Анонс

При Симеизском храме Покрова Пресвятой Богородицы начал работу горный клуб «100 тысяч шагов».

вкл. . Опубликовано в События

По  благословению настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Симеиз иерея Евгения Халабузаря  начал работу горный клуб « 100 тысяч шагов». Прихожане собираются вместе после служб, обсуждают будущие маршруты, а затем в условленный день отправляются в горы.

 

Члены клуба совершили уже восемь походов, получив  массу впечатлений.  После каждого похода матушка Ольга Халабузарь  ( руководитель клуба) пишет путевые заметки, чтобы поделиться красотой нашего края с теми, кто еще не бывал в горном Крыму.

Александр Личко 

 

Первый поход. Ат-Баш.

         Несколько лет я вынашивала идею о совместных приходских походах в горы. Но все робела завести об этом разговор, боялась, что не найду союзников. Господь все управил. В Неделю Святых Жен Мироносиц, за праздничным чаепитием после Литургии, вырвалось, неожиданно для меня (я действительно в этот день не думала о походах). «Давайте пойдем в горы!?» И к моему удивлению (и радости) отозвались   дорогие мои души Маришка(Марина Витальевна – преподаватель нашей школы и певчая), Марина(псаломщица и мой связной с Симеизом) и Юля(наша прихожанка – молодая многодетная мама), и тут же нашелся проводник – наш прихожанин Сергей Михайлович. Пару недель понадобилось на то, чтобы спонтанное решение улеглось и забрезжило, как явь.

На 16 мая был назначен поход. Тут же обнаружилось  совпадение: излюбленная тропа Сергея Михайловича ведет именно к той горе, на которую смотрит окно моего клироса! Принимаю это, как милость Божию и благословение. (Еще никто из моих спутников не знает, что это «первый» поход, что я надеюсь таскать их в горы, по меньшей мере, раз в неделю).

Для первого похода компания собралась значительная: четверо «кисейных барышень», пятеро наших детей и двое проводников.

Взяв благословение у отца настоятеля, в 14.30 выехали из Ялты в Симеиз. Встретились в 15.00 на мосту перед горой Кошка. Проводники нырнули в сократ, а мы все: четверо женщин и пятеро детей вместились в Матис. От развилки на мосту вправо уходит промежуточная дорога, выводящая на старую Севастопольскую трассу. По ней мы и двинулись. На перекрестке со старой Севастопольской, свернули налево, проехали большую поляну справа, небольшую смотровую площадку слева. Проехали через поселок «Верхний Голубой Залив». Дорога все время серпантинит, объяснить какой по счету поворот – невозможно. Скажем так, на очередном повороте налево, дорога пересекает русло пересохшей реки. Именно за этим мостом со старой каменной оградой и начинается наша тропа. Машину оставляем у обочины, дожидаемся проводников и, в 15.30 начинаем маршрут.

Тропа оказалась не тропой (в прямом нашем понимании), а широкой грунтовой дорогой, вполне пригодной как для квадроцикла, так и для уазика. Дети, вырвавшись из тисков автомобиля, с радостными криками рванули по тропе. Мы же, не торопясь, окунулись в прохладный весенний лес.

Тропа начинается умеренным подъемом вдоль русла реки. Через пару минут открывается большая поляна, окруженная сладкими каштанами, затем ныряем в лиственный лес. Проходим мимо двух небольших полей сельхоз назначения. За вторым полем сворачиваем влево. Первой сдалась Настя (старшая дочь Юли). Минут через двадцать ходьбы слышу младенческо-старческое ворчание:«И зачем я только пошла… Я устала, когда все это закончится?» Обнимаю ее за плечико : «Во-первых, такая красивая и сильная девочка, как ты, не должна ныть, а во-вторых, ты неправильно относишься к тому, что тебя окружает. Ты любишь маму, папу, Ульяшу, Мишу?» -«Да…» «Конечно. Потому что они твои, родные. Вот и этот лес тоже твой. Не чей-нибудь или ни чей, а именно твой. Ты вглядись повнимательнее в мелочи. Вот сосновая кора, каждый кусочек похож на какого-нибудь зверька». Настя сосредоточенно увлекается поисками сосновой коры. Через минуту слышу радостно-счастливое: «Матушка, матушка на что это похоже?» - «На смешную собачку!» Через пять минут она уже скачет впереди всех. Бедные дети убогой эпохи высших технологий. Им трудно воспринимать мир без ограничений диагонали монитора.

Переходим реку, и на перекрестке трех дорог, выбираем центральную, уводящую на север. Дети начинают требовать привал. Останавливаемся попить воды, но бутербродами пока не балуем. На следующей развилке поворачиваем направо, огибая громадный валун. Здесь нас ждет приключение – большая грязная лужа – и двое «потерпевших крушение». Женя, а следом за ним – Настя. Грязные кроссовки на пару минут выбивают из ритма и портят настроение. Стараемся перевести все в шутку и двигаемся дальше. Резко исчезают кроны деревьев – мы идем через сгоревший лес. Комок подступает к горлу. Невольно все грустнеем. «Жалко», - «Жалко», - «В каком году?», -«В 2007», -  «Да… несколько дней полыхало…». Но радует то, что сквозь горелые столбы тянутся молоденькие буки, грабы, и сосенки. Тропа петляет и становится значительно круче. Наше внимание привлекают распустившиеся дикие пионы на груде валунов. Такое нельзя пропускать. Обязательно фото на память…Дети все настойчивее требуют привал с бутербродами. Сдаемся. Нет еды вкуснее, чем черный хлеб с водой!

Примерно через два часа пути выходим на оборудованную стоянку. В этом месте наша тропа вливается в «Еврейку»- Еврейскую тропу. Наш маршрут уходит круто вверх на северо-запад, вправо – на восток по направлению к Алупке в 10-ти минутах родник. Дети бегут вверх, но мы не можем упустить случая – выпить родниковой воды. Недолгие уговоры – и мы решаем спуститься к роднику. Вода холодная и очень вкусная. Пополняем запасы, умываемся и продолжаем путь.

Сергей Михайлович, видя нашу усталость, начинает подбадривать, - «Уже совсем чуть-чуть осталось». «Совсем чуть-чуть» оказалось полуторачасовым подъемом с углом от 20 до 40 градусов. Проводник наш разговаривал без умолку, позже я поняла, что это был «отвлекающий маневр». 

Перед горой Ат-Баш (Лошадиная голова) уклон тропы сходит на нет. Дети пробежали у подножия Ат-Баша по прямой, мы же, отклонясь влево,  вышли на маленькую смотровую площадку. С нее прекрасно просматривается Биюк-Исар или Партизанка. (Мелькает мысль – Как бы нам туда сходить?)

На плато мы взобрались к 20.00. «Дивна дела Твоя Господи!»

Дети, наспех перекусив, забыв об усталости, целый час кувыркались в траве. Сергей Михайлович обследовал плато на предмет грибов и земляники. Мы же,непереставая, восхищались Божьим творением.Немного отдохнув, мы решили «покорить» вершину Ат-Баша, оставив детей наслаждаться свободой. Подъем занял минут пять. Под нами расстилался сочный зеленый ковер. Оползневое, Партизанка, Кацивели, Голубой залив, Симеиз, Кошкина спинка, Дива, Крыло Лебедя и яркая звездочка – купол нашего храма. Пресвятая Богородице, спаси нас!

Спуск начали в 21.00. «За полтора часа сбежим» - обнадежил Сергей Михайлович. Первые полчаса бежалось легко, но следующий час показался мне резиновым. На спуске, к моему смирению, я оказалась слабым звеном. В сумерках я перестала понимать, куда ставить ногу, чтобы не упасть на ускользающем мелком щебне. Беговые кроссовки скользят по щебню, как коньки по льду.Поддерживать меня остались Сергей Михайлович и Юля. Проводник включил «отвлекающий маневр» - забросал Юлечку вопросами. Наощупь переходя с ноги на ногу, я всю дорогу удивлялась, как Юля может, разговаривая со мной, спускаться по осыпи вперед спиной? Когда мы дошли до развилки на родник -  была уже ночь. Луна, где ты? Мы значительно отстали от остальных… Выйдя на поляну с каштанами, стало понятно, что мы разделились на три группы и на последнем перекрестке пошли разными дорогами. Маришка, Миша и девочки повернули направо, Марина с мальчиками ушли по левой дороге, а мы втроем нырнули на туже тропку, по которой пришли. Слава Богу, что все они выводят к началу тропы!

Тут всплыла зачитанная в детстве фраза: «Уставшие и счастливые дети возвращались домой».

Слава Богу за все!

 

                                                                           

Поход второй. Ставри-Кая.

Следующий поход решили сделать щадящим. Поэтому выбрали самую живописную, и в тоже время не сложную, Боткинскую тропу. Встретились в 14.00 в Ялте на остановке «Поляна сказок». Решили подняться по Штангеевской тропе (она более приятна для подъема), а спуститься по Боткинской. Для экономии времени пришлось вызвать такси и доехать до водопада Учан-су. Спутники мои ( на этот раз мы собрались малым составом) никогда не были на водопаде и захотели посмотреть.  То, что мы увидели, мало напоминало водопад.  С вершины скалы стекали тонкие бесшумные струйки. В общем - впечатления никакого.  Учан-су очень красив зимой и во время таянья снега, но летом…

Вернувшись на остановку, мы двинулись вверх по дороге. Справа остается ресторан и за первым поворотом влево уходит добрая, мягкая тропа. Не спеша начинаем подъем. Тропа не сложная, с умеренным наклоном. Дети, уже по привычке, бегут впереди с Мариной Витальевной. Тропа вьется среди высоких, стройных, мачтовых сосен. Дети обнаруживают чрезвычайно старую, пытаются обнять ее. Фотографируем.

Минут через 15 первая смотровая площадка. Она оборудована скамейкой и железными перилами. Здесь начинается Тарахташская тропа, выводящая на плато. (Обязательно пройдем этим маршрутом позже). Немного отдыхаем, пьем и любуемся видом. Тропа немного идет на спуск, затем опять поднимает нас и выводит к реке Водопадная. Подъем к реке занимает у нас 35 минут. Даем детям отдохнуть. Побросав рюкзаки, они увлекаются поиском ящериц. Женя очень хочет поймать ящерку. Девочки мои располагаются на берегу. Я же снимаю кроссовки и минут 10 хожу по круглым речным камням. Вода, хоть и холодная, но ноги не стынут.

Через 15 минут снимаемся с места и, не заметив белого маркера тропы, уходим вправо. Крутая, узкая тропка приводит нас к стене скалы Крестовая и к обрыву. Становится страшновато. Возвращаемся к реке, и сразу бросается в глаза белая полоска на дереве (как мы могли ее не заметить?). Нужная тропа уходит влево. С севера выходим на вершину скалы. Дальше тропа идет на спуск. Слева от нас нависающая скала - справа обрыв. Этот 100-метровый участок тропы называют «Чертовым мостиком». Все более или менее опасные участки крымских троп имеют в названии слово Шайтан. Каждый раз мне представляется татарин-первопроходец, который перед опасным участком тропы останавливается, и вытерев пот со смуглого лба, не многозначно произносит: «У-у-у, Шайтан!» В дождливую погоду здесь можно принять освежающий душ.

Женя не сдается! Всю дорогу он заглядывает под камни и кусты в поисках ящерицы. «Матушка, почему нет ящериц?» - «Потому что та, которую ты напугал у водопада, позвонила всем своим и сказала – «Прячьтесь, идет Женя!» Пять секунд он мне верит, но затем возобновляет поиски. Перед нами последний участок тропы. Несколько поворотов с крутыми подъемами – и мы на вершине Ставри-Кая. Девчонки  ахают от восторга. Слава Ти Господи, сотворившему вся!

На краю скалы, нависающая над обрывом, старая сосна. Я люблю ее с детства. Иду поздороваться, обнять. Девчонки смотрят с ужасом. С трудом уговариваю их хотя бы подойти поближе. Затем и дети ползком крадутся к сосне, чтобы сфотографироваться.

Обедаем с прекрасным видом на Ялту. Сквозь сосны проглядывается хребет Иографа. Делюсь планами на будущее. Мы обязательно туда пойдем. У Марины загораются глаза. Она много лет мечтала попасть в пещерный храм Иографа. Радуюсь милости Божией: «Стучите и отверзется, просите и дастся вам». Вслух отвечаю: «Мечты сбываются! Найду проводника и пойдем».

Через полчаса вступаем на Боткинскую тропу и начинаем спуск. Тропа мягкая, покрыта толстым слоем хвои. Корни сосен, как будто заботясь о нас, уложились в удобные ступени. Спускаться по такой тропе – одно удовольствие. Мы почти что бежим. Периодически останавливаемся, чтобы взглянуть на Ставри-Кая с другого ракурса. Если с трассы на Севастополь она напоминает гордый женский профиль, то здесь мы видим собачью морду.  Нос с большими ноздрями и  длинные уши. Очень  напоминает бассетхаунда.

Дети бегут по крутым сокращенкам, мы - бережем себя, серпантиним по тропе. Через 15 минут встречаем ручеек слева от тропы. Выше находится родник. Умываемся, пьем, пополняем запасы. Вода не ледяная и чуть сладковатая на вкус. Еще немного, и перед нами мостик через Верхний Яузлар. Ни капли воды – водопад уже пересох. Дети обиженно вздыхают - «Почему нет воды?» Но когда узнают, что через 5 минут будет водопад с водой, прибавляют шаг и через минуту мы их уже не видим.

Нижний Яузлар оказался более водным, чем Учан-су. Даю детям волю – разрешаю снять башмаки и походить по реке. Здесь мы задерживаемся до ранних лесных сумерек. Тихо, красиво, шелест воды – уходить не хочется.

С места нас снимает приближающийся вечер и память о прошлом походе. Тропа делает два небольших подъема и начинается получасовой спуск. Из леса выныриваем на асфальтированную дорогу, и сразу, здравствуй цивилизация: автомобиль и несуразная, громадная стена дома, зачем-то покрашенная в зеленый цвет. Дорога ведет к Южнобережному шоссе, но я ее не знаю, поэтому увожу всех на узкую тропку. С тропы Ставри-Кая открывается иначе. В вечернем свете она выглядит весьма величественно. С грустью и восторгом смотрим на нее. Как хорошо нам было на ее вершине! Благодаря Бога, спускаемся по тропке, выводящей нас прямо к зоопарку. Еще пара минут и мы на остановке, с которой начинался наш поход.

Слава Господу, благодетелю нашему!

Ольга Халабузарь

 

 

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика