Создано: 07.12.2015 14:07

Архипу Ивановичу Куинджи посвящается….

В 1880 году на Пасху великий князь Константин Константинович Романов (известный поэт  Крыма) заглянул к своей матушке великой княгине Александре Иосифовне,  чтобы поздравить свою дорогую и нежно любимую родительницу с Праздником Светлого Христова Воскресения. У нее он застал гостей, среди которых выделялся выдающийся  русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. 

Автор таких знаменитых романов, как «Накануне», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», с увлечением рассказывал гостям о новой, еще неоконченной  на тот момент, картине живописца Архипа Ивановича Куинджи. Будучи виртуозом художественного слова, Тургенев умел рассказывать как никто. Остроумно, метко и очень выразительно передавал он самую главную суть описываемых им явлений, лиц и предметов. Не стало исключением и полотно «Лунная ночь на Днепре», о котором писатель вдохновенно вещал  блестящему обществу в Пасхальную ночь. 

Оказавшись под сильным влиянием тургеневской речи, великий князь Константин Константинович загорелся желанием непременно сравнить отзыв писателя с произведением живописца. Не откладывая дело в долгий ящик, великий князь отправился на Васильевский остров, где жил художник. По итогам этого визита, в дневнике Константина Константиновича появилась следующая запись: "Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает ее на далекое расстояние, верст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда вдали видна величественная река, освещенная луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блещущей ярким светом посреди ночной темноты. Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение…  Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина».

Сказать, что эта работа принесла ее автору громкий успех – это значит не сказать ничего.  В ноябре 1880 года ее выставили в зале Общества поощрения художеств  при затемненных окнах с направленным на картину лучом света лампы, эффектно высвечивавшим  глубину картинного пространства. Куинджи умело использовал свойство теплых цветов возгораться от лампового света, а холодных – поглощаться им. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. На выставку одной картины выстраивалась огромная очередь.  Один из критиков так написал о новом шедевре: «… «Лунная ночь на Днепре» Куинджи – это не движение живописи вперед, а скачок, скачок огромный. Впечатление от нее решительно волшебное: это не картина, а сама природа, перенесенная на полотно, в миниатюре…» А великий князь  Константин Константинович настолько полюбил «Лунную ночь на Днепре», что даже взял картину с собой в дальнее плавание.

Выставка в Обществе поощрения художеств показала всем, что Куинджи обладает редким и могучим даром живописца и дизайнера. Но был у мастера и другой талант – талант искренней, горячей и деятельной любви к своему ближнему. Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Эта удивительная черта художника невольно заставляет вспомнить эпизод из жития святителя Николая Мирликийского Чудотворца: «В городе Патары жил один человек, у которого были три дочери, слывшие во всем городе за красавиц. Сначала он был очень богат, но потом, вследствие несчастных обстоятельств, лишился всего, что имел, и впал в крайнюю нищету…    Как это нередко случалось в далеком прошлом, и как это периодически происходит в наше жестокое и бездуховное время господства культа денег и рыночных отношений, где сам человек часто превращается в товар, отец юных красавиц проявил малодушие и от отчаяния решил поправить семейное благополучие, превратив своих дочерей в наложниц богачей.  Но, к его счастью, в одном с ним городе жил святой Николай, бдительно следивший за нуждами вверенной ему паствы… Как истинный ученик и пастырь Христов, он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благотворителе, не знал даже тот, кому он намерен был сделать добро…  Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все, включая несчастного отца и его дочерей, спали и не могли заметить его благодеяния, святой Николай тихо подошел к хижине его и, отворив окно, бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой».

Однажды, будучи уже известным в Петербурге, успешным художником, Куинджи приехал в свой родной город – Мариуполь. Многие его жители в то время, мягко говоря, не были богатеями. На самом же деле бедность и нужда были обычным явлением в тех краях. Куинджи, как в детстве, проводил все дни у моря или в степи. Его увлекала южная весна: первая зелень, свежие краски, яркое солнце и звонкая, неугомонная песня жаворонков. В один из дней он стал свидетелем гнетущей сцены. Его будущий тесть, купец Шаповалов, жестко и нагло торговался, покупая новый улов у одного из местных рыбаков. Вальяжно развалившись на лавке, размеренно ударял большим волосатым кулаком по столу, требуя минимальной цены на товар.  При этом он угрожал бедному рыбаку в случае невыполнения своих «скромных» пожеланий разорвать с ним торговые отношения.

Под нажимом железных аргументов нахрапистого дельца, беззащитный и бесправный рыбак был вынужден согласиться с условиями своего. В этом, уже пожилом, рыбаке, Архип Иванович узнал человека, который в молодости таскал его за уши за мелкие проказы. Видя, какие у местных рыбаков плохие и ветхие сети, через которые от них ускользает значительная часть улова, Куинджи отправился на мариупольский рынок и приобрел для них новые, добротные рыболовные снасти. Свое приобретение он передал рыбакам через свою будущую супругу – Веру Леонтьевну Шаповалову.

К слову сказать, в семейной жизни Архипа Ивановича и Веры Леонтьевны нередко возникали ситуации, в которых супруге живописца требовалось проявлять максимум понимания, деликатности и такта по отношению к своему человеколюбивому мужу. Однажды, вскоре после женитьбы, когда у Куинджи был только небольшой заработок от продажи картин, произошел памятный для нее случай. Денег, данных ей отцом в приданое, Архип Иванович не трогал. За зиму он скопил на поездку в Мариуполь, но почти перед самым отъездом пришел домой взволнованным и виновато сказал: «Веруня, ты не собирай вещей, мы не сможем поехать. Я сегодня отдал деньги Ивану Бурову – у него жена тяжело больна, детишки маленькие. Картины его, что написал он в провинции, на прошлой выставке остались не проданы. Ты не сердись, не погибать же семье…» К чести Веры Леонтьевны стоит признать, что во всех подобных эпизодах она вела себя как любящая, понимающая и великодушная жена.

Огромный талант и титаническая работоспособность позволили Куинджи крепко встать на ноги, стать успешным художником и финансово независимым человеком. Но он никогда не забывал о тех, кто только еще идет по тернистому пути восхождения к высотам своего мастерства. Наблюдая бедственное положение многих своих коллег по цеху, среди которых было немало одаренных и перспективных живописцев, Куинджи решил на свои сбережения от проданных картин купить для художников дом.   В 1886 году художник купил за 30 тысяч рублей участок в Крыму площадью 245 десятин возле посёлка Кикинеиз. Это красивое место находится на западе Лименской бухты, близ поселка Кацивели. Со временем на этом участке возникло небольшое имение Сара Кикинеиз, куда Куинджи часто привозил своих учеников на студенческую практику по живописи. Вместе со своим любимым учителем здесь побывали такие известные мастера,  как Н.П. Химона, В.И. Зарубин, А.А. Рылов, К.Ф. Богаевский и другие талантливые художники.    

За три года до смерти Архипа Ивановича Куинджи, в 1907 году, было создано Общество его имени, которое имело цель: «… оказывать как материальную, так и нравственную поддержку всем художественным обществам, кружкам, а также отдельным художникам; содействовать им устраивать выставки как в Петербурге, так и в других городах и за границей; оказывать им постоянную поддержку покупкой у них лучших их произведений, чтобы образовать национальную художественную галерею…» Куинджи пожертвовал этому Обществу все свое состояние и землю в Кикинеизе, оставив жене небольшую пожизненную пенсию. Общество имени Куинджи просуществовало более десяти лет, и польза его была ощутима, в первую очередь, начинающими художниками.

Вадим Рутковский

Декабрь, 2015 г., Москва.

ПЕРЕЧЕНЬ ФОТОГРАФИЙ И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ

Фото «Крымский пейзаж в районе Кикинеиза». На фото изображен типичный пейзаж Южного берега Крыма в районе местечка Кикинеиз на западе Лименской бухты близ поселка Кацивели. Горный склон направлен в сторону моря. Подобные склоны – голые или поросшие густым или редким лесом часто можно наблюдать на крымских живописных работах как самого Архипа Ивановича Куинджи, так и его учеников, принимавших участие в пленэрах в Кикинеизе.

Фото «Лименская бухта». На фото изображена Лименская бухта, вид с горы Кошка. Справа на переднем плане виден поселок Кацивели, за которым начинается Кикинеиз, где Архип Иванович Куинджи приобрел землю под дачу, на которой его ученики проходили практику. Мотивы подобных панорам и ландшафтов присутствуют во многих картинах Архипа Ивановича Куинджи и его учеников.

Фото «Портрет Куинджи работы Крамского». На фото изображена картина «Портрет А.И. Куинджи», принадлежащая кисти живописца И.Н. Крамского. Портрет написан в 1877 году.

Фото «Полдень. Стадо в степи». На фото изображена картина Архипа Ивановича Куинджи «Полдень. Стадо в степи». Картина написана в 1890 – 1895 гг.

Фото «Морской берег. Крым». На фото изображена картина А.И. Куинджи «Морской берег. Крым» (1885 – 1890 гг).

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1)    «Архип Иванович Куинджи и его школа»; Ленинград, Издательство «Художник РСФСР»; 1987 г.;

2)    Элла Матонина, Эдуард Говорушко; «К.Р.»; Москва, Издательство «Молодая гвардия» (серия «ЖЗЛ»); 2008 г.;

3)    Александр Васькин; «ЩУСЕВ: зодчий всея Руси»; Москва, Издательство «Молодая гвардия» (серия «ЖЗЛ»); 2015 г.;

4)    «Святитель Николай Чудотворец»; Издательство «Благовест»; Москва, 2012 г.;

5)    Ксения Охапкина; «Повесть о Куинджи»; Издательство «Советский писатель»; Москва, 1953 год.

 

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература
церковная утварь
облачения и пр.
9:00 - 17:00
Свято-Никольский храм

БИБЛИОТЕКА
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
9:00 - 16:00
выходные пн.вт.
Симферополь,
ул. Александра Невского, 19

 

Яндекс.Метрика