Анонс

СЛОВО ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ

 БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Вы можете присылать в редакцию сайта свои видео, репортажи,  фотографии, статьи и заметки, связанные с жизнью Симферопольской и Крымской епархии, равно как и предложения (замечания) по содержанию епархиального сайта   по адресу: pressa122012@mail.ru. Мы надеемся, что с Божьей помощью и Вашим участием у нас получится сделать  сайт  еще более содержательным и интересным.

+ 7 (978) 850 4535 (МТС)

+ 7 (978)  578 3898 (ВОЛНА)

+ 7 (978) 9000751 (ВИН)

Искренне надеемся на Ваше участие!

Да благословит Вас Господь! 

Иерей Игорь Краснов. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ЕПАРХИИ. СМОТРЕТЬ

Епархиальный медиа-проект  «КРЫМ. СЕМЕЙНЫЙ ВОПРОС». СМОТРЕТЬ

План совместной работы с Министерством образования. СМОТРЕТЬ

Рождественские вертепы - украшение храмов Симферопольской и Крымской епархии. Фотогалерея.

-- События

Вот и наступило торжество Рождества Христова. И сейчас все храмы Симферопольской и Крымской епархии украшают на радость верующих Рождественские вертепы. До самого  праздника Крещения Господня будут радовать они взоры православных.

Храм Архистратига Михаила. Верхняя Ореанда

 

Часовня Рождества Христова в поселке Ласпи

Вертепы Севастопольского благочиния

 

Храм Святых Царственных Страстотерпцев. Алушта

  Евпаторийское благочиние

  

 

Храм Всех Крымских святых г. Алушта 

 Храм священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского в Симферополе.

 

 

Фото вертепа храма Святителя Филиппа Московского, Севастопольское благочиние

 

Фотографии вертепов Топловского монастыря.

 

 

 Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Рыбачье, Алуштинское благочиние

Храм  Святителя Луки. Алуштинское благочиние

 

 Храм благовещения Пресвятой Богородицы. Партенит

 Алуштинское благочиние Храм свщмч. Порфирия  с.Запрудное.

Кировско-Белогорское благочиние.


Вертеп в храме Феодоровской иконы Богоматери г.Бахчисарай

 

 

 Алуштинское благочиние,  Храм Афанасия затворника, с. Изобильное

 

 Немного истории.

Традиции и история рождественского вертепа

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.
В России вертепы были популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы, когда ослаб  идеологический прессинг. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры.

Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

 

https://foma.ru/tradiczii-i-istoriya-rozhdestvenskogo-vertepa.html

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00 (пятница  9.00 - 14.00) 

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

БИБЛИОТЕКА
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
9:00 - 16:00
выходные пн.вт.
Симферополь,
ул. Александра Невского, 19

 

Яндекс.Метрика