В день Святого Духа более 400 крымчан поднялись крестным ходом на Церковный мыс (Эклизи-Бурун)
В день Святого Духа, выпавшего в нынешнем году на 17 июня, более 400 православных крымчан совершили традиционный Крестный ход на Церковный мыс горы Чатыр-Даг.
Традиция ежегодного совершения крестного хода на гору в день Святого Духа была возрождена в 2001 году по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.
17 июня 2019 года рано утром со всех уголков Крыма паломники собрались на Ангарском перевале, чтобы совершить как считается самый сложный и тяжелый в Крыму крестный ход на Церковный мыс -наивысшую точку горы Чатыр-Даг.
Чатыр-Даг называется иногда Палат-горой. Греческое название массива – Трапезус, т.е. стол. По форме гора, действительно, напоминает неправильный четырехугольник – трапецию. Длина Чатыр-Дага с юга на север – 10 км, ширина с запада на восток приблизительно 4 км. Западная вершина горы Эклизи-Бурун – Церковный мыс (1527 м над уровнем моря) занимает пятое место по высоте в Крыму. Громада Чатыр-Дага господствует над всем Крымом. Чатыр-Даг с восьмиконечным крестом над ним красовался на гербе Симферополя и Симферопольского уезда с 1844 по 1920 год.
Поэт В. Бенедиктов, восхищенный величием Чатыр-Дага, посвятил ему торжественные строфы, так идущие этому колоссу. Владимира Григорьевича Бенедиктова (1807-1873) чаще всего вдохновляла природа, и критики-современники ставили ему в вину, что его лирика не была связана с настроениями передовой русской общественности. Думается, что отечественная поэзия от этого только выиграла. Итак:
Он здесь! – В средину цепи горной
Вступил, и, дав ему простор,
Вокруг почтительно, покорно
Раздвинулась громада гор.
Своим величьем им неравный,
Он стал – один, и, в небосклон
Вперя свой взор полудержавный,
Сановных гор – из Крыма он,
Как из роскошного чертога,
Оставив мир дремать в пыли,
Приподнялся – и в царство Бога
Пошел посланником земли.
Чатыр-Даг встречал крымских гостей от самого Перекопа – его громада виднелась еще в степях, предваряющих собою крымские горы.
Известный ученый XIX в. П.И. Кеппен в «Древностях Южного берега Крыма и гор Таврических» (1837 г.) констатирует: «Часто… вместо слова монастырь слышишь слово кильсе… Так, например, западная выдающаяся часть горы Чатыр-Даг…, где некогда находилась церковь, именуется Эклизи-Бурун (Церковный мыс)».
Под Эклизи-Бурун, в урочище Ай-Чокрак, археологами обнаружены остатки средневекового укрепления. П.И. Кеппен пишет о развалинах мощных стен на чатырдагских перевалах, а также вблизи ай-чокракского поселения.
Для защиты южного побережья византийским императором Юстинианом I в VI в. н. э. возводились оборонительные стены. Видимо, стена, описанная П.И. Кеппеном, входила в систему заградительных стен, частично сохранившихся под Эклизи-Бурун. Это укрепление находилось на одной из древних дорог к морю, где была построена приморская крепость Алустон (на месте современной Алушты).
П.И. Сумароков в упомянутом сочинении начала XIXв. описывает картину, которую видели путешественники и паломники: “Поверхность усеяна каменьями, буграми, между коих видны развалины греческой церкви, зовомой Панагия, т.е. Пресвятая”.
Панагией именуются места, находящиеся под особым покровительством Богородицы. Таким особым местом и является Церковный мыс. Храм, освященный там, пользовался поклонением жителей не только близлежащих поселений, но и многочисленных паломников, прибывавших издалека. Вероятно, при храме был монах, готовый встретить путешествующего в любое время года.
Современник святителя Иннокентия повествовал: «Я припоминаю наше восхождение на Палат-гору, Чатырдаг. Это было в первой половине сентября 1851 г. … Иннокентий один, бодро сидя верхом, взобрался на вершину, простоявши там добрых минут пятнадцать, спустился и, обратившись ко мне, сказал: вы, ученые, не знаете, как сладко молиться в полночь на вершине горы…»
«Палат-гора видна с далеких и широких пространств суши и моря, и возвышающийся над нею Крест Христов мог бы служить укреплением веры, надежды, успокоением для неисчислимого множества трудящихся и обремененных, плавающих и путешествующих, для болящих и страждущих».
Будучи в Одессе, св. Иннокентий насыпал в своем саду холм, по форме похожий на Чатырдаг, сиживал на нем, размышляя о необходимости соприкосновения с величайшим наследием, завещанным предками, и возрождении святынь.
По традиции, на Церковный мыс в Троицын день совершался крестный ход. Должно быть, очень радостно было идти в этот праздник среди цветущей зелени Чатыр-Дага. Позже, летом, травы жухнут и выгорают, а поздней весной воздух наполнен ароматом бесчисленных цветов. Под ногами – мягкое разнотравье, над головой – бескрайнее небо с парящими орлами. Их можно увидеть и сейчас, особенно если совершать подъем ранним утром. Огромные могучие птицы купаются в теплых воздушных потоках, играют в ранних солнечных лучах. Зрелище впечатляющее! Пройти длинный путь в ясный солнечный день (а на Троицу практически всегда погода прекрасная), отслужить праздничный молебен на святом месте… И пусть почти ничего не осталось от древнего храма – его ангел невидимо стоит на месте алтаря и будет стоять всегда. А после – совместная трапеза на какой-нибудь уютной зеленой поляне. ( Л.Ясельская)
Через три с половиной часа все участники крестного хода поднялись к вершине.
Настоятель храма Дуржавной иконы Божией Матери протоиерей Димитрий Кротков в сослужении крымских священников совершил водосвятный молебен.
О. Димитрий обратился ко всем молящимся с пастырским словом, поздравил их от имени Правящего архиерея епархии Митрополита Лазаря с великим праздником Святой Троицы.
После короткой трапезы все получили благословение на спуск с вершины и благополучно добрались к начальной точке восхождения — Ангарскому перевалу.
Фото, видео- Александр Возный