Создано: 16.08.2018 11:39

Праздник Происхождения (Изнесения) Животворящего Креста и день памяти мучеников Маккавейских

В Петро-Павловском кафедральном соборе г. Симферополя состоялись праздничные богослужения, посвященные началу Успенского поста. Согласно церковному календарю на первый день поста приходится праздник Происхождения (Изнесения) Животворящего Креста и память мучеников Маккавейских.

Вечером 13 августа было совершено вечернее богослужение во время которого из алтаря на центр храма был вынесен украшенный живыми цветами Крест, содержащий частицу Животворящего Древа, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.

Утром 14 августа была совершена Божественная литургия, служение которой возглавил настоятель Петро-Павловского кафедрального собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин, в сослужении протоиерея Игоря Рогатенюка, иерея Андрея Халюты, протодиакона Алексея Мандрыки и диакона Михаила Форкавца. По запричастном стихе отец настоятель произнес проповедь. По окончании литургии в дворе храма был отслужен водосвятный молебен, на котором были прочитаны молитвы на освящения меда нового урожая.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Некоторые бабушки, собираясь сегодня в храм, говорили своим внукам (да что там бабушки, даже в телевизоре просвещенные журналисты, а чтобы стать журналистом надо так хорошо экзамены сдать, так хорошо знать русский язык, русскую литературу, прямо беседовать с героями Достоевского на равных), вот говорят, что праздник Маккавеев это потому, что созревает мак и мак веют. Бабушки говорят: это мак веют, вот отсюда и Маковеи произошли. А некоторые это все прослушав, наберут этого мака… Один знаменитый артист в интервью рассказал, что он не выходит на эстраду до тех пор, пока из коробочки специальной не посыплет этим маком сцену. Вот сделав такое «крекс фекс пекс», и осенив себя крестом, что интересно, он начинает петь свои песенки. Для чего все это дьявол делает? А ведь действительно дьявол это все влагает в головы людские. Для того, чтобы вы на самом деле не знали, кто такие Маккавеи. Ну ладано, двадцать лет назад, тридцать – не было книжек, не было телепередач, телеканала «Спас», канала «Союз», когда молитвослов и то нельзя было купить… Тогда понятно, почему бабушки говорили: мак веять. Но почему это происходит сейчас? Почему вы, придя в этот день в храм, и многие будут сегодня приходить, мед освящать и мак тоже… Почему мы не задумываемся: а что же на самом деле означает этот праздник? Значит ли это, что нельзя освящать мед? Освящаем, это хорошая благочестивая традиция. Но из каждого доброго дела можно сделать грех. Из каждого хорошего поста социальной сети можно сделать такой репост, что масса людей усомнится в Церкви, Патриархе, священноначалии, духовенстве и в вере святой. И так и не придут в храм, и так и не придут к вере, потому что из каких-то побуждений репост сделали, осуждая или кого или что-либо. Так и здесь. Мы, священники, с вами вместе пойдем, послужим водосвятный молебен, освятим мед, начатки зелий, то есть зелень, к числу которой относятся и плоды мака и так далее. Но что здесь главное, а что вторично? Какое отношение имеет мак к Маккавеям? Никакого. Просто словосочетание, созвучие.

А в этот день празднуется еще и Изнесение (Происхождение) древ Честнаго Животворящего Креста Господня. Празднуем мы сегодня также и Господа и Спасителя нашего, вспоминаем Пресвятую Богородицу, празднуем память святых мучеников Маккавеев. Мученики Маккавеи – ветхозаветные мученики, которые жили за два века до Боговоплощения, т.е. за 200 лет до Рождества Христова. Но уже они верили во Единого Бога. И, как все ветхозаветные евреи, чаяли пришествия Спасителя, Мессии, ожидали его. И вот язычник император захотел, чтобы те правоверные, верующие во Единого Бога Вседержителя, поклонились ему. И эта семья, где была мать Соломония и имела семерых сыновей Маккавеев, и был их учитель Елеазар, старец, глубоко за 80 лет, они подверглись жесточайшим гонениям, пыткам. Вначале ударили этого старца, он не хотел вкушать идоложертвенное. Ему даже насильно рот раскрывали, чтобы запихнуть туда, а он все-таки выплюнул все и сказал: «Я не хочу, чтобы мои ученики, смотря на меня, впали в ересь». Он был подвержен мучительной смерти. Стали мучить его учеников на глазах у матери, от старшего к младшему. Их подвергали страшнейшим мукам – колесованию, пронзали внутренности пиками, клали на жаровню. Мать подбадривала их, и они друг друга подбадривали, говорили о том, что все равно, в любом случае человеку придется умереть, так поблагодарим же Бога за то, что Бог дает нам умереть за Имя Его, во Имя Его. И вот, движимые этой верой, они стоически переносили мучения и страдания. И мать их также – даже взирая на самого последнего, младшего сына, не дрогнула ее душа, ее дрогнула ее вера. Вот Господь их принял в обители Свои райские. А мы им сейчас молимся, хотя это и были ветхозаветные святые. Чему они должны нас научить? В храме мак освящать? Они нас вере должны научить, что каждый человек всю свою жизнь, через все испытания свои житейские должен пронести эту веру. Если мы эту веру проносим в жизни своей, не просто теоретически, памятью, мысленно, в представлениях, в слезах, а именно в жизни. То есть, если мы живем по своей вере, наши поступки отличаются тем, что ты христианин, а не просто человек, который смеется над своими близкими в интернете, Вконтакте, в других компьютерных вещах. Если ты не имеешь жалости к ним! Любовь прежде всего, любовь к Богу, любовь к ближнему своему – вот чего ждет от нас Господь. Ничего больше! Никаких умных слов, никаких дипломов. Господь ждет от нас жизни во Христе. И вот эти ветхозаветные мученики, несмотря на то, что жили за два века до Боговоплощения, они уже имели этот образец любви, которую вы должны иметь. Нас не мучают, не колесуют, не кладут наше тело на раскаленную жаровню. Но являем ли мы в своих испытаниях (у каждого свои испытания: у кого-то насморк, ОРЗ, а кто-то к инвалидной коляске прикован, и хорошо, если к коляске, а кто-то к кровати, а кто-то ухаживает за этим больным и у него свой крест, свои испытания), а являем ли мы такую любовь к Богу за несение этих испытаний? Переносим ли мы их как христиане? Помним ли мы, что всегда с нами Господь? Так как, например, в Константинополе, когда в августе, как сейчас, очень жарко, но там еще было жарче, и вода пересыхала, и начинались болезни, эпидемии всякие. И вот люди верующие были, знали, что без Бога не до порога, и тогда в этот день, который мы сегодня празднуем, из царской сокровищницы выносили святыню – частицу Креста Господня, на котором был распят Христос. Кстати, именно такая частица в нашем храме имеется, она сейчас находится в центре храма. Вы видите Распятие, в нем в мощевичке маленькая святыня, маленькая, но великая святыня Честнаго и Животворящего Креста Господня. И этот Крест, эту святыню выносили крестным ходом в храм Святой Софии, и в течение всего дня были остановки по городу, совершались молебствия, совершались литии духовенством, и люди, когда понимали, какая опасность возникла над городом, люди стекались все, чтобы помолиться, люди приходили к местам, где находится эта святыня, чтобы вознести свои молитвы Богу. Этот день поэтому и называется Происхождение, или правильно говорить в переводе с греческого Изнесение Креста. То есть, когда Крест выносили из царского дворца и крестным ходом несли через весь город в храм Святой Софии.

И еще мы сегодня особо чтим Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу в память о том, как в XII веке здесь, у нас на Руси святой благоверный князь Андрей Боголюбский, которого прозвали так за его веру – Боголюбский, то есть который Бога любил, одержал победу над волжскими татарами. Но не просто так Бог дает победу. Он дает одержать победу тому, кто не просто трудится, а молится, кто трудится и воюет с молитвой. И Андрей, святой благоверный князь, всегда перед сражением, во время похода брал с собой Крест Господень, и брал с собою икону Пресвятой Богородицы. Перед тем, как начинать кровавую битву, они опускались на колени вместе с князем – все русское войско – и молились Божьей Матери, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, вверяя свои жизни и исход сражения в их руки. И вот князь Андрей одержал победу над волжскими татарами, когда вернулись в расположение своих войск, увидели необыкновенное свечение, которое исходило от этого Креста и от этой иконы. И точно такая же история произошла у греческого императора Эммануила, который тоже сражался с неприятелями – иноверцами, мусульманами, сарацинами, и тоже увидел это чудо – исхождение чудесного свечения от Креста и иконы Пресвятой Богородицы. А оба эти правителя – русский князь и греческий император находились в переписке. Неудивительно, если были оба верующие православные воины, правители, рассказали друг другу об этом чуде и поняли, что Господь и Матерь Божия не случайно греческий православный и русский православный народ сохраняют, помогают, утешают и укрепляют. Вот решением двух Церквей – русской и греческой – было установлено это празднование, особое и сугубое празднование Господу и Спасителю нашему и Пресвятой Богородице. Вот какие три праздника, три события в одном празднике мы сегодня чтим. И начатки зелий, и начатки сбора меда, потому что первый мед появляется к этому времени на Руси, освящаем мы именно в память Божией помощи русскому человеку, православному человеку, который и пропитание и все что имеет, имеет милостью Божьей. Этой милостью Божией покрыта вся наша история. Нет такой страны на земле, которая пережила столько горя, столько страданий, столько войн, и каких войн, с какими захватчиками, перед которыми весь мир не устоял, а Русь устояла – и перед монголо- татарами, и перед Наполеоном, и перед немецко-фашистскими захватчиками, всегда выстоит, если будет это Русь действительно Русью святой, если сердце наше будет наполнено святостью, любовью к Богу и ближнему своему. Если мы, освящая мед и зелья, сделаем это не как язычники, чтобы потом из коробочки посыпать на сцене или по квартире, а если мы будем это с верой и молитвой вкушать и просить Бога в молитве изменить нашу жизнь, а самое главное – не только просить, но и самим что-то делать, чтобы эта жизнь изменилась. Все в наших руках, все нам дал Господь, только трудись, молись и живи по-христиански. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика