Создано: 03.10.2014 10:18

“Личность Архиепископа Таврического Гурия (Карпова) в пространстве Крымской истории”

Предлагаем вниманию читателей сайта доклад доктора исторических наук, профессор кафедры истории России Таврического национального университета имени В.И. Вернадского А.В. Ишина “Личность Архиепископа Таврического Гурия (Карпова) в пространстве Крымской истории”. 25 сентября. Научная библиотека им. И.Я. Франко. Заседание круглого стола «Светская и церковная история Крыма».

 

При соприкосновении с обширным и необычайно многогранным наследием Святителя Гурия вспоминаются удивительно глубокие строки Восьмого Псалма: «…что есть человек, что Ты помнишь его…». С именем Архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия (в миру Григорий Платонович Карпов) (1815 – 1882) связано обширное наследие, имеющее огромное значение в духовном пространстве Вселенского Православия.

Известный церковный историк, Епископ Гермоген в своем описании Таврической епархии отмечал: «Преосв. Гурий известен был многими добрыми чертами: это – преимущественно кротость, обходительность, осторожность, твердая преданность во всем воле Божией» [1]. Трудами Владыки Гурия в Таврической епархии развернулось широкое церковное строительство, были созданы духовная семинария, мужское духовное училище, преобразовано женское духовное училище, основано симферопольское Александроневское братство, начато издание епархиальных ведомостей. Обширные заслуги Святителя уже при жизни были отмечены многочисленными наградами: бриллиантовой панагией, орденами св. Анны 3-й, 2-й и 1-й степеней; св. Владимира 4-й, 3-й и 2-й степеней, пожизненной государственной пенсией, золотым наперсным крестом и другими знаками отличия [2].

Труды Архиепископа Гурия по устроению и развитию церковной жизни неустанно дополнялись его просветительской деятельностью, богословским творчеством, которое пронизано глубочайшей образованностью и  разносторонними знаниями Архипастыря.

Говоря об открытии новой подписки на издание «Опыт естественного богословия», Владыка отмечал: «Если при сочувствии общества наши усилия останутся не безплодными, если правильно понятая наука просветит ум на столько, чтобы приблизиться к уразумению своего Творца, то мы будем вполне вознаграждены за наш труд. Простые сердцем, но сильные своею любовию к Богу, наши отцы приходили к этому разумению по духу веры, при колебании веры тоже достигается знанием, которое, при безпристрастном отношении к науке, возводит ум человека на высокую степень разумения таин природы, освещаемых откровением к познанию всей премудрости, предведения и благости Виновника нашего бытия» [3].

В Слове на Новый Год Святитель Гурий совершенно по особому размышляет о проблеме бытия: «Всякий мыслящий человек, вникавший в дух и направление своих стремлений не мог не отличить в душе своей потребность непреложной истины, жажду высочайшаго блага и совершенной красоты; не мог не заметить и того, что этих существенных стремлений души, кроме Бога – ничто не удовлетворяет. Природа видимая, как отражение безконечных совершенств Творца, может только усилить ощущаемую потребность истины, только указать, что не в ней предел стремлений души, но никогда не успокоить ума, не утолить жажды сердечной. Ясно, что искомое, – то к чему стремится душа – вне, выше природы – в Боге. Бог есть не только цель стремлений души нашей, но и единственный руководитель на пути к цели. Только в Боге и Богом разрешаются все задачи ума; только в Боге и Богом утоляется жажда высочайшаго блага, которая томит наше сердце; только в Боге и Богом успокоивается чувство, жаждущее совершенной красоты. Господь, как истинное солнце духовнаго мира, и согревает, и освещает, и оживляет нашу душу… Между тем заботясь об обновлении души, не должно забывать и той важной истины, что ум и чувство в душе суть силы служебныя. Ум, как свет, только освещает путь, чувство окрыляет, поддерживает деятельность. Главное – сердце, в нем сосредоточивается жизнь духа, его требует от нас и Господь устами Премудрагосыне! даждь ми сердце твое. (Притч. XXIII, 26)» [4].

Уже в XX столетии эти идеи блистательно развивал Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), выдающийся ученый и богослов, профессор медицины, примером чему является его исключительно глубокая и универсальная монография «Дух, душа и тело».

В другом своем великом «Слове на Рождество Христово», произнесенном 26 декабря 1874 года в Семинарской церкви, Владыка Гурий с удивительной глубиной размышляет о том, что есть человек: «Человек – не маловажный предмет на земле. Материально он мал: есть много вещей массивнее его. Но он неизмеримо велик своею духовною стороною, своим умом. Изучив свойства и законы материи и силы физическаго мира, он в полном смысле слова владыка и господин! В отношении же к Богу он мал столько же, как и все прочее, потому что конечное и безконечное несоизмеримы…» [5].

Прекрасное владение китайским языком, знание обычаев и традиций Китая во многом способствовало успешности апостольских трудов Архимандрита Гурия в Пекинской духовной миссии, хотя внешние условия там были достаточно сложны. Для примера приведем отрывок из пекинского письма тогда еще иеромонаха Гурия Саратовскому епископу Иакову от 14 августа 1844 г. (здесь и далее ст. стиль): «Китай – это старик, отживший свое время, который сделался уже, как дитя, обезсмыслен: видяще не видит, и слушая не разумеет. Его не разбудить надобно – как думают некоторые – надобно переродить, влить новую кровь в его устаревшия жилы, дать ему душу, совесть, семейный быт более благородный, гражданственность более прочную, связи, отношения менее корыстныя, и потом уже надеяться, что христианство, привитое к этому помолодевшему пню, примется, разцветет и плод принесет» [6]. Помимо блестящих переводов книг Священного Писания и других душеполезных книг на китайский язык, Святитель Гурий оставил исследования об истории Православия в Китае, о китайском буддизме, которые представляют несомненный интерес для современной науки.

Возглавив Таврическую епископскую кафедру (с 1868 г.), Владыка Гурий огромное внимание уделял организации исследований, сохранению и популяризации христианских памятников Тавриды. Преосвященнейший Гурий поддерживал контакты с известными крымоведами, в частности с известным исследователем христианских древностей Д.М. Струковым. В учрежденных Святителем «Таврических Епархиальных Ведомостях» публиковалось немало важных краеведческих материалов. Согласно его указанию, были сделаны фотографические копии уникальных памятников средневекового Крыма: греческого Евангелия, написанного на пергаменте XII в., и «Апостола» из знаменитого православного храма Святого Иоанна Предтечи в г. Керчи [7]. Важное значение имело участие Архиепископа Гурия в установлении гармоничной модели взаимодействия Церкви и научно-археологических кругов. Так, например, архипастырская резолюция от 20 мая 1876 г. об организации раскопок в Херсонесе гласила: «Не худо войти в разсмотрение обстоятельств дела и составить план; и [правила] раскопок т.е. [показать] долю участия и прав[ославнаго] монастыря на могущия быть найденными вещи. Еп. Гурий» [8].

Печать глубокой образованности и рассудительности Святителя проявлялась и в его спокойном взвешенном восприятии важных событий епархиальной и общественной жизни. Об этом свидетельствует ряд крайне интересных архивных источников.

Так, например, в резолюции Владыки Гурия от 23 июля 1875 г. на рапорт священника Космо-Дамиановской Церкви селения Тимошевки Димитрия Дементьева об обращении скопцов говорилось следующее: «Искренности обращения скопцов я не верю. Советую и Вам быть осторожнее. Усердно наставляйте их в православной вере, обличайте заблуждение скопческое, но к св. причастию не допускайте скопцов по меньшей мере три года: /кроме смертного случая/. О ходе этого дела уведомляйте меня почаще и [пообстоятельнее]. [Впрочем] Вы ведете журнал Ваших собеседований? Выдержки из него были бы очень любопытны. Прилежнее молитесь Богу о помощи. Еп. Гурий» [9].

Узнав о том, что в Бердянском уезде верующие собирались для прославления обнаруженной ими в источнике иконы Божией Матери, Архипастырь отреагировал следующей резолюцией от 31 мая 1877 г.: «Икону прислать в Кафедральный собор для хранения; деньги (79 к.) хранить в Берд[янском] соборе показывая (до времени) особою статьею; а народ убеждать, чтоб сами собою, без священников никаких собраний молитвенных не составляли и явленных икон не выдумывали. Еп. Гурий» [10].

Вместе с тем, он был чрезвычайно внимателен ко всем начинаниям, направленным на развитие православного просвещения в Тавриде. Ознакомившись с одним из докладов о состоянии дел по епархии, Владыка собственноручно написал: «Дочери Пр[отоиерея] Павла Горбова, девице Марии за ея усердные и полезные труды по рубановскому училищу преподать наше архипастырское благословение. Гурий, Еп. Тавр.» [11].

Преосвященнейший Гурий немало потрудился для просвещения многочисленных участников сект, наполнявших в то время Таврическую епархию. Так, в 1869 г. он посетил молоканскую колонию вблизи Ново-Григорьевки (Мелитопольский уезд), где лично познакомился с одним из вожаков таврических молокан донского толка крестьянином Зиновием Захаровым. Вследствие этого знакомства между Владыкой и З.Д. Захаровым началась деятельная переписка, которая не прекращалась по самый день упокоения Архиепископа Гурия. Письма Святителя к заблуждающемуся молоканину являются свидетельством огромного богословского таланта и глубочайшей эрудиции Архипастыря, его блистательных знаний Священного Писания и святоотеческой литературы, и, вместе с тем, великого терпения и подлинно христианской любви к ближнему.

В одном из писем Владыки Гурия к З.Д. Захарову Святитель призвал последнего не бояться обращаться за разъяснениями сложных духовных вопросов, выяснять «святую правду»: «В рукописи вы высказываете боязнь, нет ли в ней чего-либо подлежащаго уголовным законам. Объявляю вам, что в ней нет ничего подобнаго. Впрочем, если бы и было что-либо высказано вами в какой-либо рукописи такое, что подлежало бы законному преследованию; то могу уверить вас, что я никогда не допущу этого, если только высказанное вами будет высказано без намерения нанести явное оскорбление Господу Богу или Предержащей Власти. Пишите откровенно, без боязни, с чистою любовию к святой правде. Ожидаю от вас скораго и вполне правдиваго ответа» [12].

Вся деятельность Архипастыря была подчинена одной единственной великой цели – исполнять волю Божию. Владыка подчеркивал: «Воля Божия должна составлять воодушевляющее начало и последнюю цель нашей деятельности» [13]. Подвиг Спасителя и Его Пречистой Матери являлся для Святителя Гурия высочайшей путеводной звездой во всей его подвижнической жизни. Размышляя о судьбах угодников Божиих, Владыка отмечал: «Поистине, прекрасное сочетание смирения с послушанием воле Божией, и – можно сказать – единственный пример такой степени совершенства видим мы на Св. Деве!.. В Ея смиренном сердце достало силы веры вместить непостижимую тайну воплощения Сына Божия, достало и готовности исполнить открытую Ей волю Божию» [14].

Нам еще только предстоит прикоснуться к скрижалям с богатейшим духовным наследием Архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия, по-настоящему впитать и осмыслить это наследие. Святитель обладал удивительной способностью – заключать в простых словах истины, без преувеличения, космического масштаба. Его громадные многогранные труды, в которых остается еще немало нераскрытых страниц, несомненно, должны стать предметом серьезного осмысления современников.

 

Источники и литература

  1.      Гермоген, Епископ Псковский и Порховский, Бывший Таврический и Симферопольский. Таврическая епархия. – Псков, 1887. – С. 173.
  2.      Там же. – С. 173-174; Протодиакон Василий Марущак. Архиепископ Гурий (Карпов) // Крымский Архив. – 1999. – № 5. – С. 99.
  3.      Таврические Епархиальные Ведомости. – 15 марта 1882. – № 6. – С. 323. Тексты Святителя Гурия даются в соответствии с фонетическими особенностями оригинала.
  4.      Слова и Речи Высокопреосвященнаго Гурия Архиепископа Таврическаго. – Симферополь. – 1883. – С. 17-23.
  5.      Там же. – С. 16.
  6.      Русские и греко-российская церковь в Китае в XVII – XIX вв. Сообщ. Епископ Макарий // Русская старина. – Т. 43 (июль, август, сентябрь). – 1884. – С. 660.
  7.      Иванов А. Преосвященный Гурий, Архиепископ Таврический и Симферопольский (Краткий очерк его служения в Таврической епархии) // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. Т. XIII. – Одесса: Тип. А. Шульце, 1883. – С. 243.
  8.      Государственный архив Республики Крым (ГАРК), ф. 118, оп. 1, д. 1445, л. 4.
  9.      ГАРК, ф. 118, оп. 1, д. 1429, л. 1.
  10.                         ГАРК, ф. 118, оп. 1, д. 1184, л. 1.
  11.                         ГАРК, ф. 118, оп. 1, д. 775, л. 6.
  12.                         Таврические Епархиальные Ведомости. – 1 июня 1873 г. – № 11. – С. 335.
  13.                         Таврические Епархиальные Ведомости. – 15 марта 1882. – № 6. – С. 274.
  14.                         Там же. – С. 269.

 

 

С меткой:

ишин

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика