Анонс

Интервью с народным артистом России Евгением Стебловым. Виктория Серебрянская. Евпаторийское благочиние.

вкл. . Опубликовано в События

В эти жаркие июльские дни Евпатория отмечает сразу три праздника. Один из них – День памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, покровителей семьи.

Ещё два события – творческие юбилеи, тесно связанные между собой. 6 июля 2014 г. исполнилось бы 95 лет писателю Борису Балтеру, знаменитому евпаторийцу, по повести которого режиссёром Михаилом Каликом в 1964 году был снят удивительно чистый и трогательный фильм «До свидания, мальчики!», о судьбах поколения, ушедшего на войну с нацистами. И в этом же году самой киноленте исполняется ровно полвека.

 

Для курортного города 50 лет назад съёмки фильма стали грандиозным событием – на 90% кино снято именно на евпаторийских улочках и пляжах, и лишь малая часть эпизодов – в павильонах «Мосфильма». «До свидания, мальчики!» – фильм-символ. Символ любви к малой родине, любви к людям. Это история о настоящей дружбе, чести, простой человеческой порядочности. А главное – это фильм о предчувствии беды мирового масштаба. И в этом предчувствии – моральный выбор каждого из тех, кого коснётся война. Кто бы знал, что такой страшный сюжет повторится в наши дни…

 

Борис Балтер воевал на фронте, трижды был ранен. Потому и на тематическом вечере, посвящённом писателю, невозможно было не говорить о Великой Отечественной. Атмосферу того времени творческой группе евпаторийцев, готовившей вечер, помогли создать школьники, повторившие ключевую сценку из фильма, и участники военно-исторического клуба «Десант», появление которых словно окунуло в прошлое каждого, кто ещё помнит ту войну. Старики утирали слёзы и когда слушали песню «До свидания, мальчики!» на стихи Булата Окуджавы в исполнении Ольги Скиженок. В этот вечер прямо на набережной играли мелодии сороковых: «Брызги шампанского», «Риорита», «В парке Чаир»… В стилизованных под эпоху костюмах кружили в танго воспитанники ансамбля «Волны вальса». С радостью зрители программы встретили самого почётного на вечере гостя – народного артиста России Евгения Юрьевича Стеблова, который исполнил в фильме о «мальчиках» роль Володи Белова. Евгений Юрьевич поделился со зрителями своими воспоминаниями о съёмках фильма. И любезно согласился на интервью для епархиального сайта.

 

*** 

Народный артист России

Евгений СТЕБЛОВ: «Без любви теряется смысл всего»

 

Захожу на территорию евпаторийского санатория, в котором вместе со своей женой остановился Евгений Юрьевич. На проходной вежливо спрашивают: «Вы к нашему Стеблову? Он предупредил, что вы придёте». При встрече делюсь с народным артистом России, что его в Евпатории уже считают своим. Он в ответ смеётся:

 

– Меня все принимают как своего...

 

– Это же хорошо?

 

– Да я и не против…

 

В тенистой аллее роскошного парка, где на каждом дереве птицы всевозможных расцветок выводят радостные трели, присаживаемся на лавочку. Начинаем разговор с самой животрепещущей для Крыма темы.

 

– Евгений Юрьевич, вы снова в Евпатории. Когда приезжали сюда в 2011-м, никто не мог и предположить, что спустя всего три года Крым вновь станет русским. Как вы восприняли это известие и что для вас значит возвращение Крыма в состав России?

 

– С радостью воспринял. Я, собственно, никогда не представлял себе Крым вне России. То, что Хрущёв, в силу каких-то обстоятельств и не оформив как следует, отписал его тогдашней Украинской республике в составе Советского Союза, никак не ощущалось. Всё равно ведь все подчинялись центру. И даже после распада Союза сначала было непонятно, что и как сложится с этим СНГ. Всё в процессе нашей жизни менялось, принимало те или иные формы. К сожалению, на Украине сегодня фактически легализован нацизм. Несколько человек из нацистских партий находятся, по сути, у власти. Правительство в значительной степени нацистское. Что привело к крымскому референдуму и возвращению Крыма в состав России? По-моему, глупое поведение киевской власти.

 

– Верующих крымчан все эти события только укрепили в вере, а неверующих неожиданно привели в церковь. В Крыму в разгар украинского переворота многие встали на молитву не только в храмах, но и дома…

 

– Мой сын Сергей, инок Соловецкого монастыря, вместе с братией тоже молится о том, чтобы на Украине воцарился мир.

 

– Надо признать, «крымский вопрос» некоторые семьи расколол, не говоря уже о разбитой дружбе.

 

– Да, об этом знаю.

 

– В вашем ближайшем творческом окружении похожего идейного раскола не произошло? Ведь в России сейчас как никогда активизировалась «пятая колонна», особенно это заметно по выступлениям людей публичных, например, известных музыкантов.

 

– С той публикой, которая составила у нас так называемую пятую колонну, я и не общался никогда. Поведение некоторых известных в России людей, к которым я раньше относился с определённым уважением, сегодня мне совершенно не понятно. К счастью, таких не большинство. А есть ещё и другие, кто пытается занять нейтральную позицию – что называется, и нашим, и вашим. Люди из моего профессионального круга говорят, мол, мы художники… Им хочется возразить: никто ж не говорит, что надо разбегаться по своим квартирам. Но и отказываться от своих убеждений, от своей совести – тоже как-то, согласитесь, странно.

 

– Вы в свое время изучали разные религиозные направления, а выбор сердца пал всё же на Православие. Почему?

 

– Да, это именно выбор сердца. Не могу сказать, что слишком уж хорошо знаю другие религии, но их действительно изучал. Знаете, одна знакомая, однокурсница жены, вышла замуж, по её же словам, без любви. А когда мужа вдруг не стало, с ней происходило что-то необъяснимое: она слышала голоса, и те говорили ей, что делать. Это не бред, такая реальность. Она не акустически слышала голоса, а внутри себя. Лечить людей начала, что-то такое открылось. И когда пришла к нам в гости, в её присутствии я ощущал, будто нахожусь не дома, а в каком-то прекрасном весеннем лесу, столько природной свежести было рядом с этим человеком. Энергия шла от неё необыкновенная. Насколько я понимал, она исповедовала такое направление, как дзен-буддизм. А мы с женой Танюшей в тот момент только покрестились в Православии, вместе. Так наша общая знакомая спрашивала меня после крещения: «Зачем тебе это нужно? Ты ж уже более продвинутый!». А меня эти её слова вводили в смущение. Что за термин в отношении веры – «продвинутый», «задвинутый»? Только Бог нам всем судья, кто из нас «куда продвинулся». Я уже тогда ощущал, что без Христа мне неинтересны все эти вечные вопросы. Наша с Таней знакомая говорила много о строении мира, Вселенной, пыталась объяснить свою точку зрения. Но мне все равно «продвинутых» вселенских знаний было мало. И я постепенно пришёл ко Христу. Для меня важна личность Христа, важна Троица, понятие того, что Бог есть Любовь. Всё остальное выглядит уже не настолько привлекательно. Без такой Любви мне ничего неинтересно.

 

Когда я играл в театре Алёшу Карамазова, моему персонажу Иван и Дмитрий задавали вечные вопросы и ждали от брата решающих ответов. Алексей им отвечал, что «прежде всего надо полюбить, обязательно полюбить, тогда только я и смысл всего пойму». Так и есть: без любви теряется смысл всего. Зачем тогда всё, если любви нет? Без неё – хаос, мрак. В результате возникает мироощущение противобожеское.

 

– Говорят же, хоть сотней свечек обставься, а любви не имеешь – ничто не поможет,  молитвенное правило превратится в сухой обряд. Вы с этим согласны?

 

– Да, абсолютно, но тут вот на что следует обратить внимание: надо правильно понимать обряд, это всё-таки не формальность. Он должен быть наполнен твоим сердечным ощущением веры и любви. К этому все приходят постепенно. Все этапы новообращённого человека в Православии прошёл и я. Например, сначала пришёл вообще к христианству, сделал такой выбор. А потом, довольно-таки легко, – уже к Православию. Почему легко? Я же родился в России. Моё детство в доме у Рижского вокзала прошло под гудки паровозов и звон колоколов рядом стоявшей церкви. Мальчишкой я там крутился постоянно. И меня всегда тянуло к тому, что у Достоевского называется «дорогие могилы». Когда летом на даче отдыхал, шёл к старым усадьбам, заброшенным кладбищам. Я даже не задумывался о религиозных аспектах жизни, просто туда тянуло. Поэтому мне бесконечно дороги Николай Васильевич Гоголь и Фёдор Михайлович Достоевский. Прямую связь между ними вижу. Считаю, что в определённом смысле Достоевский «вышел» из Гоголя. Сейчас, когда мне уже 68 лет, очень хорошо понимаю религиозный посыл Гоголя: почему он отказывался от художественного творчества. Я с ним согласен – религиозные ценности выше художественных. И тут нет никакого противопоставления. Если художественная цель, сознательная или подсознательная, сопряжена с таким понятием, как «ради Бога» – простое вроде бы выражение, но оно всё объясняет, – тогда есть смысл заниматься творчеством. А если ради того, чтобы показать «Ах, какой я молодец и умелец!», то тут, скорее всего, уже не ради Бога – ради гордыни. Гордыня – вообще очень сложная тема. Мы все в той или иной степени ею заражены. Именно через гордыню враг Божий испытывает нас такими тонкими и изощрёнными методами.

 

– Враг хитёр…

 

– Да-да! Мне, например, в молодости очень хотелось славы, успеха. Я и вкусил эту славу довольно рано. Но потом стало уже неинтересно. Мой сын Серёжа на втором курсе Щукинского училища, в котором учился когда-то и я, снялся в главной роли в фильме «Глаза», эта мелодрама в 90-е годы была достаточно популярна. Сергей играл молодого хоккеиста, получившего травму и от удара шайбой временно ослепшего. Герой попадает в клинику и там влюбляется в слепую девушку. Помню премьеру этого фильма, в киноцентре на Красной Пресне. К Серёже кинулась молодёжь и дамы среднего возраста, зрелые женщины от тридцати до сорока, для них он стал кумиром. Как-то мы зашли в ресторан на Рублевке, и сотрудница заведения сказала, что является поклонницей не моей, а моего сына. Мне было очень приятно. Так вот, когда мы с сыном сразу после премьеры пришли домой, Серёжа бросил единственную фразу: «Я понял, что такое слава, и мне это не нужно». Нормальный, думающий человек обязательно задастся вопросом: «Есть слава, и что дальше?» Всю жизнь быть чьей-то марионеткой, угождать? Лелеять тщеславие и гордыню? Так из тебя тогда можно верёвки вить. Лет пятнадцать назад меня осенило, Господь сподобил, что напрямую успех не связан с дарованием. Эта связь опосредованная, многомерная, и примеров тому множество: есть люди очень талантливые и при этом абсолютно не успешные. Есть бездарные и очень успешные. Есть одарённые и успешные. То есть связь, очевидно, есть, но она не прямая. Успех, на мой взгляд, надо всё-таки понимать как испытание, а не как орден.

 

Что касается меня, то считаю главным, что всё-таки пришёл к Богу и, даже оставаясь в профессии, стараюсь не забывать о первостепенном. Вера в Господа гораздо важнее, чем художества. Высшее, что мы можем сделать со своей стороны, – это позволить Богу «работать через нас», ощутить это и не мешать Ему. Наша задача – стать проводником Божественного начала, тогда раскроется весь профессионализм. Если Бог на первом месте, всё остальное приложится.

 

– У любого из нас, согласно Божьему замыслу, свободный выбор. Представьте, вы общаетесь с человеком и в разговоре вдруг всплывает, что ваш собеседник – закоренелый атеист. Вы считаете, есть смысл углубляться в диалоге в вопросы веры, не пытаться переубедить человека, а хотя бы дать ему направление для размышлений или доверить всё Божьему промыслу?

 

– Если человек ведёт себя по отношению к окружающим неагрессивно, то его выбор – это, как говорится, его проблемы. А если агрессивно – лучше совсем не общаться, его бесполезно в чём-то убеждать.

 

Вот моя мама – атеистка. Недавно, кстати, отметили её 90-летие. Для неё главный авторитет – доктор наук, профессор. Она верит в науку. Тем не менее, иногда задает вопросы, которые касаются веры. Начинаю что-то объяснять с позиции религиозного мировоззрения, она с интересом слушает, но очень недолго, потом говорит: «Всё, всё, ладно!». Устаёт. В Евангелии встречается выражение: «Если можете вместить – вместите». То есть если можете понять – поймите. Не понимаете – возникает напряжение, человек непонимающий – устаёт. Как-то даже спросил совета у батюшки, у которого исповедовался, как быть с мамой: спорить с ней, не спорить, пытаться «глаза открыть»? Священник ответил, что ничего не надо делать: «Оставьте её в покое». К совету батюшки я прислушался, но порой всё-таки скатываюсь к своему в разговорах с мамой. Мама всё же родная, связь близкая, надо сдерживаться, да и жаль её.

 

Иногда уже видишь, как человека прямо бес крутит. В последнее время стал просто очень зримо ощущать, как людей крутят бесы. Вот человек, ты его знаешь, он хороший, замечательный, но порой в него будто что-то вселяется. И ты понимаешь: это не он, он становится каким-то другим, что особенно проявляется в горячих дискуссиях и конфликтах. А в конфликтах правых-то нет. Когда двое ругаются, значит, в них обоих в этот момент вселяется бес. И ни один из спорщиков не способен остановиться.

 

Сам Христос однажды сказал апостолу Петру: «Отойди от меня, сатана!». Кому сказал? Петру, которому поручил хранить Церковь Свою, – апостолу. Потому что в тот момент Петр земной логикой руководствовался, а не Божией. Безусловно, довериться Господу целиком и полностью – трудно. Тогда ветхозаветное сознание у людей превалировало. Но людям и сейчас это сделать нелегко...

 

Если откровенно, то к неверующим надо относиться как к детям – тепло и с пониманием. Они просто ещё не созрели. Беда всех новообращённых – сразу бросаются всем остальным «открывать глаза». А это неправильно. В нужный момент Господь каждого, своими путями, к Себе приведёт.

 

– Ваши поездки в Соловецкий монастырь что нового привносят в вашу жизнь? Вы ведь там бываете каждый год?

 

– С тех пор, как сын туда ушёл, каждая поездка на Соловки открывает мне что-то новое, душа становится более зрелой, что ли. Даже не могу выразить в словах, что со мной происходит.

 

Знаете, уже делился в одном из интервью: переживаю в последнее время оттого, что современный русский язык деградирует…

 

– К великому огорчению, безграмотность становится тотальной.

 

– Да, и эта проблема не только для русского характерна. Общая деградация ощущается во всём мире и в разных языках. Всё идет к упрощению, вульгаризации. Глобальные процессы, увы, касаются и языковой культуры. А я не могу такое слушать: «Я блондинка по жизни». Не понимаю, когда к месту или не к месту говорят «по жизни». Это блатное выражение. А если оно употребляется как нормальное, а не блатное, то можно, например, сказать: «Идти по жизни с песней». Но быть блондином «по жизни» или исповедовать какие-то взгляды «по жизни» – это что, по-русски? Во-первых, не «по» жизни, а «в» жизни. В жизни обыденной, повседневной. Так правильнее. А если ты блондин по жизни, то после смерти что, станешь брюнетом, цвет волос радикально изменится? Это глупость. И таких дурных выражений очень много. Сленг меня утомляет.

 

Однако, когда неделю живу в Соловецком монастыре, замечаю, что сленгом пользуются даже трудники, приезжающие на Соловки со всех концов страны и даже из-за границы. Но там меня это не раздражает. Потому что там такая благодать – службы церковные, общая атмосфера, люди туда съезжаются с целью просить покровительства святых Зосимы, Савватия и Германа – основателей Соловецкого монастыря, паломники едут к их мощам. И эту Божью благодать ощущаешь физически! Всё остальное, мирское, становится второстепенным, перестаёшь замечать то, что тебя раньше в миру раздражало.

 

В этом году на Соловки я не ездил, потому что уже встречался с духовенством в других городах – участвую по приглашению руководства Соловецкого монастыря в музыкально-литературных, религиозно-просветительских трёхчасовых вечерах с антрактом, условно говоря «недели Соловков», в рамках которых выступают симфонический оркестр Архангельской филармонии, солисты Мариинской оперы, братский хор и детский хоровой коллектив того региона, где вечер проводится. А наместник монастыря, благочинный и я – читаем тексты духовного содержания, сопровождаемые видеорядом. Это довольно интересно. Зрители говорят, что на них сильно воздействует. Но, думаю, не из-за наших стараний такой эффект получается, а, опять-таки, Господь всем управляет. С такими программами мы выступали в Архангельске, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, а 6 сентября этого года будем в Севастополе.

 

До конца года поездку на Соловки не планирую, поскольку езжу туда в основном, чтобы повидаться с сыном, а в этом году я с ним уже виделся в Сочи, мы общались дней пять.

 

– Вам хватает этих пяти дней общения на целый год?

 

– Дело даже не в этом. Он же ушёл от мира, а я со своей стороны проявлю нетактичность, если начну усердствовать. Хотя он-то рад меня видеть, но тем не менее, я сам понимаю деликатность ситуации.

 

Так вот, в прошлый раз Серёжа провожал меня в аэропорт, в пятнадцати минутах ходьбы от монастыря, и я оказался в накопителе. Рядом с тобой в этот момент самые разные люди. Вдруг я ощутил, что сленг снова стал раздражать. И тут понял, что причина не в этих людях, говорящих на сленге, а во мне, в моём несовершенстве. Под воздействием благодати, которая существует в монастыре, я перестал воспринимать источник раздражения. А в аэропорту раздражение ко мне вернулось. Значит, это мой недостаток, то есть на внешние вещи я реагирую больше, чем на то, что в глубине сердца, в глубине человеческой души.

 

– Православный день семьи, 8 июля, с супругой отмечаете?

 

– Мы с ней люди верующие, поэтому к памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии относимся с особым чувством. Пример православных святых, их благочестивой жизни, образцовой супружеской любви значит для нас гораздо больше, чем, скажем, 8 Марта, хотя мы оба не относимся к празднованию женского дня отрицательно. За днём памяти святых Петра и Февронии стоит более глубокое содержание, чем за мирским праздником с непонятными корнями. Но раз уж светский женский день вошёл в нашу жизнь, то почему бы и восьмого марта не сделать женщинам приятное?

 

Интервью вела

Виктория Серебрянская,

пресс-служба Евпаторийского благочиния

 

Фото Юрия Теслева и Максима Баженова

 

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика