В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы престольный праздник отметил нижний храм Свято-Владимирского собора в Херсонесе
21 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, престольный праздник отметил нижний храм Свято-Владимирского собора в Херсонесе. Служение всенощного бдения и Божественной литургии возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. «Именно в этом храме в центре древнего города Херсонеса, по преданию, которое донес до нас святой преподобный Нестор Летописец, крестился святой равноапостольный великий князь Владимир», - рассказал отец Сергий. – «Отсюда началось спасение нашего народа, народа Святой Руси.
Для человека неверующего, далекого от Церкви, конечно, непостижимы тайны Божии. Но те люди, которые сегодня пришли сюда, в Херсонес, и молились в храме Рождества Пресвятой Богородицы, приблизились к этим тайнам: к тайне воплощения Сына Божия, к тайне рождения Той, Которая вместила невместимого Бога. Сколько тысячелетий люди ожидали пришествия Спасителя. Сколько людей жаждало этого события. И вот это событие совершается сегодня, Матерь Божия рождается и через нее воплотится Сын Божий».
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.
В этот светлый и радостный день в земной мир пришла Пресвятая Дева Мария, Которой Божественным Промыслом было установлено стать Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким и Анна. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веруя, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.
Оба супруга горячо молились о ниспослании им долгожданного ребенка. И вот Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших".
Почему мы почитаем Пресвятую Богородицу?
Мы веруем, что Господь наш Иисус Христос – одновременно и Бог, и земной Человек. Великая это тайна нашей веры: Господь во время Его земной жизни был во всем подобен нам, ведал те же природные слабости и скорби, – и при этом, непостижимым образом, с немощной человеческой природой в Иисусе Христе соединилось Божество. В отличие от нас Господь не был подвержен греху. И родился в мир Он сверхъестественным, чудесным образом – «от Духа Свята и Марии Девы», как сказано в нашем Символе Веры.
Вдумаемся в эту основную для православных христиан истину. Божественное Слово (Вторая Ипостась Бога-Троицы), вочеловечившись, стало Сыном Марии! Это утверждение принадлежит святому Кириллу Александрийскому, одному из отцов Церкви. Мария, еврейская Девушка из рода царя Давида, жившая в Палестине во время правления императора Августа, стала Богоматерью. Родив Господа, Она осталась Девой. Богородица, Мать и Дева, над Которой не имели власти фундаментальные законы природы, – могла ли Она быть обыкновенным человеком? Можно ли думать о Приснодеве Марии лишь как о Посреднице для Боговоплощения, исчезающей в лучах славы Ее Сына? Для православного сознания это невозможно. В нашей Церкви Мария занимает особое место. Ей, наряду с Господом, принадлежит особое почитание.
На протяжении веков Боговоплощение промыслительно готовилось в израильском народе. Целые поколения людей, не ведая того, участвовали в этом: цепь благочестивых предков Девы Марии восходит к святому царю Давиду. Рождение Пресвятой Девы было не совсем обычным: Она родилась от праведных Иоакима и Анны уже тогда, когда они достигли возраста преклонного.
Мария от природы изначально обладала высочайшей святостью. Но чтобы Ей стать Матерью Божией, требовался Ее особый личный подвиг, Ее собственное согласие на это. И когда перед Ней предстал Архангел Гавриил, объявивший, что Ей надлежит стать Матерью Бога, Она смиренно склонилась перед Божественной волей. «Се раба Господня,– сказала Мария Архангелу.– Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Святейшая среди людей, Мария была и смиреннейшей. Бог сошел на землю благодаря Ее смирению.
Православная Церковь почитает важнейшие события жизни Богоматери. С благоговением каждый год мы вспоминаем Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Успение... В Византии и на Руси почитались также многочисленные иконы Богоматери. Иконы эти – место особого благодатного присутствия Пресвятой; люди, молитвенно обращающиеся к Богоматери через Ее изображения, получают от Нее помощь. Многие иконы Богородицы являются чудотворными; таковы наши великие святыни – Казанская, Владимирская, Иверская, Донская.
Нельзя представить себе жизни Церкви без постоянного присутствия Богоматери. Она – Заступница наша и Молитвенница, Предстательница за нас перед Богом. Молитвы Богоматери – это покров, защита христиан. И если Бог – наш Отец, то Она – наша Мать. Царица неба и земли, в Церкви Она именуется «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». В иерархии невидимой Церкви Богоматерь вознесена не только над всем человечеством, но и над бесплотными ангельскими чинами. В тварном мире нет никого другого, кто мог бы сравниться с Ней в святости. Но при этом Она, как и Ее Божественный Сын, бесконечно близка каждому верующему сердцу.
Молитва Пресвятой Богородице
Богородица – общая Мать всем нам, христианам, поскольку мы соединены с Ее Сыном таинственными узами. Она бесконечно близка каждой христианской душе; и потому существует множество молитв – гимнов, одушевленных любовью к Ней. Всякий православный человек знает молитву «Богородице Дево»: умиляя и возвышая душу, она влагает в ум молящегося православное учение о Богоматери. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, Яко Спаса родила еси душ наших.
Материал подготовил Артемий Слезкин, сотрудник пресс-службы Севастопольского благочиния