Создано: 04.04.2016 13:24

Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная.

В третье воскресенье Великого поста из алтаря выносят крест и кладут для поклонения в центре храма на аналой. В понедельник, среду и пятницу четвертой седмицы совершается особый обряд поклонения (почему вся неделя и названа Крестопоклонной), после чего крест уносят в алтарь.

 «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» Почему мы поклоняемся Кресту? Да прежде всего потому, что мы вспоминаем бывшее на Кресте. А что было? Господь Иисус Христос, после страшных страданий, добровольно умер за нас, грешных людей.

 

 

Случается, что люди умирают за родину, за родных, за знаменитого человека, но чтобы кто-нибудь добровольно умер за грешника, преступника, за своего врага – что-то не слышно, а Господь Иисус Христос умер добровольно именно за греш­ников, преступников, за нас. И этот подвиг любви и был совершен на Кресте. Этому подвигу любви мы и поклоняемся. Поклоняясь Кресту, думаем, чтобы и нам иметь хоть крупицу такой любви, которая, если не за преступника и врага готова отдать жизнь, то хотя бы ради Господа способна ограничить себя во грехе.

 

Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся и надежде, ибо, когда наступила крестная смерть, когда, казалось, все было кончено и гроб запечатан, тогда именно Господь воскрес. И мы всегда надеемся, что нет конченного человека, что каждый из нас воскреснет не только в будущей жизни, но и здесь может воскреснуть из бездны греховной к жизни христианской.

 

Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся подвигу любви и надежде воскресения. Иисусе воскресший, воскреси души наши!

 

3 апреля, в неделю Крестопоклонную, в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе была совершена Божественная литургия, которую возглавил клирик собора протоиерей Андрей Кривонис. Ему сослужило духовенство собора. В этот день, как никогда, верхний храм собора был заполнен верующими. На Причастие было вынесено три чаши, а причастие, за многолюдством причастников, длилось около 20 минут.

 

Для чего Господь взошел на Крест?

 

Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную в Храме

Христа Спасителя 23 марта 2014 года

 

Сегодня – третье воскресенье Великого поста, которое посвящено Кресту Господню. На середине храма лежит изображение Креста, и каждый, кто подхо­дит ко Кресту и прикладывается к нему, невольно становится как бы соучастни­ком тех страданий и той крестной смерти, которую принял на себя безгрешный Сын Божий – Господь Иисус Христос.

 

Мы знаем: если Богу было бы угодно, то и волос не упал бы с головы Сына Его. Если Богу было бы угодно, то воплотившийся Сын Его был бы могуще­ственнее всех земных владык, физически сильнее любого богатыря, обладал бы колоссальной способностью управлять всем миром, всеми царствами земли. Но не для того Господь послал Сына Своего в мир, чтобы Он силой исправил людей, чтобы Он силой дал им благополучие, чтобы Он силой привлек их в рай и сделал счастливыми.

 

На Кресте совершилось нечто другое – Господь явил Свое безсилие, Свою человеческую уязвимость. Его так легко было арестовать в Гефсиманском саду. Его так легко было бичевать плеткой с металлическими шариками, той самой, которая пробивала человеческое тело до костей, не оставляя ни одного живого сантиметра. Его так легко было приговорить, незаслуженно, к смертной казни, и не к той, которой умерщвлялись сильные мира сего, будучи усечены мечом, но к позорной казни, которой подвергались рабы, деклассированные, как мы бы сегод­ня сказали, люди, не имеющие никакого значения для тогдашнего общества...

 

Почему же всемогущий Сын Божий принял на себя добровольно этот позор, это человеческое поношение, эти издевательства, эти пытки и эту безславную казнь? Для того, чтобы совершить два очень важных дела. Во-первых, отожде­ствить Себя с каждым страдающим человеком. Если бы Бог явил Себя в силе, в славе, в могуществе земного владыки, то как тогда люди – тяжелобольные, бедные, лишенные власти, проходящие через скорби, раненые, те, кто защищает родину, те, кто находится в тяжелейших жизненных обстоятельствах, в грязи, под снегом, под дождем, – как они обращались бы к Богу, Который Сам пребы­вает на вершине человеческой власти?

 

Но каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми безправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, – чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На Него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи – искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает – воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет.

 

Это одно, очень важное, значение креста, но есть и второе значение. Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи. Человечество совершило, совершает и будет совершать множество грехов. Когда человек совершает много преступлений, его пожизненно заточают в тюрьму или лишают жизни, свиде­тельствуя, что никакого прощения быть не может, – преступник должен быть либо умерщвлен, либо навсегда остаться в заключении. И если собрать все грехи мира, которые были, есть и будут, то, наверное, все человечество следовало бы пожизненно заключить в тюрьму.

 

Что же было нужно, чтобы снять со всех нас эту тяжесть греха и ответствен­ности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового чело­века, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответствен­ность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни, – чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину перед обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.

 

И третье. Крест – это не только единичный феномен, связанный с Голгофой, со страданиями Спасителя. Крест есть некая, постоянно пребывающая в чело­веческой жизни, ценность, почему Господь и говорит: Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя (см. Мк. 8: 34; 9: 1). То есть отвергни то, что тебе дорого, чего бы ты хотел достичь, то, что для тебя действительно важно, – отвергни, ибо это не самое главное. Возьми крест свой – не Мой Крест, не Голгофский Крест, который никто не может нести. Свой крест на себя возьми, свои страда­ния, которые тебе ниспосылаются, – и следуй за Мной.

 Артемий Слезкин. Севастопольское благочиние

 

 

 

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика