Анонс

На сайте размещена новая программа курса « Основы православной культуры Крыма» для начальной школы

вкл. . Опубликовано в События

На сайте Симферопольской и Крымской епархии в  Отделе образования ( рубрика  « актуальные документы» http://crimea-eparhia.ru/otdel/01-6/01-10)  размещена новая  программа курса  «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы»)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА

   Л.В. Наумова

 Программа элективного курса для начальной школы

Издание 2-е, переработанное

(с изменениями и дополнениями к Программе 2006 г., утвержденной решением Коллегии Министерства  образования и науки Автономной Республики Крым

от   01.11.2006 г., протокол  № 6/7)

 Пояснительная записка

   Проводимая в различное время политика атеизма нанесла небывалый урон духовно-моральным ценностям. Глобальные мировые процессы повлекли за собой существенные изменения в духовной жизни общества. И, прежде всего, это коснулось самого святого – семьи, откуда и должно исходить начало начал - духовное развитие ребенка. Резкие политические повороты, экономическая нестабильность, безработица, финансовые проблемы и другие отрицательные явления наложили свой отпечаток на воспитание детей. Социально- экономические, политические проблемы в обществе, влияние иных государств на экономику, науку, культуру, правовая и социальная незащищенность простых людей с одной стороны и безнаказанность за содеянные злодеяния с другой стороны вызвали искажение нравственных идеалов, потерю веры в истину. Зачастую подавлялось национальное сознание, ограничивались возможности реализовать себя. Наука, культура и образование явно ощутили моральный кризис общества. Эта проблема существенно обострилась в девяностых годах и остается актуальной в настоящее время. Современных детей окружает огромное и никем не управляемое информационное пространство, отрицательное воздействие которого нередко является основным источником воспитания. Поэтому приобщение школьников к духовным и культурным ценностям, передача православных знаний, накопленных человечеством на протяжении двух тысячелетий и формирующих их нравственность на базе духовно-нравственных ценностей, является необходимым условием современного образования.

Каждый ребенок имеет право быть воспитанным в тех национально-исторических и культурно-религиозных традициях, к которым он принадлежит по праву рождения.  Семья и школа – два важнейших фактора в формировании человека высокой духовности и морали, в формировании потребности в знаниях, овладении достижениями христианской культуры, развитии богатого внутреннего мира ребенка.

      С переходом начальной школы на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одним их приоритетных направлений является формирование ключевых и общечеловеческих компетентностей, что способствует организации работы по духовному обогащению младшего школьника, формированию внутреннего мира ребенка, его  мыслей, поступков, стремлений, чувств и переживаний. А среди важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник начальной школы, названа духовность.

Систематизация работы по духовно-нравственному воспитанию – одна из важных проблем образования. Особенно актуальна она в Крыму, где, согласно общепринятой в Древней Руси и церковной историографии версии, Православие и православная культура берут свое начало с первых проповедей Андрея Первозванного.

 

 

Общая характеристика курса

Создание программы  «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности с целью воспитания у младших школьников Республики Крым высоких духовно-нравственных качеств.

Курс «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы имеет духовно-этический уклон,  обусловленный реализацией «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы  в учебных заведениях Автономной Республики Крым».

В ходе изучения курса учащиеся получат азы знаний о традиционной и распространенной в Крыму православной культуре, познакомятся с историческими и нравственными основами православия, православными святынями, архитектурными строениями, уникальными историческими местами Крымского полуострова. В программе  большое внимание уделяется развитию духовности детей, даны важнейшие элементы церковных таинств, христианских праздников, которые традиционно отмечаются на полуострове.

 

Цель программы:

-       формирование личности младшего школьника на основе православных  культурно-исторических традиций.

Задачи:

-       дать общие сведения о православной культуре;

-       познакомить с нравственными нормами Православия, с краткой историей его развития на Крымском полуострове, православными праздниками, традициями; именами и подвигами выдающихся православных исторических личностей, оставивших свой след в истории Крыма; всемирно известными памятниками православной культуры Крыма (Херсонес, «Пещерные города» и  монастыри и пр.);

-       приобщать к нравственным устоям православной культуры, пониманию духа Православия как одной из особенностей национальной истории и культуры;

-       способствовать усвоению основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, преданиях, житиях святых, фольклоре, литературных произведениях для детей, а также в исторической и краеведческой литературе крымских ученых, писателей;

-        воспитывать духовно-нравственную личность;

-       формировать высокие общечеловеческие качества, ценностные ориентиры;

-       развивать богатый внутренний мир младшего школьника, личностное отношение к православным святыням Крымского полуострова.

Принципы построения программы:

-     культурологический принцип;

-     концентричность (круг знаний пополняется и расширяется в каждом классе);

-     в начальных классах даются самые главные основополагающие сведения;

-     доступность;

-     светский характер курса;

-     интеграция.

Основные направления:

-       формирование у младших школьников мировоззренческих основ;

-       ознакомление с крымскими  православными святынями и основными событиями на полуострове, которые прославили Крым как край с уникальным духовным наследием;

-       знакомство с известными религиозными деятелями и крымскими подвижниками;

-        привитие моральных и нравственных ценностей.

 

Структура программы

Программа  курса рассчитана на 1 час в неделю  за счет вариативной составляющей учебного плана или внеурочной деятельности. В 1-м классе предусмотрено 33 часа, во   2-4-х классах - 34 часа. Программа также может использоваться для проведения внеклассной воспитательной работы.

Содержание программы представлено в виде тематических разделов. При составлении рабочей программы в календарно-тематический план целесообразно включать темы из разных разделов, приобщая уроки к датам проведения православных праздников. Учитель также может перераспределять рекомендуемое количество часов  на изучение каждой темы, использовать резервное время по собственному усмотрению,  учитывая особенности своего класса.

.

Основные содержательные разделы

Программа курса включает общие для каждого класса разделы: «Человек, семья, род», «Любовь, добро, зло», «Православные праздники», «Крымские основы русского православия».

 

Общеучебные умения и навыки, способы деятельности

В результате изучения курса в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень духовно-нравственного развития.

При изучении данного курса у учащихся сформируются представления:

-       о жизни как наивысшей ценности;

-       о духовном богатстве;

-       об особенностях распространения христианства в Крыму;

-       об истории православных крымских монастырей и храмов;

-       о необходимости сохранения духовных и культурно-исторических ценностей Крымского полуострова.

Учащиеся получат возможность узнать:

-       о главных православных святынях Крыма;

-         народных традициях, положенных в основу Православия и более всего почитаемых на территории Крымского полуострова;

-       о роли православной культуры в истории развития Крыма.

 

Ценностные ориентиры содержания курса

Изучение курса закладывает основы духовно-нравственного развития,  национального самосознания, культуры межэтнических отношений, способствует формированию базовых ценностей современного российского общества. В процессе изучения курса «Основы православной культуры Крыма» формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов на основе православных культурно-исторических традиций Крымского полуострова.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Обучение детей направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания программы курса.

 

Личностные результаты:

-       формирование начальных представлений о нравственных понятиях (взаимоуважение, почитание, забота, ответственность, долг, бережное отношение), о жизни как наивысшей ценности;

-       ценностное отношение к России,  Крыму, семейным традициям,  родному языку, культуре, крымским святыням;

-       развитие эстетических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания, навыков сотрудничества; эмоционального отношения к поступкам литературных персонажей, исторических и легендарных героев, крымских святых и подвижников.

 

Метапредметные результаты:

-         формирование умений сравнивать, анализировать,  обобщать и устанавливать причинно-следственные связи;

-         овладение навыками смыслового чтения произведений исторической и краеведческой тематики, осознанного построения ответов в соответствии с поставленными на уроке задачами;

-           формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

-         развитие способности использовать приобретенные знания и умения в жизни.

 

Предметные результаты:

-       формирование представлений о православных святынях Крыма, об их значении в системе нравственного воспитания младших школьников;

-       формирование представлений о православных праздниках и их тесной связи с жизнью народа, обычаями, традициями, искусством, творчеством; основных памятниках истории и православной культуры Крымского полуострова;

-       знание и понимание особенностей распространения христианства в Крыму;

-        истории создания крымских православных монастырей и храмов;

-       формирование умения использовать дополнительные источники информации;

-       овладение навыками использования различных справочных изданий (словарей, энциклопедий) и детской литературы с целью поиска информации, ответов на вопросы для создания собственных устных или письменных ответов о главных святынях Крымского полуострова, народных традициях, положенных в основу Православия;

-       формирование умений строить содержательные  рассказы об истории крымских «пещерных городов» и монастырей, других святынь полуострова; рассуждать о значении культурно-исторической роли Православия в Крыму.

 

Особенности преподавания курса

 «Основы православной культуры Крыма»

Преподавание курса в начальных классах учитывает не только глубокое знание предмета, но в обязательном порядке соблюдение методики преподавания в начальной школе. Так, как в этот период закладываются основы учебной деятельности, существенным является формирование мотивации к обучению, развитие познавательных интересов младших школьников. Для учителя, преподающего данный курс, важно, чтобы на уроке использовались такие методы и приемы обучения, которые будут эффективно раскрывать содержание учебного материала, способствовать развитию познавательности, мышления, речи. При проведении урока учитываются психолого-физиологические и индивидуальные особенности учащихся.

Особенность курса  – его светский характер.

На уроке целесообразно использовать: народную мудрость (народные приметы, пословицы, поговорки, высказывания великих ученых, педагогов, исторических личностей), рассказы, стихотворения детских писателей и поэтов, статьи педагогов, историков, крымоведов, а также объяснять значение определенных слов и понятий, используя словари. Большое значение придается наглядно-демонстрационным методам обучения, в т.ч. использованию ИКТ.

Рекомендуемые формы проведения занятий: урок, утренник,  праздник, инсценировка, театрализованное представление, экскурсия, устный журнал, конференция и т.д.

Если часы отведены на внеурочную деятельность, это могут быть: кружковая работа, факультатив, экскурсия, поход, экспедиция, фестиваль, встреча, конкурс, олимпиада, студия, секция, творческая мастерская, тематическая неделя и т.п.

Особое место отводится работе с родителями, предусматривающей дни семьи,  фестивали семейного  творчества, родительские собрания, лектории,  семинары, консультации, педагогические консилиумы, совместные  праздники, поездки и т.д.

 

Содержание Программы

 

Примерное тематическое планирование

 

Темы

 

Колич. часов

Планируемые результаты

1 класс (33часа)

 

Человек, семья, род

5

.

Иметь представления о своей семье и родственниках, учиться уважать и почитать родителей, заботиться о здоровье и благополучии своих близких

 

Любовь, добро, зло

8

Иметь представление о любви как чувстве, о добрых и злых поступках. Уметь различать добро и зло, делать выводы о разных свойствах человеческого характера, совершать добрые поступки

 

Православные праздники

10

Иметь представление о том, какие бывают православные праздники, о традициях, связанных со встречей православных праздников

 

Крымские основы русского православия

10

Иметь представление о Крыме как о родном крае, об исторических памятниках и крымских святынях. Учиться бережному отношению к родной земле, уникальным историческим и православным местам полуострова

2 класс (34 часа)

 

Человек, семья, род

5

Иметь представление об истоках духовной культуры своего народа, о почитании и  преклонении, бережном отношении. Уметь применять христианские духовно-нравственные правила в семье при общении со своими ближними

 

Любовь, добро, зло

5

Иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к  родителям)..

Знать, что такое этические нормы и правила поведения. Учиться быть неравнодушным к жизненным проблемам других людей, сочувствовать тем, кто находится в трудной ситуации, адекватно реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Уметь оказывать посильную помощь нуждающимся

 

Православные праздники

8

Иметь представления о народных православных обычаях и обрядах.

Знать о том, как отмечаются основные православные праздники на Крымском полуострове. Уметь приводить примеры самых известных зимних торжеств,

раскрыть значение праздников для православной семьи

 

Крымские основы русского православия

16

Иметь представление о том, что такое православие, об особенностях православной веры в традиционной культуре, об  особенностях  архитектурных строений.

 Знать, что такое летописи. Уметь рассказать о  Крыме, как историческом месте, откуда началось  распространение христианства; уважительно относиться  к национальным традициям и культуре своего народа; о выдающихся исторических православных святынях полуострова

3 класс (34 часа)

 

Человек, семья, род

4

Иметь представление об отчем доме как малой родине.  Учиться уважать и принимать ценности своей семьи, бережно к ним относиться. Уметь давать характеристику человеческим достоинствам  и отмечать те  качества, которые хотелось бы  видеть в людях. Стремиться наследовать положительные примеры

 

Любовь, добро, зло

6

Иметь представление об основных духовно-нравственных  ценностях,  приводить примеры общечеловеческих ценностей, стремиться к выработке этих качеств. Уметь приводить библейские примеры из жизни выдающихся личностей, прославивших Крым

 

Православные праздники

10

Иметь  представления о наиболее значимых страницах истории российского государства, о традициях и культурном достоянии Крыма. Уметь рассказать о подготовке и встрече главных праздников  в православной крымской семье

 

Крымские основы русского православия

14

Иметь представление о распространении христианства в Крыму. Знать основные архитектурные строения Крыма, связанные с православием. Уметь рассказать об основных православных святынях и памятниках архитектуры гг.Севастополя, Судака, Алушты, Яты, Феодосии, Симферополя

4 класс (34 часа)

 

Человек, семья, род

5

Знать о главных ценностях своей семьи. Воспринимать и эмоционально оценивать жизненные ситуации, человеческие поступки. Учиться наследовать положительные примеры, владеть знаниями о родном крае

 

Любовь, добро, зло

4

Уметь дать определение  понятию  «духовные богатства». Знать, что любовь является основой жизни

 

Православные праздники

10

Знать  о наиболее известных праздниках, которые отмечаются в Крыму, народных традициях, приуроченных к празднованию. Уметь приводить примеры традиционных православных праздников, составлять рассказы, используя дополнительную краеведческую литературу

 

Крымские основы русского православия

15

Знать о православных храмах Крыма. Уметь рассказать историю их  появления на крымской земле. Знать о религиозных деятелях и подвижниках, прославивших Крым, почтительно к ним относиться. Знать историю распространения православной культуры, крымские святыни

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем

Колич. часов

 

1класс

 

 

Человек, семья, род

5

1.1

Понятия «моя семья»,  «мой дом», «мои родные».  Уважение, согласие и взаимопонимание в семье

1

1.2

Кого мы называем родственниками. Взрослые в моей семье

1

1.3

Матушка, мамочка, мама. Как хорошо быть рядом с мамой!

1

1.4

Понятие о христианском имени. Святые покровители имени. Кого мы называем «крестной мамой», «крестным отцом»

1

1.5

Я – именинник. Мои любимые семейные праздники

1

 

Любовь, добро, зло

8

2.1

Любовь - проявление чувства к людям, природе, окружающему миру

1

2.2

Какое оно, добро?  Что значит, быть недобрым

1

2.3

Помоги, если в этом нуждаются. Поддержи, ведь тебя попросили

1

2.4

Чужой беды не бывает. Будь милосердным

1

2.5

Как отличать хорошее от плохого. Творить добро может каждый

1

2.6

Дружба и поступки человека. Кого мы называем  другом

1

2.7

А как поступишь ты? Разрешение проблемных жизненных ситуаций

1

2.8

О человеческих поступках в произведениях Л. Толстого, К. Ушинского, В. Сухомлинского, В.Осеевой

1

      3.

Православные праздники

10

3.1

Для чего существуют праздники.  Традиционные семейные праздники

1

3.2

Щедрая осень. Обжинки, праздник урожая

1

3.3

Гостинчики на праздник. Как в старину встречали праздник Николая  

1

3.4

Когда к нам приходит елочка. Произведения о зиме и зимних праздниках в устном народном творчестве

1

3.5

Как отмечают святой вечер. Рождественские песни

1

3.6

Как  готовились к празднованию Малании и Василя

1

3.7

А я весну встречаю. Праздники, которые мы отмечаем весной

1

3.8

Писанка, крашенка, кулич. Пасхальный праздник в моей семье

1

3.9

Здравствуй, лето золотое. Православный календарь о лете

1

3.10

Итоговое занятие «Праздник в моих рисунках»

1

      4.

Крымские основы русского православия

10

4.1

Край, где я живу – моя Родина. Чтение сказаний и былин о защитниках родной земли

1

4.2

Мое знакомство со святынями. Почему говорят «святыня, святое место». Самые известные святыни Крыма

1

4.3

Кого мы называем крымскими святыми и подвижниками

1

4.4

Знакомство с крымскими легендами  о православии

1

4.5

Города бывают разные.  Знакомство с «пещерными городами» Крыма

1

4.6

Путешествую по Крыму. Где находится Херсонес?

1

4.7

Путешествую по Крыму. Какая она, Евпатория?

1

4.8

Путешествую по Крыму. Симферополь – не просто столица

1

4.9

Я посещаю храм. Как вести себя в храме

1

4.10

 Итоговое занятие «Святые места, которые мне запомнились»

1

 

2 класс

 

 

Человек, семья, род

5

1.1

Культурное духовное наследие  восточных славян. Христианские добродетели: сочувствие, доброта, мудрость

1

1.2

Православная семья. Родительская любовь и забота

1

1.3

Роль здорового подражания в жизни младшего школьника

1

1.4

Почитание и уважение к тем, кто даровал тебе жизнь

1

1.5

Что такое семейные традиции. Православная культура семьи

1

 

Любовь, добро, зло

5

2.1

Твори добро, не требуя ответа

1

2.2

Этические нормы: сочувствие, сопереживание, поддержка

1

2.3

Нравственные поступки человека, умение дать оценку

1

2.4

Добро и зло; бескорыстие, терпение, милосердие

1

2.5

Хорошие и плохие поступки. Качества, которые Господь хочет видеть в детях

1

3.

Православные праздники

8

3.1

Народные  обычаи и обряды: встреча гостей хлебом-солью, сватанье, рождение ребенка, крещение новорожденного

1

3.2

13 декабря - день Андрея Первозванного

1

3.3

Народный календарь зимы. Праздник святого Николая

 (19 декабря)

1

3.4

Светлый праздник Рождества. Обрядовая поэзия, посвященная Рождеству

1

3.5

Народный календарь зимы. Традиционная православная пища к празднованию Рождества и Нового года

1

3.6

Сыропустная неделя. Народные обычаи, связанные с масленицей

1

3.7

Пасха. Традиции, посвященные празднованию пасхи. Подготовка подарков родителям

1

3.8

Почему в старину говорили «зеленая неделя». День святой Троицы

 

1

 

Крымские основы русского православия

16

4.1

  1.       Что такое вера. Как мы понимает слово «веровать». Православная вера в традиционной культуре (быту, хозяйстве, человеческих отношениях)

1

4.2

  1.       Что такое православие. Почему Крым считают местом, откуда началось распространение христианства на Руси

1

4.3

Каких людей почитали в старину. Выдающиеся христиане, оставившие яркий след в истории Крыма. Крымские святые и подвижники (Святитель Гурий,  Стефан Сурожский)

1

4.4

  1.       Русские летописи. Откуда мы знаем о крымских монастырях

1

4.5

  1.       Архитектура и зодчество. Православная церковь и храмы

1

4.6

  1.       Визитная карточка Крыма – Форосский храм. Из истории его создания

1

4.7

  1.       Православное изобразительное искусство, иконопись. Наиболее почитаемые крымские иконы (Бахчисарайская икона Божией Матери, икона Божией Матери Скорбящая)

1

4.8

  1.       Церковная музыка и пение. Духовная музыка М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Гречанинова. Знакомство с хоровым пением в крымских храмах

1

4.9

  1.       А. Суворов – великий полководец. Роль А. Суворова в истории России и Крыма

1

4.10

  1.       Жизнь и подвиги   Ф. Ушакова

1

4.11

Легенды Крыма о героическом прошлом. Судакская крепость.

1

4.12

Легенды Крыма о героическом прошлом. Мангуп-Кале.

1

4.13

«Пещерные города» и монастыри Крыма. Чуфут-Кале

1

4.14

«Пещерные города» и монастыри Крыма. Успенский  монастырь

1

4.15

Симферопольские святыни. Собор Петра и Павла

1

4.16

Из истории Александро - Невского собора

1

 

3 класс

 

 

Человек, семья, род

4

1.1

Земля родная, отчий дом. Родительская мудрость

1

1.2

Значение личности как образа для наследования. Великий подвижник Сергий Радонежский

1

1.3

Это святое слово «мама»

1

1.4

Календарь семейных праздников

1

 

Любовь, добро, зло

6

2.1

Нравственные переживания: ответственность, долг. Самостоятельность, самооценка, адекватное поведение, ответ за свои поступки

1

2.2

Духовные богатства человека. Библейские примеры

1

2.3

 Человеческие поступки. Грех, вина, совесть. Умение понимать и прощать

1

2.4

Основные добродетели: вера, надежда, любовь

1

2.5

Учение  Иисуса

1

2.6

Что такое Священное Писание

1

3.

Православные праздники

10

3.1

Народный календарь – энциклопедия знаний о жизни, быте, историческом прошлом, человеческой мудрости, православной вере

1

3.2

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября)

1

3.3

Рождество Христово. Святки.Колядки

1

3.4

Праздник святого Василия. Новый год в старину. Как дети «щедровали»

1

3.5

Крещение Господне. Знакомство с иконописью на Руси и в Крыму

1

3.6

Широкая масленица. Прощеное воскресенье. Значение Великого поста в жизни православного народа

1

3.7

Народные традиции и ремесла. Писанки и крашенки как вид декоративно-прикладного искусства. Подготовка к празднованию Пасхи

1

3.8

День первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)

1

3.9

Тайна – Бог Троица. Изображение Святой Троицы в русской иконописи

1

3.10

Преображение Господне. Празднование Спаса

1

 

Крымские основы русского православия

14

4.1

Херсонес - колыбель русского православия. Князь Владимир и крещение Руси

1

4.2

История православной церкви, ее связь с культурой Крыма

1

4.3

Распространение христианства в Крыму. Владимирский собор в Херсонесе

1

4.4

Первые христиане в Крыму. Андрей Первозванный. Кирилл и Мефодий - святые просветители

1

4.5

Удивительные архитектурные строения Крыма, связанные с православием

1

4.6

Церковное искусство. Самые почитаемые иконы на Руси и в Крыму

1

4.7

Севастополь – город русской славы. Владимирский собор и его история

1

4.8

От крепости Алустон до города Алушты. История Алуштинских храмов

1

4.9

Судак. Генуэзская крепость

1

4.10

Святыни солнечной Ялты 

1

4.11

Феодосия – «Богом данная», православные храмы Феодосии

1

4.12

Святыни Крыма - храмы и монастыри. Церковное пение

1

4.13

Старейшие храмы Симферополя – искусство русского зодчества. Церковь святых Константина и Елены

1

4.14

О чем рассказывает колокольный звон крымских святынь

1

 

4 класс

 

 

Человек, семья, род

5

1.1

Моральное и нравственное воспитание в семье. Мы - христиане

1

1.2

Учитель, перед именем твоим…

1

1.3

Ценности моей семьи. Семейный микроклимат

1

1.4

Формирование положительного отношения к книгам, к Святому писанию

1

1.5

Слово о земле родимой. Мое Отечество – мой Крым

1

 

Любовь, добро, зло

4

2.1

Самоуважение, дружба, преданность

1

2.2

Любовь – основа жизни людей

1

2.3

Что такое грех и как его не совершать

1

2.4

Храм – дом Божий

1

3.

Православные праздники

10

3.1

Роль народной педагогики в духовном воспитании детей. Доброта и гуманизм народных традиций

1

3.2

Православный календарь. Праздник покрова Пресвятой Богородицы

1

3.3

Любимые зимние праздники детей

1

3.4

Святое богоявление – Крещение Господне. Что для нас значит «Святая вода»

1

3.5

Сретение Господне. Служители храма

1

3.6

Вербное воскресенье на Руси.  Страстная седмица

1

3.7

Пасха – праздник праздников. Пасхальные обычаи. Радоница. Поминовение усопших

1

3.8

Праздник преподобного Серафима Саровского. Его деяния

1

3.9

Иоан креститель (7 июля). Традиции славян

1

3.10

Успение Пресвятой Богородицы. Успенский пост (28 августа)

1

 

Крымские основы русского православия

15

4.1

Начало христианства. Русская летопись «Повесть временных лет» о принятии христианства князем Владимиром в Херсонесе

1

4.2

Необычный музей – Херсонес: город-государство, «русская Троя». Из истории  Херсонеса

1

4.3

Великие умельцы и выдающиеся мастера. Роспись крымских храмов,  изготовление иконостасов

1

4.4

Православные храмы – шедевры русской архитектуры. Храмы Севастополя

1

4.5

Ливадийские  памятники архитектуры. Ливадийский дворец. Крестовоздвиженская церковь 

1

4.6

Греческие поселения в Крыму. Пантикапей, Феодосия, Керкенитида, Херсонес, Тиритака. Православные памятники архитектуры

1

4.7

«Пещерные города» и монастыри Крыма. Эски – Кермен. Свято – Климентовский Инкерманский монастырь

1

4.8

Мангуп – Кале – княжество Феодоро. Из истории легендарного княжества

1

4.9

Крепость Чембало. Балаклава. Свято-Георгиевский монастырь. Легенды Крыма

1

4.10

История церкви Иоана Предтечи в Керчи

1

4.11

Православные монастыри Крыма. Женские  и мужские монастыри. Свято-Троицкий и Топловский женские монастыри

1

4.12

Православные монастыри Крыма. Космодамиановский мужской монастырь, Стефано-Сурожский монастырь (г. Судак). Из истории их создания

1

4.13

Русские святые, религиозные деятели и подвижники, прославившие Крым (святитель Иннокентий, Константин - князь Мангупский)

1

4.14

Великие подвижники Крыма. Святитель Лука

1

4.15

Православие – традиционная религия русского народа

1

 

 

Список рекомендованной литературы

 

  1.   «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии: В 4-х кн. Сост. О. Нерсесова: М:Храм Христа Спасителя, 2009.-1304 с.
  2.    «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология /Автор-составитель В.И.Калугин. - М.: Издательский дом «Вече», 2012. -912 с.
  3.   Андреев А.Р. История Крыма. М., 1997.- 255 с.
  4.   Белик А.А. Культурология. Антропологическая теория культуры. - М.: РГГУ, 2000.– 240с.
  5.   Бондаренко, Э. О. Праздники Христианской Руси: русский народный православный календарь / Э. О. Бондаренко; под. ред. Г. А. Спасских. – Калининград: Калининградское кн. изд-во; ГИПП «Янтарный сказ», 1998. – 416 с.: ил.
  6.   Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: уч. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 240 с.
  7.             Дюличев П.В. Крым. Православные святыни. – Симферополь: Доля, 2012. – 268 с.
  8.   Знакомьтесь – Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям.- Сост. Е.М. Литвинова.- Симферополь: «Рубин», 2006.- 416 с., ил.
  9.   История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках).- Симферополь: Атлас-компакт, 2006.- 400 с.
  10.        Могаричев Ю.М. Православные святые средневековой Тавриды. – Симферополь: Таврия, 2012. –378 с.
  11.        Могаричев Ю.М. Средневековый Крым (VI – середина XIII в.): история, религия, культура.- Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. – 240 с., ил.
  12.                      Основы православной культуры Крыма: Пособие для системы учебных заведений общего среднего образования Автономной Республики Крым / Под общ. ред. проф.  Т.И. Титовой, прот. А. Яшечкина.- С.: Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви, 2004.- 320 с.
  13.        Православные монастыри. Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. –Симферополь: Сонат, 2007. – 407 с., ил.
  14.                      Толковый словарь русского языка /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова.- М.: Вече, Мир книги, 2001.
  15.             Тур В.Г. Православные монастыри Крыма в XIX – начале XX вв.- 2-е изд, перераб. и доп..- К.: ИД «Стилос», 2006.- 248 с.
  16.                      Ушинский К.Д.«Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн.- М.: Лествица, 2003.-368 с.

 

 

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика