30 марта в Симферополе пройдут торжества, посвящённые Дню памяти святителя Гурия (Карпова), Архиепископа Таврического
30 марта 2020 года (понедельник), в день памяти святителя ГУРИЯ архиепископа Таврического, в соборе святого благоверного князя Александра Невского города Симферополя Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь в сослужении Преосвященнейшего Нестора, епископа Ялтинского, Преосвященнейшего Каллиника, епископа Бахчисарайского, благочинных и наместников монастырей возглавит праздничное богослужение. Духовенство Симферопольской и Крымской епархии молится в храме и участвует в молебне.
Начало богослужения в 8 часов.
Накануне, 29 марта (воскресенье) состоится вечернее богослужение. Начало в 16 часов.
Духовные беседы. Святитель Гурий.
У книжной полки. Апостол Китая. Святитель Гурий (Карпов). ТК « СОЮЗ»
Святитель Гурий. Пекинская миссия.
29 марта 2019 года исполнилось 10 лет со дня первого празднования памяти святителя Гурия, архиепископа Таврического, причисленного к лику местночтимых святых Священным Синодом Украинской Православной Церкви 18 апреля 2008 года. Святитель Гурий (Карпов), мощи которого ныне покоятся в Симферополе, в Александро-Невском соборе, является воистину ярчайшей звездой на небосклоне Вселенского Православия и гордостью крымской земли. Около 20 лет он провел в Китае, возглавляя Пекинскую миссию, перевел на китайский язык Священное Писание и другую духовную литературу. Трудами свт. Гурия на китайской земле воссияло Православие, и поэтому его без преувеличения можно назвать апостолом Китая. О святителе Гурии рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Шпатакова «Родное слово», которая так и называется – «Апостол Китая».
***
Архиепископ Гурий (Карпов) много лет трудился в Пекинской духовной миссии. «Безграничная преданность своему высокому призванию, кротость, какая только свойственна смиренномудрой душе глубокого христианина, трудолюбие до изнеможения — вот отличительные черты святителя, которые были присущи ему от юности», — писал о нем современник Иван Иустинович Палимпсестов. В предлагаемой книге, кроме жизнеописания, собраны проповеди святителя Гурия, произнесенные им с крымской кафедры, а также поучения на разные случаи жизни. В приложении вниманию читателей представлены: письмо святителя Гурия, характеризующее состояние Православной Церкви в Китае, его «Послание пастырям Таврической епархии», воспоминания Ивана Иустиновича Палимпсестова о преосвященном Гурии, а также молитва и тропарь святому.
Как говорится в издании, будущий святитель Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в городе Саратове в семье потомственных священников. Первоначальное воспитание и образование он получил в семье, где царила особая атмосфера чистоты, взаимной любви и уважения, которую впитал в себя Григорий и которую сохранил до самой смерти. Когда ему исполнилось девять лет, его определили в местное духовное училище. Сохранилось такое воспоминание одного из его сокурсников: «Григорий, будучи мальчиком, имел нравственность отличную и характер смиренный, даже не развивался так, как другие ученики, а более занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета. Был набожный, любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением».
Среднее образование Григорий Карпов получил в Саратовской духовной семинарии. Среди его наставников и преподавателей были такие замечательные люди, как епископ Иаков (Вечерков) — смиренномудрый, ревностный архипастырь, своими миссионерскими трудами присоединивший к православию более двадцати тысяч раскольников-старообрядцев и крестивший две тысячи калмыков и иудеев. Сокурсники по семинарии вспоминали о Григории Карпове как о прилежном ученике, обладавшем замечательной памятью, ясностью мыслей и добрым характером. Он был человеком очень мягким и деликатным, вежливым в обращении, и потому знатные и благочестивые родители охотно приглашали его для воспитания своих детей.
По окончании семинарии Григорий Карпов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Спустя почти год он был пострижен в монашество с именем Гурий – в честь святителя Гурия Казанского, рукоположен в иеродиакона, затем – во иеромонаха. В 1839-м году выпускник академии - иеромонах Гурий - особым указом Святейшего Синода был направлен в Пекинскую духовную миссию. Это была двенадцатая по счету миссия со времени ее основания. Дорога в Китай заняла более полугода, и в Пекин члены миссии прибыли 4 октября 1840 года. С этого момента на протяжении 10 лет отец Гурий нес апостольские труды в далеком Китае. В 1851 году он был возвращен в Санкт-Петербург, возведен в сан архимандрита и определен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. За противосектантский труд «О богоучрежденности епископского сана» архимандрит Гурий получил степень магистра богословия.
В 1856 году архимандрит Гурий вновь отправился в Китай. Проживший там в течение 18 лет сначала в качестве члена миссии, а потом и ее начальника, он в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, что позволило ему перевести на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, ряд богослужебных книг. Несомненно, что апостольские труды святителя Гурия имели исключительное значение в распространении православного благочестия на китайской земле и принесли Церкви богатые плоды: сотни китайцев приняли Православие. Позже, в 1900 году, во время так называемого «боксерского» восстания, в ночь с 23 на 24 июня (по григорианскому календарю) духовные дети отца Гурия – 222 человека во главе с священномучеником Митрофаном (священником-китайцем) – приняли мученическую смерть за мужественное исповедание православной веры.
Преосвященный Гурий много сделал и для Таврической епархии, которую возглавил в 1867 году, став епископом, а позже - архиепископом Таврическим и Симферопольским. Он изыскал средства на строительство духовной семинарии, консистории, мужского духовного училища; ходатайствовал перед Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический архиерейский дом. Владыка Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. Он вел большую миссионерскую деятельность и боролся с различными сектами. За свои труды был удостоен многих церковных и государственных наград.
Сослужители владыки отзывались о нем как о кротком и смиренном архиерее. Несмотря на обширные энциклопедические познания, он был очень скромен в обращении с подчиненными. Как архиерей, был добр, милостив и снисходителен, доступен и справедлив. Как администратор — осторожен, не строг, но внушителен, действовал не страхом наказания, но кротостью и благоразумием. «Ласковый, милостивый и кроткий» — так характеризовали владыку его современники. Этот поистине дивный Архиерей, несмотря на огромную занятость и тяжёлый недуг (он страдал болезнью печени и «каменной болезнью»), находил время и силы, чтобы вникать во все детали церковной жизни вверенной ему епархии, будь то восстановление древней часовни, возведение храма, обнаружение реликвии, работа епархиальных учреждений, проведение богослужений. Для него вовсе не существовало «малозначительных» дел.
Господь зримо благословлял его труды. Церковь и государство своими высокими наградами отмечали его подвиги. Но по собственному признанию, самой лучшей наградой для него было то, что духовенство с полным доверием и искренней любовью относилось и к нему самому, и ко всем его благим начинаниям. Такова сила духовно-нравственного величия. Ей незаметно подчиняются, ее невольно любят. Владыка не приказывал, а указывал. Имея свое авторитетное мнение по тому или иному вопросу, не ограничивал доброй инициативы подчиненных. Владыка был на редкость трудолюбив. Ни одной бумаги не проходило мимо него. Наиболее важные документы он составлял сам. Любой священнослужитель мог написать ему письмо, на которое владыка лично давал ответ. Блаженная кончина архиепископа Таврического Гурия последовала 17 марта 1882 года. За несколько дней до своего преставления владыка получил от Господа откровение, в котором был предуказан день его кончины. Более подробно о жизни святителя Гурия, апостола Китая, рассказывает первая часть этой книги.
***
Как отмечают издатели, святитель Гурий был преизобильно наделен высшим даром — даром духовного рассуждения и неустанно стремился к тому, чтобы пробудить в пасомых жажду единения со Христом, подвигнуть к смирению и послушанию, которые он считал необходимым условием достижения духовного блаженства и высочайшие образцы которых видел в жизни Спасителя и Его Пресвятой Матери. В своих проповедях, которые читатели найдут во второй части книги, святитель Гурий с присущей ему глубиной раскрывает для нас смысл и цели жизни христианской, указывает путь к стяжанию совершенства, свойственного блаженным духам. Его спокойное и взвешенное, поистине умиротворяющее слово обладает удивительной способностью: оно проникает в самые глубины христианской души, оставляя в ней неизгладимый след, просвещает ум и сердце и озаряет весь жизненный путь человека, старательно впитавшего святительские рассуждения и наставления.
Источник-