866 г. папа Пий IX выступает на консистории с осуждением репрессий против Католической Церкви в Российской империи, а уже 22 ноября император Александр II своим указом разорвал конкордат 1847 г. и за этим последовало полное прекращение дипломатических отношений между Российской империей и Папским престолом.

В Таврической епархии состоялась церковно-дипломатическая конференция «Наследие святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического: духовная проекция в будущее». Событие состоялось по инициативе и патронажем епархии и МИД’а РФ. На научном форуме один из докладов был представлен нами и касался реконструкции пребывания святителя Гурия в Риме и Неаполе (рабочее название доклада: «Икона святителя Гурия (Карпова) и попытка реконструкции его римской миссии»). Цель доклада — восстановление дат и мест пребывания архимандрита Гурия в Италии.

 

Кандидат богословия

иерей Роман Цуркан.

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика