Анонс

Секретарь Симферопольской и Крымской епархии выступил с докладом на Пленарном заседании Региональных Рождественских чтений « Крым. Уроки столетия: 1917-2017»

вкл. . Опубликовано в Симферопольское благочиние

По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на пленарном заседании проведенных в Симферополе 16–18 ноября Крымских региональных Рождественских образовательных чтений «Крым. Уроки столетия. 1917–2017» с основным докладом выступил секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петропавловского кафедрального собора, лауреат Премии Республики Крым в номинации «Работы для детей и юношества» протоиерей Александр Якушечкин.

 

Предлагаем вашему вниманию этот доклад.

 Духовно-нравственное и патриотическое воспитание – это не просто красивые и умные слова или актуальная истина. Сегодня – это стратегический вопрос нашего выживания как страны, как народа.

Это воистину вопрос национальной безопасности.

Посмотрите вокруг, проанализируйте: какие вопросы сейчас находятся у всех на устах, какие задачи в гуманитарной сфере ставит нам наш президент? Евроинтеграция? Мультикультурная толерантность? (Кстати, о слове «толерантность» – как будто нет в русском языке слова «взаимоуважение»).

Вспомните, как совсем недавно крымские педагоги были вынуждены всерьез обсуждать эти сомнительные лозунги, которые были взращены далеко от нашего Отечества, да еще и приходилось «выкручиваться» и придумывать оправдания тому, почему в крымских школах все еще говорят по-русски, не празднуют день рождения ОУН-УПА, а в классах нет портретов таких одиозных «героев» как Степан Бандера и Роман Шухевич.

Но наступил 2014 год, и теперь это все уже в прошлом.

Да, конечно, нам всем, в том числе и крымским педагогам, пришлось столкнуться с рядом объективных и субъективных трудностей при интеграции экономической, политической и социальных сфер нашего края в российское пространство.

Серьезные усилия пришлось предпринять и всему крымскому учительству, чтобы войти в образовательное пространство Российской Федерации. Новые учебные планы, программы, учебники, иные учебные предметы и их содержание (особенно социально-гуманитарного блока), совершенно другие требования итоговой аттестации выпускников.

Действительно, нивелировать различия в короткий срок – задача не простая. И вы все лучше меня об этом знаете.

Но я сейчас хочу заострить ваше внимание на другом. Убежден, что мы в недалеком будущем вместе со всей страной преодолеем экономические трудности, и никакие санкции нам не помешают в этом.

Но вспомните, что история знает множество примеров того, когда самые мощные экономические системы рушились, как «колосс на глиняных ногах» (кстати, это крылатое библейское выражение). Когда в обществе возникает духовный, нравственный кризис – оно стирается с лица земли и становится объектом изучения историков.

Поэтому сегодня, когда по прошествии последних десятилетий все маски с большинства наших «заморских» друзей оказались сброшены, стало со всей очевидностью ясно, что если мы хотим сохраниться как страна, как народ – нам надо всерьез поразмыслить не только о модернизации экономики, но и о вопросах нравственной и духовной культуры. А значит, мы должны совсем по-новому взглянуть и на школу, которая призвана не только давать прочные знания, но и выполнять весьма значительную воспитательную миссию. Ибо непреложным фактом является то, что при неисчерпаемом культурном потенциале, который накопил наш народ, – началось его духовное обнищание.

Социологи констатируют, что у подрастающего поколения нет четких положительных ориентиров. Материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, сопереживании, патриотизме.

Школьников и подростков отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.    

Вся Россия сейчас потрясена трагедией в Псковской области, где двое 15-летних подростков, предварительно обстреляв из ружья родителей и полицейских, покончили с собой). Все мы также не должны забывать и красноречивый пример Варвары Карауловой – студентки престижного московского вуза, отличницы, успешной спортсменки, – которая решила  примкнуть к террористам ИГИЛ. Кто здесь виноват: семья? Школа? Психологи? Социальные работники? Видимо, сбой дала система воспитания...

Как нам сделать так, чтобы ничего подобного в Крыму не повторилось? Еще раз скажу: школа сегодня не имеет права самоустраняться от духовно-нравственного воспитания. Напомню, что это отражается и в Федеральном государственном стандарте общего образования, а именно в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, где указывается на то, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание духовно-нравственной  личности. Мне могут здесь возразить, что в Крыму не все так плохо, делается много для развития воспитательной работы. Осуществляются комплекс военно-патриотических и спортивно-оздоровительных мероприятий, укрепление связи семьи и школы, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствуется экологическое и художественно-эстетическое воспитание.

Действительно, мы, крымчане, в год крымской весны всей России показали достойный пример патриотизма и духовности. Это все так. Но кто из присутствующих скажет, что у нас нет проблем в этом направлении? Они есть!

Все мы знаем, что имеется у нас замечательный предмет «Основы Религиозной культуры и светской этики». Он является обязательным (правда, изучается только в 4-х классах и только в объеме 34 уроков). Но родители  все же могут избрать для своего ребенка один из модулей: либо культурологический религиозный («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» и др.), либо светский («Основы светской этики»). О последнем модуле не хочу говорить ничего критического, об этом прекрасно сказал Патриарх Московский и всея Руси  Кирилл: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склоны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика – это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль». Лучше не скажешь!

Но тогда возникает закономерный вопрос: почему же большинство родителей Крыма «выбирают» именно этот курс (невзирая на то, что более 80 процентов из них, по данным соцопросов, являются верующими либо христианами, либо мусульманами)? Хорошо ли они были осведомлены о других модулях (например, «Основах православной культуры» или «Основах исламской культуры»)? Не  препятствовала ли администрация учебного заведения представителям традиционных конфессий дать более расширенную информацию о религиозных модулях? Или вот еще одна загадка: почему в одной школе изучаются основы православной культуры, а в другой (которая находится через дорогу) – все родители поголовно выбрали светскую этику? Они что, все являются выпускниками атеистического кружка?

Митрополит Лазарь и Симферопольская и Крымская епархия уже проявили множество инициатив, чтобы исправить ситуацию. Напомню, что при поддержке Крымского Министерства образования еще в 2003 году епархией была разработана и утверждена уникальная учебная программа «Основы православной культуры Крыма», с 2007 года еженедельно проводится телеконкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», организовываются олимпиады по этому предмету, научно-исследовательские конференции школьников по истории Православия в Крыму. Для учителей основ православной культуры Институт последипломного образования проводит курсы повышения квалификации… А воз ныне там, даже еще дальше – число школ, изучающих основы православной культуры, уменьшилось! Говорят, что не хватает часов в сетке школьного расписания! Но почему тогда есть школы, где эти часы имеются, и дети с удовольствием (!) изучают этот предмет не только в 4-м классе, а и с 1-го по 11-й? Не потому ли, что, как в народе говорят, «рыба с головы гниет»? Я имею в виду сейчас прежде всего директоров школ, да и  некоторых руководителей городских и районных отделов образования, которые относятся безразлично к этому вопросу. Кстати, думаю, что доказательством этого даже служит факт «явочного» порядка. На аналогичной конференции, которую Владыка Лазарь совместно с Главой Республики Крым Сергеем Валерьевичем Аксеновым проводил в прошлом году в Большом зале заседаний Совета Министров Крыма – из заведующих городскими (районными) отделами образования присутствовала только начальник Симферопольского управления Татьяна Ивановна Сухина.

В заключение хочу еще раз повторить: если мы не хотим, чтобы наши дети превратились в монстров и роботов или религиозных экстремистов – нужно заниматься их  духовно-нравственным воспитанием. В этом благом деле не надо проявлять излишнюю скромность и стесняться идти на взаимодействие с представителями традиционных конфессий.  Напомню, что  именно они, согласно «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» являются «основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания и носителями духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа».

 

 

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика