Тезисы по теме доклада: «Письма свт. Иннокентия к композитору А. Ф. Львову».

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в Научные труды преподавателей ТДС

«В нынешнем году исполняется 215 лет со дня рождения незабвенного пастыря и святителя Иннокентия (Борисова). По календарю нам известно имя святого, но жизнь святая часто теряется как бы в тенях и бликах истории. Не смотря на это, как говорил свящ. Павел Флоренский, «память о прошлом есть долг и содержание жизни, и нельзя ценить настоящее и пользоваться им, если оно не коренится в прошлом». Кроме того имеет место важная церковная reservatio mentalis[1] — «к память вечную будет праведник…» Собиратель и популяризатор многих редких собраний писем, мемуаров и текстов о жизни свт. Иннокентия проф. Н. И. Барсов с пессимизмом писал, что «Иннокентий у нас доселе не только не изображен с должной полнотой и художественною цельностью, но, как кажется, и не определен верно…»

 

Однако вопреки собственной пессимистичности тот же Н. И. Барсов придумал для свт. Иннокентия номен — doctor universalis, через «ник» которого многие люди как в некую социальную сеть входили в духовно-интеллектуальную структуру России первой половины XIX в. И действительно, свт. Иннокентий находился в частой и дружественной переписке с русской элитой николаевской России. Многие его респонденты считали знакомство с ним за приобретение, «всех драгоценнейшее». Из его бумаг и писем к нему мы узнаем, что императрица Александра Федоровна и принц П. Г. Ольденбургский советовались с ним об устройстве женских учебных заведений, а по поручению вел. кн. Константина Николаевича он составил для Морского устава главу о положении священников во флоте. По просьбе же гр. Блудова святитель редактировал законодательство о браке. Для киевского генерал-губернатора Д. Г. Бибикова свт. Иннокентием была составлена записка «О политическом значении духовенства в юго-западных губерниях» (по поводу происходивших на юге политических волнений). Им же составлены чиновничии записки «Об устройстве Киевского университета» и «Взгляд на управление учебными округами». В Одессе свт. Иннокентий был постоянным ближайшим советником кн. М. С. Воронцова в делах духовного управления на Юге России. Святитель переписывался с министрами народного просвещения кн. Голицыным, гр. Уваровым и Норовым, с министром госимуществ гр. П. Д. Киселевым и с гр. Я. И. Ростовцевым. Кроме официальной у свт. Иннокентия была частная переписка с гр. Нессельроде, Княжевичем, кн. В. А. Долгоруковым, Сухозанетом, кн. Меншиковым, кн. Паскевичем-Эриванским, кн. Васильчиковым, кн. Ширинским-Шихматовым, грр. Строгановыми, кнн. Голицыными, грр. Гендриковыми, кнн. Вяземскими, Шаховскими, Оболенскими, кн. Кочубеем, грр. Потоцкими, Левашевыми, Давыдовым, Никитиным, Остен-Сакеном, Т. Б. Потемкиной. Обер-прокуроры св. Синода обращались к нему при всяком важном деле. Свт. Филарет Московский считал, что свт. Иннокентий «слыл проводником по дорогам непроходимых проблем». Мнения Иннокентия спрашивали постоянно и синодальные чиновники — Сербинович, Войцехович, Позняк. Около двадцати архиереев вели с ним переписку об общих церковных делах. В тот же ряд можно ставить переписку с известной благотворительницей графиней А. А. Орловой-Чесменской, с церковным писателем А. Н. Муравьевым и англиканским диаконом В. Пальмером.

И вот в этой плотной эпистолярной массе святитель Иннокентий позволил себе маленькую роскошь — переписку с А. Ф. Львовым, тем самым композитором, который в 1837 г. представил имп. Николаю I русский гимн «Боже царя храни». Письма эти написаны «генералу» и гофмейстеру Львову из Одессы. Как видно свт. Иннокентий на Юге России занимался не только приходами и паствой, проповедью и собиранием книг, садоводством и лесничеством, не только наблюдал затмение солнца, изучал камни и увлекался археологией. Сама его душа, навыкшая к богослужению, не могла не любить музыку. Древние считали, что в музыке оживает число и воплощается закон. Давным-давно, в «тенях и бликах истории» пребывания свт. Иннокентия в Одессе, родилась переписка с композитором — автором статьи «О свободном или несимметричном ритме», автором многих церковных пьес для придворного хора, из которых особенно выдающиеся: «Иже херувимы» и «Вечери Твоея тайныя днесь». В Енисейском архиве еп. Никодим (Казанцева) чудом сохранилось несколько эпистолярных следов общения свт. Иннокентия с этой русской музыкальной знаменитостью. И нам хотелось бы ввести эти письма в научный оборот как дань памяти в его честь и более выпуклого определения его личности».

 

 И.о. заведующего кафедрой богословия ТДС иерей Роман  Цуркан

 

 

[1] «Умная» оговорка или духовная оговорка.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика