Создано: 15.01.2019 17:14

Рождественские вертепы - украшение храмов Симферопольской и Крымской епархии. Фотогалерея.

Вот и наступило торжество Рождества Христова. И сейчас все храмы Симферопольской и Крымской епархии украшают на радость верующих Рождественские вертепы. До самого  праздника Крещения Господня будут радовать они взоры православных, ведь  Рождество в нашей стране как и во всём мире, является самым радостным и любимым праздником.

Одним из таких ярких моментов праздника является — рождественский священный  вертеп, который  рассказывал в действии и изображении о событиях рождественской ночи, полностью изменившей наш мир.

 ХРАМ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА.  ОРЕАНДА 

ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИСПОВЕДНИКА РОМАНА. СЕВАСТОПОЛЬ

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, БУХТА КАЗАЧЬЯ, СЕВАСТОПОЛЬ

 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, КАМЫШИ, СЕВАСТОПОЛЬ

ХРАМ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ


 

 ВЕРТЕП СВЯТО-ТРОИЦКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. Г. СИМФЕРОПОЛЬ

ВЕРТЕП СОБОРА СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Г. СИМФЕРОПОЛЬ

ВЕРТЕП ПЕТРО-ПАВЛОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА.  Г. СИМФЕРОПОЛЬ

 

ХРАМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СВЯТИТЕЛЯ ВЕНИАМИНА. СИМФЕРОПОЛЬ

 

 

ТОПЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦЕ ПАРАСКЕВИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ 

 

 ЕВПАТОРИЙСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

 

 

ИНКЕРМАНСКИЙ СВЯТО-КЛИМЕНТОВСКИЙ ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

 КИРОВСКО-БЕЛОГОРСКОЕ  БЛАГОЧИНИЕ

 ПАРТЕНИТ. ПОДВОРЬЕ  МОНАСТЫРЯ  КОСМЫ И ДАМИАНА

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП. С. РЫБАЧЬЕ. АЛУШТИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

 

ВЕРТЕП ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ - АЛУШТИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

 

ХРАМ ВСЕХ КРЫМСКИХ СВЯТЫХ И ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА

 

  НОВОФЕДОРОВКА. ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ВОИНА ФЕОДОРА УШАКОВА.

 

 ХРАМ ВО ИМЯ  ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО (С. Орлиное)

 

ВЕРТЕП ХРАМА  ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПОРФИРИЯ ( С. ЗАПРУДНОЕ)

Традиции и история рождественского вертепа

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.
В России вертепы были популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы, когда ослаб  идеологический прессинг. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры.

Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

https://foma.ru/tradiczii-i-istoriya-rozhdestvenskogo-vertepa.html

 

 

 

 

 

 

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика