«Путь к священству»

«Путь к священству»

Корреспондент Крымского информационного агентства выясняла, как проходят будни студентов Таврической духовной семинарии, и почему молодые люди избирают путь священства.

У входа в Таврическую духовную семинарию меня встретил проректор по воспитательной работе Сергей Анатольевич Дубинчук. Поскольку это учебное заведение считается закрытого типа, то прием мирян ведется исключительно на первом этаже, где в настоящее время находится Симферопольская и Крымская епархия. А весь второй этаж занимает сама духовная семинария, где расположены классы, актовый зал и кельи, где живут семинаристы.

 

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершает Таинство Священства над преподавателем Таврической духовной семинарии

Мой визит выпал на послеобеденное время. До 17.00 в семинарии было довольно пусто и тихо: все студенты или отдыхали в кельях, или разошлись выполнять свое послушание. Для общения с нами спустились двое семинаристов: студент 1 курса севастополец Андрей Нуриев и студент 3 курса керчанин Николай Богатов. Оба были одеты в черные костюмы с белыми воротничками — это стандартная форма учащихся. Четверокурсникам же благословляется носить подрясник.

Священством или рукоположением в общехристианском обиходе называют наделение человека правом совершать таинства и обряды, то есть быть священником. Такое право могут получать мужчины, прошедшие обучение в духовной семинарии. На Крымском полуострове всем тонкостям священства обучают в Таврической духовной семинарии.

— В этом году будет шестой выпуск студентов, — начинает беседу проректор Сергей Анатольевич. — Семинария возобновила свою работу с 2006 года. За это время воспитанниками стали более ста человек. Это студенты из разных регионов Украины и Крыма. А сегодня здесь учится 51 человек.

На вопрос, кто может стать семинаристом, и насколько серьезные требования предъявляют к абитуриенту, преподаватель, улыбнувшись, отвечает:

— Для человека, который стремится быть священником, не составляет труда поступить в семинарию, — объясняет он. — Если человек с детства ходит в церковь, то основное церковное знание он уже получил. Кроме экзамена абитуриента еще ждет беседа с духовником, чтобы тот мог понять его духовное состояние и узнать о нем подробнее. А сам конкурс небольшой – примерно два человека на место.

По статистике, в семинарию приходят учиться молодые люди после школы, реже — после армии или вуза, а иногда и приходят люди старше 30 лет, – продолжает он. – Чаще всего желание стать священником и посвятить свою жизнь Церкви прививается мальчикам с ранних лет в семье.

Первые шаги к священству

Андрею Нуриеву 28 лет. До того, как поступить в семинарию, он шесть лет прислуживал пономарем и чтецом в Свято–Владимирском соборе в Херсонесе, успев за это время сильно полюбить церковное богослужение, особенно Литургию.

— Изначально я просто ходил в храм и молился, — вспоминает Андрей. — Там у меня появились друзья, которые уже служили при храме. Они часто привлекали меня к этому делу, особенно на больших праздниках, таких как Пасха. А затем сам настоятель храма предложил мне помогать ему в алтаре. От меня требовалось православное вероисповедование, и, конечно, определенный страх и благоговение перед святыней, уважение к старшим, подчинение в соответствии с иерархией.

Решение Андрея стать священником не было родительским толчком, но он благодарен им за что, что был крещен еще в детстве. При этом прадед Андрея был дьяконом.

Андрей Нуриев и Николай Богатов со своим куратором Сергеем Анатольевичем Дубинчуком на пороге Таврической духовной семинарии.

Ровесник Андрея Николай Богатов, наоборот, вырос в большой православной семье, которая является самой многочисленной семьей прихожан храма Александра Невского в Керчи. Также его младший брат учится в семинарии на 1 курсе.

— Я стал приходить в храм после школы, — вспоминает свои первые шаги к Цервки Николай. — Когда я заходил по воскресеньям на проповедь, то мой будущий духовный наставник как будто говорил прямо для меня. Поначалу меня это просто пугало, так как лично мы не были с ним знакомы. Позже он стал знакомить меня с церковной жизнью и бытом. Первое послушание, которое мне поручили, было довольно смиренным — отбивать штукатурку на фасаде храма. А поскольку храм находится в центре города, то многие мои знакомые и друзья видели, как я это делаю. Мне было тяжело первое время. Но спустя год такого послушания, мой священник предложил мне зайти в алтарь, после чего моя жизнь полностью изменилась. Там я ощутил какую-то особую радость, время как будто остановилось. После этого я захотел жить именно такой жизнью.

Николай по образованию физиолог и до семинарии работал массажистом. Молодой человек с детства мечтал быть врачом-хирургом, но на определенном этапе жизни перед ним встал выбор — продолжать учиться на врача или стать священником.

— Я год готовился к вступительным экзаменам, сдал их довольно успешно, и уже ехал узнавать результаты поступления в медицинский университет, — рассказывает он. — По дороге я решил зайти в храм. Там я глубоко почувствовал такую грусть и боль от того, что я делаю что-то неправильно. После этого я даже не стал узнавать результаты теста, а решил пойти путем священства, поступив в духовную семинарию.

В жизни, как и в Церкви, важно найти свое место, – считает молодой человек. – Поэтому есть хорошие пожарные, хирурги, учителя, а есть священники. Ты занимаешь свое место в Церкви и чувствуешь себя свободно.

«Все изучаемые дисциплины — нужные»

За четыре года студенты проходят более 50 предметов. При этом кроме богословских дисциплин, есть светские — риторика, психология, педагогика, философия.

Семинаристы отмечают, что ненужных предметов для священника не бывает, поскольку в таком универсальном служении может пригодиться разное знание. При этом мои собеседники особо выделили поэзию церковного богословия, без которой они и жизни своей не видят. Чтобы проиллюстрировать мне красоту и мелодичность церковных стихов, Андрей зачитал слова из псалма первого: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста…». Мне церковные стихи показались очень сакральными, пропитанными особой благодатью.

Хор Таврической духовной семинарии в воссоздаваемом Свято-Александро-Невском кафедральном соборе г. Симферополя.

Обучение в духовной семинарии бесплатное. Епархия обеспечивает студентов жильем, питанием, при необходимости формой. На вопрос, как часто бывают отчисления студентов, проректор ответил, что крайне редко.

— Конечно, наши студенты такие же молодые люди, как и в других учебных заведениях, поэтому кто-то может лениться или что-то не успевать, — рассказывает он. — Их не отчисляют, но дают сроки для того, чтобы сдать необходимые предметы. Если человек не исправляется, то будет исключен, но это бывает крайне редко, поскольку каждый учащийся понимает ответственность за поставленную перед ним задачу.

Будни семинаристов

Если описать, как проходит обычный день семинариста, то он будет выглядеть так. Студенты просыпаются по звонку в 7.00. Умышись и одевшись, они совместно читают утреннее правило в течение 20 минут, что помогает им настроиться на духовный лад в течение дня. За молитвой следует завтрак. Кстати, ежедневно к повару приставляют одного семинариста в помощь. После завтрака есть сорок минут на подготовку к занятиям и уборку в кельях, где они живут.

Первый урок начинается в 9.00. Ежедневно преподается по четыре пары с перерывом на полдник. После занятий — обед. А с 15.00 до 18.00 — свободное время, когда семинаристы отдыхают, выполняют послушания, идут на богослужение. С 18.00 до 20.00 — обязательное время на самоподготовку. Студенты должны сидеть в своих аудиториях и выполнять домашнее задание. В 20.00 — ужин и свободное время до 22.00. В десять вечера в прилегающем к семинарии храму Трех святителей совершается вечернее правило. Отбой в семинарии в 23.00.

Есть среди семинаристов и женатые. Вместе с документами на поступление они должны предоставить свидетельство о браке и справку о венчании. При этом допускается только один брак — дважды женатым мужчинам, увы, священником не стать.

По словам Андрея, семейная и духовная жизнь могут хорошо совмещаться, поскольку семья — это образ малой Церкви. А вот учиться в семинарии и параллельно заботиться о семье не так-то просто. Андрей сейчас не работает, при этом поясняет, что Господь заботится о его семье через добрых людей, которые им помогают.

— Говорится, что каждый трудящийся достоин пропитания. Мы на практике видим, как Господь заботится обо всем необходимом для жизни и питает священников. Ежедневно мы повторяем «Отче наш», прося Бога дать нам хлеб насущный, помогать нам во всех нуждах. Я уверен, что Бог позаботится о моих насущных потребностях и о моей семье, — рассказывает Андрей о своем будущем.

Куда дальше?

По окончании семинарии выпускники могут продолжить обучение в духовной академии. Также они подают на имя ректора Таврической духовной семинарии, Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря прошение на рукоположение. После чего над ними совершается Таинство Священства и они направляют на приходы.

Семинаристы получили дипломы бакалавра богословия

— Священник — это не профессия, — добавляет Николай, — а служение, которым ты живешь каждую секунду, с каждым биением сердца. Тогда сердце священника бьется в унисон с Богом. Один священник, который прослужил в сане 30 лет, сказал мне: «Главное служить Богу и слову Божьему». Также мой дядя, когда шел служить в военную академию, говорил: «Я иду служить за честью мундира, а не за тем, кем я буду».

Проректор по воспитательной работе рассказал, что семинария выпускает не только священнослужителей, но и богословов, преподавателей Духовных учебных заведений, специалистов в области преподавания Закона Божия в нерелигиозных учебных заведениях, православных миссионеров, полковых священников (капелланов) и других тружеников на ниве Христовой.

О чем мечтает священник?

Андрей мечтает о спокойной семейной жизни в деревне, где рядом есть храм, в котором он служит Богу со своей семьей и детьми.

— Хотелось бы, чтобы в этом месте царила любовь к слову Божью, молитве и причастию, — после короткой паузы отвечает он.

Николай мечтает быть полезным людям и Церкви, и искренне хочет быть священником.

— Мне хочется так жизнь прожить, чтобы в конце достичь спасения, а как это будет управит Господь — незадумываясь говорит семинарист. — Хочется учить свою паству и учиться вместе с ними.

 Анна Ветвицкая

Фото автора и из личного архива Таврической духовной семинарии
Источник:http://kianews.com.ua/page/put-k-svyashchenstvu
При публикациях материала гиперссылка на источник обязательна.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература
церковная утварь
облачения и пр.
9:00 - 17:00
Свято-Никольский храм

БИБЛИОТЕКА
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
9:00 - 16:00
выходные пн.вт.
Симферополь,
ул. Александра Невского, 19

 

Яндекс.Метрика