В память 25-тилетия прославления св. прав. Иоанна Кронштадтского.бп

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в Научные труды преподавателей ТДС

В наступившем году исполняется 25 лет со дня прославления праведника о. Иоанна Кронштадтского. Мне привелось быть свидетелем этого события и в каком-то смысле оно определило мой путь в Церкви. «Дорогой батюшка», как его называют в Пюхтицком монастыре, сыграл большую роль в жизни многих людей и в том числе в моей — и до сих пор его место не только на иконостасах, но и в сердцах.

 

 

Факт прославления прот. Иоанна (Сергиева) вРПЦ зафиксирован 8 июня 1990 г. на Поместном Соборе РПЦ, на котором тогда же был избран на Патриарший престол и митр. Ленинградский Алексий (Ридигер).14 июня в Иоанновском монастыре С.-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского пастыря.Это было первое деяние новоизбранного Патриарха, для которого cв.Иоанн Кронштадтский был особымпюхтицким его небесным покровителем. Прославляли дорогого батюшку в четверг. Меня упросил ехать в Питер мой приходской священник, между прочим — почитатель о. Иоанна Ильича Сергиева. Направляясь из Таллина в Ленинграде я не совсем понимал, что там будет происходить. Ехал я за компанию — и вот что из этого получилось. Вторая половина дня, толчея на берегу Карповки, масса народу, некоторые зрители на балконах домов напротив монастыря. Какая-то суета возле помоста, который во время прославления, говорят, обрушился и проч. Видел впервые семинаристов и большое количество духовенства. После прославления мне надо было заехать к своей тетке и забрать книги — жила она у Мариининки. Подошел я туда и стал на остановку трамвая. Простоял 40 минут — трамвая нет, смотрю — до отхода поезда остается 15 минут. Вот тогда-тоя познал силу новопрославленного святого — взмолился ему, произнося безумные глаголы: «если ты святой, то…» и проч. Тут-тои подъехало откуда-то такси и я через 7 минут был уже на Варшавском вокзале и буквально впрыгнул в последний вагон отходящего поезда… Дальше все в жанре «дорожного кино» — road movie— фильма-путешествия, герои которого находятся в дороге.Итак, мы едем. Священник, его жена и я.Батюшка в интеллектуальном разговоре со мной, в купе, тогда же обронил: «да, о. Иоанн замечательный чудотворец, но не богослов…» Может быть под впечатлением именно этих слов моего попутчика произошла главная парадоксальная развилка моей жизни и в понимании подлинной образованности: решено было поступать в семинарию. О самом смысле образования мне довелось после прочесть у самого кронштадтскогомолитвенника, но «не богослова». Хочу предложить в связи с этим выдержку из его автобиографического «Слова в день преп. отца нашего Иоанна Рыльского», сказанное самим «дорогим батюшкой» 19 октября 1899 года:

«Сегодня мне, Божиею милостию, исполнилось семьдесят лет жизни, а благодати священства, воспринятой мною от Господа, почти сорок четыре года. Почитаю справедливым и должным для себя оглянуться на прожитое время и воспомянуть милости Божии во мне. Велика милость Божия — что я дожил до таких лет. Истинно сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Кто из знавших меня в младенчестве мог думать, что я доживу до восьмого десятка лет, который по Пророку составляет крайний предел жизни человека, земного странника? Рос я болезненным, слабым и в самом младенчестве тяжкая болезнь оспа едва не свела меня в могилу — на волосок был от смерти, по меткой молве человеческой. Господь сохранил мне жизнь — я оправился и стал возрастать. Приспело время учиться — я отвезен был в школу; наука была темна для меня, — я не был подготовлен дома; самому надо было доходить до разумения и познания; сознавал и чувствовал я свою беспомощность, ревниво смотрел на успехи товарищей — и стал просить помощи и разумения у Бога, дающего всем просящим просто и без упреков (Иак. 1, 5), по выражению апостола Иакова, — и открыл мне Господь разум: я озарился светом Божиим; грамота стала ясна для меня и стал я успевать в соответствующих возрасту и воспитательной цели науках; но и тогда, во время учения, сколько я перенес тяжких болезней.

При слабых физических силах прошел я три образовательные и воспитательные школы: низшую, среднюю и высшую, постепенно образуя и развивая три душевные силы, (—) разум, сердце и волю, как образ тричастной, созданной по образу Святой Живоначальной Троицы, души. Высшая духовная школа, коей присвоено название духовной Академии, имела на меня особенно благотворное влияние. Богословские, философские, исторические и разные другие науки, широко и глубоко преподаваемые, уяснили и расширили мое миросозерцание, и я, Божией благодатию, стал входить в глубину богословского созерцания, познавая более и более глубину благости Божией, создавшей все премудро, прекрасно, благотворно, подчинившей все создания твердым, жизненным, гармоническим законам; особенно пленил мой ум и сердце премудрый, дивный план спасения погибающего рода человеческого чрез Божественного Агнца Божия Иисуса Христа, вземлющего грехи мира (Ин. 1, 29); во мне развилось и окрепло религиозное чувство, которое было в меня вселено еще благочестивыми родителями. Прочитав Библию с Евангелием и многие творения Златоуста и других древних отцев, также и русского златоустого Филарета Московского и других церковных витий, я почувствовал особое влечение к званию священника и стал молить Господа, чтобы Он сподобил меня благодати священства и пастырства словесных овец Его. Размышляя о чудном, любвеобильном домостроительстве Божием в спасении рода человеческого, я проливал обильные и горячие слезы, сгорая желанием содействовать спасению погибающего человечества. И Господь исполнил мое желание. Вскоре по окончании высшей школы я возведен был на высоту священнического сана.

И вот сорок четвертый год прохожу это звание, принося Богу молитвы, моления, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех иже во власти суть (1 Тим. 2, 1) и принося почти ежедневно бескровную Жертву, примиряя тварей с Творцом, ибо Господь дал священникам служение примирения (2 Кор. 5, 18), чрез которое и сам я примиряюсь ежедневно с праведным судией, мною прогневляемым ежедневно и людей примиряю, отвращая праведный Его гнев, движимый на нас, ради грехов наших, отводя их от кривых, погибельных путей и указывая пути правые. Благодарю Господа, подавшего мне возможность и удобство, чрез частое совершение богослужения, изучить весь круг наших богослужебных книг, познать их мудрый состав и богатство содержания и образы величайшего, спасительного покаяния грешных и милосердия Божия к кающимся, — всю глубину богословия, всю сладость славословия Божия и дивные хвалы Божией Матери, любовь к Богу и различные подвиги бесчисленных святых.

Благодарю Господа, что Он удостоил меня родиться и воспитаться и быть священником в Святой Соборной и Апостольской Церкви и членом ее…»[1]

Наверное эта часть откровенных слов о. Иоанна должны укрепить любого учащегося на пути духовного образования — семинарского или академического. И мне радостно в который раз читать их не только ex catedra, но и с амвона, что я неоднократно делал и видел положительную реакцию учащих и учащихся, да и простых прихожан, повторяю — неоднократно.

Еще раз искренне всех вас поздравляю со знаменательным днем 25-тилетия прославляю замечательного святого человека и священника — отца Иоанна Кронштадтского.

 

И. о. заведующего кафедры богословия ТДС

иерей Роман Цуркан.

 

[1]Сергиев И. И., прот. Полное собрание сочинений. Т. 7. СПб, 1994, с. 58—63.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика