На сайте размещена новая программа курса « Основы православной культуры Крыма» для начальной школы
На сайте Симферопольской и Крымской епархии в Отделе образования ( рубрика « актуальные документы» http://crimea-eparhia.ru/otdel/01-6/01-10) размещена новая программа курса «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы»)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА
Л.В. Наумова
Программа элективного курса для начальной школы
Издание 2-е, переработанное
(с изменениями и дополнениями к Программе 2006 г., утвержденной решением Коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым
от 01.11.2006 г., протокол № 6/7)
Пояснительная записка
Проводимая в различное время политика атеизма нанесла небывалый урон духовно-моральным ценностям. Глобальные мировые процессы повлекли за собой существенные изменения в духовной жизни общества. И, прежде всего, это коснулось самого святого – семьи, откуда и должно исходить начало начал - духовное развитие ребенка. Резкие политические повороты, экономическая нестабильность, безработица, финансовые проблемы и другие отрицательные явления наложили свой отпечаток на воспитание детей. Социально- экономические, политические проблемы в обществе, влияние иных государств на экономику, науку, культуру, правовая и социальная незащищенность простых людей с одной стороны и безнаказанность за содеянные злодеяния с другой стороны вызвали искажение нравственных идеалов, потерю веры в истину. Зачастую подавлялось национальное сознание, ограничивались возможности реализовать себя. Наука, культура и образование явно ощутили моральный кризис общества. Эта проблема существенно обострилась в девяностых годах и остается актуальной в настоящее время. Современных детей окружает огромное и никем не управляемое информационное пространство, отрицательное воздействие которого нередко является основным источником воспитания. Поэтому приобщение школьников к духовным и культурным ценностям, передача православных знаний, накопленных человечеством на протяжении двух тысячелетий и формирующих их нравственность на базе духовно-нравственных ценностей, является необходимым условием современного образования.
Каждый ребенок имеет право быть воспитанным в тех национально-исторических и культурно-религиозных традициях, к которым он принадлежит по праву рождения. Семья и школа – два важнейших фактора в формировании человека высокой духовности и морали, в формировании потребности в знаниях, овладении достижениями христианской культуры, развитии богатого внутреннего мира ребенка.
С переходом начальной школы на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одним их приоритетных направлений является формирование ключевых и общечеловеческих компетентностей, что способствует организации работы по духовному обогащению младшего школьника, формированию внутреннего мира ребенка, его мыслей, поступков, стремлений, чувств и переживаний. А среди важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник начальной школы, названа духовность.
Систематизация работы по духовно-нравственному воспитанию – одна из важных проблем образования. Особенно актуальна она в Крыму, где, согласно общепринятой в Древней Руси и церковной историографии версии, Православие и православная культура берут свое начало с первых проповедей Андрея Первозванного.
Общая характеристика курса
Создание программы «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности с целью воспитания у младших школьников Республики Крым высоких духовно-нравственных качеств.
Курс «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы имеет духовно-этический уклон, обусловленный реализацией «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым».
В ходе изучения курса учащиеся получат азы знаний о традиционной и распространенной в Крыму православной культуре, познакомятся с историческими и нравственными основами православия, православными святынями, архитектурными строениями, уникальными историческими местами Крымского полуострова. В программе большое внимание уделяется развитию духовности детей, даны важнейшие элементы церковных таинств, христианских праздников, которые традиционно отмечаются на полуострове.
Цель программы:
- формирование личности младшего школьника на основе православных культурно-исторических традиций.
Задачи:
- дать общие сведения о православной культуре;
- познакомить с нравственными нормами Православия, с краткой историей его развития на Крымском полуострове, православными праздниками, традициями; именами и подвигами выдающихся православных исторических личностей, оставивших свой след в истории Крыма; всемирно известными памятниками православной культуры Крыма (Херсонес, «Пещерные города» и монастыри и пр.);
- приобщать к нравственным устоям православной культуры, пониманию духа Православия как одной из особенностей национальной истории и культуры;
- способствовать усвоению основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, преданиях, житиях святых, фольклоре, литературных произведениях для детей, а также в исторической и краеведческой литературе крымских ученых, писателей;
- воспитывать духовно-нравственную личность;
- формировать высокие общечеловеческие качества, ценностные ориентиры;
- развивать богатый внутренний мир младшего школьника, личностное отношение к православным святыням Крымского полуострова.
Принципы построения программы:
- культурологический принцип;
- концентричность (круг знаний пополняется и расширяется в каждом классе);
- в начальных классах даются самые главные основополагающие сведения;
- доступность;
- светский характер курса;
- интеграция.
Основные направления:
- формирование у младших школьников мировоззренческих основ;
- ознакомление с крымскими православными святынями и основными событиями на полуострове, которые прославили Крым как край с уникальным духовным наследием;
- знакомство с известными религиозными деятелями и крымскими подвижниками;
- привитие моральных и нравственных ценностей.
Структура программы
Программа курса рассчитана на 1 час в неделю за счет вариативной составляющей учебного плана или внеурочной деятельности. В 1-м классе предусмотрено 33 часа, во 2-4-х классах - 34 часа. Программа также может использоваться для проведения внеклассной воспитательной работы.
Содержание программы представлено в виде тематических разделов. При составлении рабочей программы в календарно-тематический план целесообразно включать темы из разных разделов, приобщая уроки к датам проведения православных праздников. Учитель также может перераспределять рекомендуемое количество часов на изучение каждой темы, использовать резервное время по собственному усмотрению, учитывая особенности своего класса.
.
Основные содержательные разделы
Программа курса включает общие для каждого класса разделы: «Человек, семья, род», «Любовь, добро, зло», «Православные праздники», «Крымские основы русского православия».
Общеучебные умения и навыки, способы деятельности
В результате изучения курса в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень духовно-нравственного развития.
При изучении данного курса у учащихся сформируются представления:
- о жизни как наивысшей ценности;
- о духовном богатстве;
- об особенностях распространения христианства в Крыму;
- об истории православных крымских монастырей и храмов;
- о необходимости сохранения духовных и культурно-исторических ценностей Крымского полуострова.
Учащиеся получат возможность узнать:
- о главных православных святынях Крыма;
- народных традициях, положенных в основу Православия и более всего почитаемых на территории Крымского полуострова;
- о роли православной культуры в истории развития Крыма.
Ценностные ориентиры содержания курса
Изучение курса закладывает основы духовно-нравственного развития, национального самосознания, культуры межэтнических отношений, способствует формированию базовых ценностей современного российского общества. В процессе изучения курса «Основы православной культуры Крыма» формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов на основе православных культурно-исторических традиций Крымского полуострова.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Обучение детей направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания программы курса.
Личностные результаты:
- формирование начальных представлений о нравственных понятиях (взаимоуважение, почитание, забота, ответственность, долг, бережное отношение), о жизни как наивысшей ценности;
- ценностное отношение к России, Крыму, семейным традициям, родному языку, культуре, крымским святыням;
- развитие эстетических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания, навыков сотрудничества; эмоционального отношения к поступкам литературных персонажей, исторических и легендарных героев, крымских святых и подвижников.
Метапредметные результаты:
- формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи;
- овладение навыками смыслового чтения произведений исторической и краеведческой тематики, осознанного построения ответов в соответствии с поставленными на уроке задачами;
- формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- развитие способности использовать приобретенные знания и умения в жизни.
Предметные результаты:
- формирование представлений о православных святынях Крыма, об их значении в системе нравственного воспитания младших школьников;
- формирование представлений о православных праздниках и их тесной связи с жизнью народа, обычаями, традициями, искусством, творчеством; основных памятниках истории и православной культуры Крымского полуострова;
- знание и понимание особенностей распространения христианства в Крыму;
- истории создания крымских православных монастырей и храмов;
- формирование умения использовать дополнительные источники информации;
- овладение навыками использования различных справочных изданий (словарей, энциклопедий) и детской литературы с целью поиска информации, ответов на вопросы для создания собственных устных или письменных ответов о главных святынях Крымского полуострова, народных традициях, положенных в основу Православия;
- формирование умений строить содержательные рассказы об истории крымских «пещерных городов» и монастырей, других святынь полуострова; рассуждать о значении культурно-исторической роли Православия в Крыму.
Особенности преподавания курса
«Основы православной культуры Крыма»
Преподавание курса в начальных классах учитывает не только глубокое знание предмета, но в обязательном порядке соблюдение методики преподавания в начальной школе. Так, как в этот период закладываются основы учебной деятельности, существенным является формирование мотивации к обучению, развитие познавательных интересов младших школьников. Для учителя, преподающего данный курс, важно, чтобы на уроке использовались такие методы и приемы обучения, которые будут эффективно раскрывать содержание учебного материала, способствовать развитию познавательности, мышления, речи. При проведении урока учитываются психолого-физиологические и индивидуальные особенности учащихся.
Особенность курса – его светский характер.
На уроке целесообразно использовать: народную мудрость (народные приметы, пословицы, поговорки, высказывания великих ученых, педагогов, исторических личностей), рассказы, стихотворения детских писателей и поэтов, статьи педагогов, историков, крымоведов, а также объяснять значение определенных слов и понятий, используя словари. Большое значение придается наглядно-демонстрационным методам обучения, в т.ч. использованию ИКТ.
Рекомендуемые формы проведения занятий: урок, утренник, праздник, инсценировка, театрализованное представление, экскурсия, устный журнал, конференция и т.д.
Если часы отведены на внеурочную деятельность, это могут быть: кружковая работа, факультатив, экскурсия, поход, экспедиция, фестиваль, встреча, конкурс, олимпиада, студия, секция, творческая мастерская, тематическая неделя и т.п.
Особое место отводится работе с родителями, предусматривающей дни семьи, фестивали семейного творчества, родительские собрания, лектории, семинары, консультации, педагогические консилиумы, совместные праздники, поездки и т.д.
Содержание Программы
Примерное тематическое планирование
№ |
Темы
|
Колич. часов |
Планируемые результаты |
1 класс (33часа) |
|||
Человек, семья, род |
5 |
. Иметь представления о своей семье и родственниках, учиться уважать и почитать родителей, заботиться о здоровье и благополучии своих близких |
|
Любовь, добро, зло |
8 |
Иметь представление о любви как чувстве, о добрых и злых поступках. Уметь различать добро и зло, делать выводы о разных свойствах человеческого характера, совершать добрые поступки |
|
Православные праздники |
10 |
Иметь представление о том, какие бывают православные праздники, о традициях, связанных со встречей православных праздников |
|
Крымские основы русского православия |
10 |
Иметь представление о Крыме как о родном крае, об исторических памятниках и крымских святынях. Учиться бережному отношению к родной земле, уникальным историческим и православным местам полуострова |
|
2 класс (34 часа) |
|||
Человек, семья, род |
5 |
Иметь представление об истоках духовной культуры своего народа, о почитании и преклонении, бережном отношении. Уметь применять христианские духовно-нравственные правила в семье при общении со своими ближними |
|
Любовь, добро, зло |
5 |
Иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к родителям).. Знать, что такое этические нормы и правила поведения. Учиться быть неравнодушным к жизненным проблемам других людей, сочувствовать тем, кто находится в трудной ситуации, адекватно реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Уметь оказывать посильную помощь нуждающимся |
|
Православные праздники |
8 |
Иметь представления о народных православных обычаях и обрядах. Знать о том, как отмечаются основные православные праздники на Крымском полуострове. Уметь приводить примеры самых известных зимних торжеств, раскрыть значение праздников для православной семьи |
|
Крымские основы русского православия |
16 |
Иметь представление о том, что такое православие, об особенностях православной веры в традиционной культуре, об особенностях архитектурных строений. Знать, что такое летописи. Уметь рассказать о Крыме, как историческом месте, откуда началось распространение христианства; уважительно относиться к национальным традициям и культуре своего народа; о выдающихся исторических православных святынях полуострова |
|
3 класс (34 часа) |
|||
Человек, семья, род |
4 |
Иметь представление об отчем доме как малой родине. Учиться уважать и принимать ценности своей семьи, бережно к ним относиться. Уметь давать характеристику человеческим достоинствам и отмечать те качества, которые хотелось бы видеть в людях. Стремиться наследовать положительные примеры |
|
Любовь, добро, зло |
6 |
Иметь представление об основных духовно-нравственных ценностях, приводить примеры общечеловеческих ценностей, стремиться к выработке этих качеств. Уметь приводить библейские примеры из жизни выдающихся личностей, прославивших Крым |
|
Православные праздники |
10 |
Иметь представления о наиболее значимых страницах истории российского государства, о традициях и культурном достоянии Крыма. Уметь рассказать о подготовке и встрече главных праздников в православной крымской семье |
|
Крымские основы русского православия |
14 |
Иметь представление о распространении христианства в Крыму. Знать основные архитектурные строения Крыма, связанные с православием. Уметь рассказать об основных православных святынях и памятниках архитектуры гг.Севастополя, Судака, Алушты, Яты, Феодосии, Симферополя |
|
4 класс (34 часа) |
|||
Человек, семья, род |
5 |
Знать о главных ценностях своей семьи. Воспринимать и эмоционально оценивать жизненные ситуации, человеческие поступки. Учиться наследовать положительные примеры, владеть знаниями о родном крае |
|
Любовь, добро, зло |
4 |
Уметь дать определение понятию «духовные богатства». Знать, что любовь является основой жизни |
|
Православные праздники |
10 |
Знать о наиболее известных праздниках, которые отмечаются в Крыму, народных традициях, приуроченных к празднованию. Уметь приводить примеры традиционных православных праздников, составлять рассказы, используя дополнительную краеведческую литературу |
|
Крымские основы русского православия |
15 |
Знать о православных храмах Крыма. Уметь рассказать историю их появления на крымской земле. Знать о религиозных деятелях и подвижниках, прославивших Крым, почтительно к ним относиться. Знать историю распространения православной культуры, крымские святыни |
|
|
|
|
|
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Колич. часов |
|
1класс |
|
Человек, семья, род |
5 |
|
1.1 |
Понятия «моя семья», «мой дом», «мои родные». Уважение, согласие и взаимопонимание в семье |
1 |
1.2 |
Кого мы называем родственниками. Взрослые в моей семье |
1 |
1.3 |
Матушка, мамочка, мама. Как хорошо быть рядом с мамой! |
1 |
1.4 |
Понятие о христианском имени. Святые покровители имени. Кого мы называем «крестной мамой», «крестным отцом» |
1 |
1.5 |
Я – именинник. Мои любимые семейные праздники |
1 |
Любовь, добро, зло |
8 |
|
2.1 |
Любовь - проявление чувства к людям, природе, окружающему миру |
1 |
2.2 |
Какое оно, добро? Что значит, быть недобрым |
1 |
2.3 |
Помоги, если в этом нуждаются. Поддержи, ведь тебя попросили |
1 |
2.4 |
Чужой беды не бывает. Будь милосердным |
1 |
2.5 |
Как отличать хорошее от плохого. Творить добро может каждый |
1 |
2.6 |
Дружба и поступки человека. Кого мы называем другом |
1 |
2.7 |
А как поступишь ты? Разрешение проблемных жизненных ситуаций |
1 |
2.8 |
О человеческих поступках в произведениях Л. Толстого, К. Ушинского, В. Сухомлинского, В.Осеевой |
1 |
3. |
Православные праздники |
10 |
3.1 |
Для чего существуют праздники. Традиционные семейные праздники |
1 |
3.2 |
Щедрая осень. Обжинки, праздник урожая |
1 |
3.3 |
Гостинчики на праздник. Как в старину встречали праздник Николая |
1 |
3.4 |
Когда к нам приходит елочка. Произведения о зиме и зимних праздниках в устном народном творчестве |
1 |
3.5 |
Как отмечают святой вечер. Рождественские песни |
1 |
3.6 |
Как готовились к празднованию Малании и Василя |
1 |
3.7 |
А я весну встречаю. Праздники, которые мы отмечаем весной |
1 |
3.8 |
Писанка, крашенка, кулич. Пасхальный праздник в моей семье |
1 |
3.9 |
Здравствуй, лето золотое. Православный календарь о лете |
1 |
3.10 |
Итоговое занятие «Праздник в моих рисунках» |
1 |
4. |
Крымские основы русского православия |
10 |
4.1 |
Край, где я живу – моя Родина. Чтение сказаний и былин о защитниках родной земли |
1 |
4.2 |
Мое знакомство со святынями. Почему говорят «святыня, святое место». Самые известные святыни Крыма |
1 |
4.3 |
Кого мы называем крымскими святыми и подвижниками |
1 |
4.4 |
Знакомство с крымскими легендами о православии |
1 |
4.5 |
Города бывают разные. Знакомство с «пещерными городами» Крыма |
1 |
4.6 |
Путешествую по Крыму. Где находится Херсонес? |
1 |
4.7 |
Путешествую по Крыму. Какая она, Евпатория? |
1 |
4.8 |
Путешествую по Крыму. Симферополь – не просто столица |
1 |
4.9 |
Я посещаю храм. Как вести себя в храме |
1 |
4.10 |
Итоговое занятие «Святые места, которые мне запомнились» |
1 |
|
2 класс |
|
Человек, семья, род |
5 |
|
1.1 |
Культурное духовное наследие восточных славян. Христианские добродетели: сочувствие, доброта, мудрость |
1 |
1.2 |
Православная семья. Родительская любовь и забота |
1 |
1.3 |
Роль здорового подражания в жизни младшего школьника |
1 |
1.4 |
Почитание и уважение к тем, кто даровал тебе жизнь |
1 |
1.5 |
Что такое семейные традиции. Православная культура семьи |
1 |
Любовь, добро, зло |
5 |
|
2.1 |
Твори добро, не требуя ответа |
1 |
2.2 |
Этические нормы: сочувствие, сопереживание, поддержка |
1 |
2.3 |
Нравственные поступки человека, умение дать оценку |
1 |
2.4 |
Добро и зло; бескорыстие, терпение, милосердие |
1 |
2.5 |
Хорошие и плохие поступки. Качества, которые Господь хочет видеть в детях |
1 |
3. |
Православные праздники |
8 |
3.1 |
Народные обычаи и обряды: встреча гостей хлебом-солью, сватанье, рождение ребенка, крещение новорожденного |
1 |
3.2 |
13 декабря - день Андрея Первозванного |
1 |
3.3 |
Народный календарь зимы. Праздник святого Николая (19 декабря) |
1 |
3.4 |
Светлый праздник Рождества. Обрядовая поэзия, посвященная Рождеству |
1 |
3.5 |
Народный календарь зимы. Традиционная православная пища к празднованию Рождества и Нового года |
1 |
3.6 |
Сыропустная неделя. Народные обычаи, связанные с масленицей |
1 |
3.7 |
Пасха. Традиции, посвященные празднованию пасхи. Подготовка подарков родителям |
1 |
3.8 |
Почему в старину говорили «зеленая неделя». День святой Троицы
|
1 |
Крымские основы русского православия |
16 |
|
4.1 |
|
1 |
4.2 |
|
1 |
4.3 |
Каких людей почитали в старину. Выдающиеся христиане, оставившие яркий след в истории Крыма. Крымские святые и подвижники (Святитель Гурий, Стефан Сурожский) |
1 |
4.4 |
|
1 |
4.5 |
|
1 |
4.6 |
|
1 |
4.7 |
|
1 |
4.8 |
|
1 |
4.9 |
|
1 |
4.10 |
|
1 |
4.11 |
Легенды Крыма о героическом прошлом. Судакская крепость. |
1 |
4.12 |
Легенды Крыма о героическом прошлом. Мангуп-Кале. |
1 |
4.13 |
«Пещерные города» и монастыри Крыма. Чуфут-Кале |
1 |
4.14 |
«Пещерные города» и монастыри Крыма. Успенский монастырь |
1 |
4.15 |
Симферопольские святыни. Собор Петра и Павла |
1 |
4.16 |
Из истории Александро - Невского собора |
1 |
|
3 класс |
|
Человек, семья, род |
4 |
|
1.1 |
Земля родная, отчий дом. Родительская мудрость |
1 |
1.2 |
Значение личности как образа для наследования. Великий подвижник Сергий Радонежский |
1 |
1.3 |
Это святое слово «мама» |
1 |
1.4 |
Календарь семейных праздников |
1 |
Любовь, добро, зло |
6 |
|
2.1 |
Нравственные переживания: ответственность, долг. Самостоятельность, самооценка, адекватное поведение, ответ за свои поступки |
1 |
2.2 |
Духовные богатства человека. Библейские примеры |
1 |
2.3 |
Человеческие поступки. Грех, вина, совесть. Умение понимать и прощать |
1 |
2.4 |
Основные добродетели: вера, надежда, любовь |
1 |
2.5 |
Учение Иисуса |
1 |
2.6 |
Что такое Священное Писание |
1 |
3. |
Православные праздники |
10 |
3.1 |
Народный календарь – энциклопедия знаний о жизни, быте, историческом прошлом, человеческой мудрости, православной вере |
1 |
3.2 |
Празднование Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) |
1 |
3.3 |
Рождество Христово. Святки.Колядки |
1 |
3.4 |
Праздник святого Василия. Новый год в старину. Как дети «щедровали» |
1 |
3.5 |
Крещение Господне. Знакомство с иконописью на Руси и в Крыму |
1 |
3.6 |
Широкая масленица. Прощеное воскресенье. Значение Великого поста в жизни православного народа |
1 |
3.7 |
Народные традиции и ремесла. Писанки и крашенки как вид декоративно-прикладного искусства. Подготовка к празднованию Пасхи |
1 |
3.8 |
День первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) |
1 |
3.9 |
Тайна – Бог Троица. Изображение Святой Троицы в русской иконописи |
1 |
3.10 |
Преображение Господне. Празднование Спаса |
1 |
Крымские основы русского православия |
14 |
|
4.1 |
Херсонес - колыбель русского православия. Князь Владимир и крещение Руси |
1 |
4.2 |
История православной церкви, ее связь с культурой Крыма |
1 |
4.3 |
Распространение христианства в Крыму. Владимирский собор в Херсонесе |
1 |
4.4 |
Первые христиане в Крыму. Андрей Первозванный. Кирилл и Мефодий - святые просветители |
1 |
4.5 |
Удивительные архитектурные строения Крыма, связанные с православием |
1 |
4.6 |
Церковное искусство. Самые почитаемые иконы на Руси и в Крыму |
1 |
4.7 |
Севастополь – город русской славы. Владимирский собор и его история |
1 |
4.8 |
От крепости Алустон до города Алушты. История Алуштинских храмов |
1 |
4.9 |
Судак. Генуэзская крепость |
1 |
4.10 |
Святыни солнечной Ялты |
1 |
4.11 |
Феодосия – «Богом данная», православные храмы Феодосии |
1 |
4.12 |
Святыни Крыма - храмы и монастыри. Церковное пение |
1 |
4.13 |
Старейшие храмы Симферополя – искусство русского зодчества. Церковь святых Константина и Елены |
1 |
4.14 |
О чем рассказывает колокольный звон крымских святынь |
1 |
|
4 класс |
|
Человек, семья, род |
5 |
|
1.1 |
Моральное и нравственное воспитание в семье. Мы - христиане |
1 |
1.2 |
Учитель, перед именем твоим… |
1 |
1.3 |
Ценности моей семьи. Семейный микроклимат |
1 |
1.4 |
Формирование положительного отношения к книгам, к Святому писанию |
1 |
1.5 |
Слово о земле родимой. Мое Отечество – мой Крым |
1 |
Любовь, добро, зло |
4 |
|
2.1 |
Самоуважение, дружба, преданность |
1 |
2.2 |
Любовь – основа жизни людей |
1 |
2.3 |
Что такое грех и как его не совершать |
1 |
2.4 |
Храм – дом Божий |
1 |
3. |
Православные праздники |
10 |
3.1 |
Роль народной педагогики в духовном воспитании детей. Доброта и гуманизм народных традиций |
1 |
3.2 |
Православный календарь. Праздник покрова Пресвятой Богородицы |
1 |
3.3 |
Любимые зимние праздники детей |
1 |
3.4 |
Святое богоявление – Крещение Господне. Что для нас значит «Святая вода» |
1 |
3.5 |
Сретение Господне. Служители храма |
1 |
3.6 |
Вербное воскресенье на Руси. Страстная седмица |
1 |
3.7 |
Пасха – праздник праздников. Пасхальные обычаи. Радоница. Поминовение усопших |
1 |
3.8 |
Праздник преподобного Серафима Саровского. Его деяния |
1 |
3.9 |
Иоан креститель (7 июля). Традиции славян |
1 |
3.10 |
Успение Пресвятой Богородицы. Успенский пост (28 августа) |
1 |
Крымские основы русского православия |
15 |
|
4.1 |
Начало христианства. Русская летопись «Повесть временных лет» о принятии христианства князем Владимиром в Херсонесе |
1 |
4.2 |
Необычный музей – Херсонес: город-государство, «русская Троя». Из истории Херсонеса |
1 |
4.3 |
Великие умельцы и выдающиеся мастера. Роспись крымских храмов, изготовление иконостасов |
1 |
4.4 |
Православные храмы – шедевры русской архитектуры. Храмы Севастополя |
1 |
4.5 |
Ливадийские памятники архитектуры. Ливадийский дворец. Крестовоздвиженская церковь |
1 |
4.6 |
Греческие поселения в Крыму. Пантикапей, Феодосия, Керкенитида, Херсонес, Тиритака. Православные памятники архитектуры |
1 |
4.7 |
«Пещерные города» и монастыри Крыма. Эски – Кермен. Свято – Климентовский Инкерманский монастырь |
1 |
4.8 |
Мангуп – Кале – княжество Феодоро. Из истории легендарного княжества |
1 |
4.9 |
Крепость Чембало. Балаклава. Свято-Георгиевский монастырь. Легенды Крыма |
1 |
4.10 |
История церкви Иоана Предтечи в Керчи |
1 |
4.11 |
Православные монастыри Крыма. Женские и мужские монастыри. Свято-Троицкий и Топловский женские монастыри |
1 |
4.12 |
Православные монастыри Крыма. Космодамиановский мужской монастырь, Стефано-Сурожский монастырь (г. Судак). Из истории их создания |
1 |
4.13 |
Русские святые, религиозные деятели и подвижники, прославившие Крым (святитель Иннокентий, Константин - князь Мангупский) |
1 |
4.14 |
Великие подвижники Крыма. Святитель Лука |
1 |
4.15 |
Православие – традиционная религия русского народа |
1 |
Список рекомендованной литературы
- «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии: В 4-х кн. Сост. О. Нерсесова: М:Храм Христа Спасителя, 2009.-1304 с.
- «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология /Автор-составитель В.И.Калугин. - М.: Издательский дом «Вече», 2012. -912 с.
- Андреев А.Р. История Крыма. М., 1997.- 255 с.
- Белик А.А. Культурология. Антропологическая теория культуры. - М.: РГГУ, 2000.– 240с.
- Бондаренко, Э. О. Праздники Христианской Руси: русский народный православный календарь / Э. О. Бондаренко; под. ред. Г. А. Спасских. – Калининград: Калининградское кн. изд-во; ГИПП «Янтарный сказ», 1998. – 416 с.: ил.
- Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: уч. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 240 с.
- Дюличев П.В. Крым. Православные святыни. – Симферополь: Доля, 2012. – 268 с.
- Знакомьтесь – Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям.- Сост. Е.М. Литвинова.- Симферополь: «Рубин», 2006.- 416 с., ил.
- История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках).- Симферополь: Атлас-компакт, 2006.- 400 с.
- Могаричев Ю.М. Православные святые средневековой Тавриды. – Симферополь: Таврия, 2012. –378 с.
- Могаричев Ю.М. Средневековый Крым (VI – середина XIII в.): история, религия, культура.- Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. – 240 с., ил.
- Основы православной культуры Крыма: Пособие для системы учебных заведений общего среднего образования Автономной Республики Крым / Под общ. ред. проф. Т.И. Титовой, прот. А. Яшечкина.- С.: Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви, 2004.- 320 с.
- Православные монастыри. Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. –Симферополь: Сонат, 2007. – 407 с., ил.
- Толковый словарь русского языка /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова.- М.: Вече, Мир книги, 2001.
- Тур В.Г. Православные монастыри Крыма в XIX – начале XX вв.- 2-е изд, перераб. и доп..- К.: ИД «Стилос», 2006.- 248 с.
- Ушинский К.Д.«Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн.- М.: Лествица, 2003.-368 с.