Церковь – это я!

Автор: Артемий Слезкин вкл. . Опубликовано в Севастопольское благочиние

«Идите, научите все народы!»

Православная Церковь – это союз людей, верующих во Христа Спасителя. Церковь – это Тело Христово, где членами являемся все мы, ищущие спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Слова, обращенные Христом к Своим ученикам в Евангелии – это слова ко всем нам, а не только непосредственным служителям Церкви, имеющим апостольскую преемственность власти «вязать и решить». Многие из тех, кто невнимательно читал Писание или просто не придал значения прочитанному, считает, что одни слова Господа обращены именно к апостолам, а значит, касаются только священнослужителей, а другие Его слова обращены к нам, обычным людям, мирянам.

 

Вот, например, последнее напутствие Иисуса Христа, записанное святым евангелистом Матфеем: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20).

К кому были обращены эти слова? К ученикам, то есть к апостолам, которых Сам Он выбрал. Но разве все мы, христиане, не ученики Христовы? Разве не ко всем нам Он обратился после Своего Воскресения? А ведь многие верующие относят слова Спасителя в адрес только священнослужителей. Мол, это их дело – «учить все народы» и «крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа». А наше дело – сторона.

Но ведь Господь сошел на землю не только ради одних Своих учеников, Своих апостолов. Он пришел ради ВСЕХ. Он всех, в том числе и нас, жителей 21 века, учит, как нужно жить по-христиански. И если мы хотим называться христианами, мы должны жить, как велит наш Учитель. В том числе «идти и научить все народы».

Кто-то, возможно, возразит: «Каким это образом? Я не проповедник, у меня нет миссионерского дара, я не могу толково и понятно объяснить неверующему, почему верую сам. Вот священники – те да, они могут, их учили…»

 Не откалывай себя от Церкви, от прихода

 Вот так возникают расколы внутри Церкви: когда я откалываю себя от Церкви, проводя границу между «своей территорией обитания» и территорией «остальной Церкви». Например, возникла какая-то острая духовная проблема, а их сейчас – пруд пруди. Скажем, активизировались в городе (да и в стране) колдуны и экстрасенсы. Житья от них просто нет, всюду их реклама. Включишь телевизор – они там, полезешь в газеты – и там они. И вот христианин сокрушенно качает головой: «Куда наш архиерей смотрит? Почему Патриарх свой голос не возвысит? Отчего священники не хотят этой бедой заниматься?»

Простите – а ты-то что? Почему ты молчишь, почему не хочешь заняться этой острой проблемой? Ведь она и тебя касается, ты же обязан защищать свою веру! Подойди к батюшке, посоветуйся, что в твоих силах сделать. Может, договориться с телестудией, чтобы сюжет сделали: пригласить этого же священника, юриста, например, психолога. Или листовки боевые выпустить, напечатать, а молодежь с прихода их расклеит, разнесет по городу. И им – занятие хорошее, душеполезное (а то ведь не знают, как в жизни прихода поучаствовать), и тебе – во спасение, и батюшке – какая подмога! А деньги на такое дело Божие найдутся!

«Почему отцы не могут этим сами заняться?» Священники, кто не знает – самые занятые люди на свете: постоянные богослужения, требы, поездки, визиты, беседы, посещение школ, больниц и воинских частей, какие-то вечные послушания от благочинного или архиерея. А ведь у них, как и у всех у нас – семьи, дети, которые своих отцов видят только рано утром и поздно вечером. Мы – миряне, должны быть опорой своих батюшек, их помощниками в нелегком деле служения Господу. А как же иначе? Они – наши полководцы, но что полководец без войска?

Проблема инициативы мирян

Увы, у многих, даже у христиан со стажем, не говоря уже о «начинающих», отношение к Церкви зачастую слишком формализованное, поверхностное. «Молюсь утром и вечером, посты соблюдаю, в храм хожу регулярно, отстаиваю всю службу, исповедуюсь, причащаюсь». А после храма? Почему бы не остаться после Литургии, подождать священника и не спросить его: «Батюшка, я хочу спастись. Чем я могу послужить Богу и нашему храму?» Увидите, как батюшка обрадуется! Помощник ведь нашелся! А дел, без которых вера мертва, если разобраться, невпроворот.

Но многие ли из нас, прихожан, готовы проявить такую инициативу? Готовы чем-то пожертвовать, выкроить время в своем безумном беге жизни, и предложить Церкви себя. Неважно, в качестве кого. Если человек искренне, всеми силами стремиться послужить Богу и Церкви Его, Господь обязательно даст ему дело по душе, по силам, по опыту и знаниями в Своей Церкви. Только служи Мне, человек!

Одна моя знакомая, преподаватель воскресной школы при православном севастопольском храме, рассказала мне, как у нее возникло желание послужить Церкви: «Я готова была просто полы мыть в храме, только бы хоть чем-то быть полезной Церкви». И спустя время ее пригласили вести занятия в воскресной школе, где она полностью отдалась детям. Другой мой приятель, когда понял, что хочет что-то сделать для Церкви, подумывал устроиться хоть разнорабочим, но на строительство церкви. А он по профессии журналист. Сейчас он трудится при одном соборе, занимается сайтом храма и многими другими миссионерскими проектами.

 Все ли согласны с усилием брать Царство Небесное?

 Как угодить Богу? Все, стремящиеся ко спасению, задаются этим вопросом. Да вы зайдите в любой храм, и спросите: чем я могу быть полезен? В Севастополе есть несколько сестричеств милосердия, где каждая сестра занимается делом, которое ей близко: кто-то шьет и вяжет на продажу вещи, кто-то их продает, кто-то обходит в больнице бездомных больных, кто-то с кружкой собирает пожертвования. Обратись в такое сестричество, предложи свою помощь. Бесплатно, во славу Божию, ради своего спасения.

Увы, как показывает практика, идут немногие, а, придя, опять же, долго не задерживаются. Почему? Наверное, потому, что люди привыкли больше брать, а не отдавать. Я думаю, что если бы Господь открыл какому-нибудь прозорливцу, какое слово Он чаще всего слышит во время Литургии в храме, то, скорее всего, это было бы слово «дай». А где же «возьми, Господи»?

Огромная беда нашего времени в том, что мы хотим все получать легко, не сильно напрягаясь. Чтобы предложить какую-то свою помощь храму или тем же сестрам милосердия, согласиться ухаживать за пожилой прихожанкой, организовать миссионерскую молодежную работу или просто бесплатно вязать теплые носки для заключенных, необходимо усилие над собой. Нужно что-то оторвать от себя, чем-то, быть может, пожертвовать, отменить какие-то свои встречи. Многие ли способны на это?

Настоящая вера, то есть вера по духу, а не по мертвой букве, требует от нас не прохлаждения, не расслабления, а непрерывных усилий – усилий по созиданию в себе Царства Небесного. Не хотим  напрягаться? Так зачем тогда называть себя красивым словом «христиане»? Христиане – это те, кто идет ЗА Христом, а не в противопоЛОЖНОМ направлении.  Откройте Евангелие, этот исчерпывающий справочник по правильной христианской жизни. Там черным по белому написано: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Силою, то есть усилием над собой!

 Правильный вектор поступательного движения к Небу

 Господь никогда не даст креста, который мы не сможем понести. Господь никогда не просит от нас того, чего мы не можем дать. Но если я МОГ дать, МОГ пожертвовать, МОГ посетить, МОГ помочь, но не дал, не пожертвовал, не посетил, не помог – Господь с меня обязательно спросит. «Ты же мог это сделать, у тебя были и ресурсы, и время, и силы. Почему же ты не помог тому бездомному, или заключенному, или нищему, которых Я послал тебе, чтобы через них ты послужил Мне?» И тут никакие «уважительные причины» – я де был занят, у меня работа, учеба, зарплату задержали, жена не пустила, – эти причины, думаю, Господь не примет к рассмотрению. Потому что Господь дал тебе шанс послужить Себе, дал шанс приблизиться к Царству Небесному. Ведь оно, Царство это – разве не главная цель твоей жизни, человек? Разве не второстепенно все остальное, то, из-за чего ты не сделал шаг навстречу Мне?

Мы каждый день стоим перед этим важнейшим выбором: послужить Господу или Его противнику? Можно сослаться на все: суету, беготню, нервозность нашей жизни, массу забот и проблем. Но жизнь-то нам для того и дана, чтобы правильно расставить приоритеты, задать правильный вектор своего поступательного движения к Небу.

Христос, жизнь вечная, как мне кажется, должны стать фундаментом, основой всего нашего бытия. Но как порой бывает: Церкви, вере отводится 15-20 % объема затрачиваемой жизни. Остальные 80% нашего жизненного пространства отдаются под иную застройку, с «духовностью», «спасением», «вечностью» ничего общего не имеющую. Спаситель же, как мне кажется, ждет от нас полной самоотдачи, то есть 100%-го подчинения нашей жизни Ему, Спасителю. Он ждет от нас того, что красиво называется «духовной жизнью», то есть жизнью по духу, духу Христову, естественно. Все сферы нашей жизни: брак, дети, работа, отдых, досуг, хобби и пр. – все должно быть пронизано верой. Это подтверждают слова святого апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Едим и пьем мы каждый день, значит, каждый день наш должен быть наполнен Христом.

 Жизнь Церкви – моя жизнь!

 Быть христианином – это тяжелый ежедневный труд. Это ежедневное понуждение себя на то, что угодно Богу. Это постоянный поиск сфер применения себя во славу Божию, сфер служения ближним. Это непрерывный процесс созидания в себе Царства Божия, которое, по слову Спасителя, «внутрь вас есть».

Церковь Христова – это не что-то далекое, малопонятное «что-то где-то как-то». Церковь – это я, ты, он, они. Мы. Люди. Патриарх, епископы, священники, монашествующие, миряне. Все мы в одной цепи, все связаны в одно целое, взаимодействуем, влияем друг на друга. «Идти и научить все народы» должен каждый: кто – словом проповеди, кто – работой в Церкви, кто – служением ближним, кто – простой жизнью по совести, в согласии с близкими, кто – терпением скорбей, кто – непрестанной молитвой. Только тогда на нас будут смотреть нехристиане, атеисты, сомневающиеся, – смотреть и научаться от нас истинной вере, видя нашу взаимную любовь и взаимную поддержку. Да, крестить будут священники, но до крещения еще нужно довести человека.

Идти вверх по лестнице всегда тяжело, особенно на 12-й этаж. Жизнь по Христу – это непрерывное, каждодневное восхождение. Но чем выше по этой небесной лествице поднимается человек, тем легче ему идти: Господь помогает, берет бремя многих житейских забот на Себя – только «гряди по Мне», человек.

Когда доброделание, милостыня входят в навык, ты делаешь их, не задумываясь, без напряга. Когда привык согревать окружающих теплыми, добрыми словами, тебе и в голову не придет сквернословить. Когда помощь немощным ближним наполняет смыслом жизнь, ты спешишь к ним не потому, что так надо, а потому, что ты жить без этого не можешь. Это законы духовной жизни. Ну, а потом в сердце такого человека вселяется Сам Господь: «Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин. 14,23). А разве не в этом истинное счастье каждого христианина?

 

Артемий Слёзкин,

сотрудник пресс-службы Севастопольского благочиния, выпускающий редактор газет «Светлячок» и «Херсонесский вестник» 

 

21 сентября 2013 г. 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика