Создано: 16.12.2016 13:28 | Категория: Папка

Рабочая программа по курсу «Добрый мир православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Добрый мир православной культуры»         

Рабочая программа по курсу «Добрый мир православной культуры» разработана на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторской программе «Православная культура» для 1 года обучения Л.Л.Шевченко  и примерной основной общеобразовательной программы «Добрый мир» (Православная культура для малышей), разработанной в соответствии с Федеральным законом об образовании», и которая является вводной  частью единой  авторской общей программы « Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-10 годов обучения Л.Л.Шевченко, рекомендованной Министерством образования Московской области.

       Для учителя, который приступает к преподаванию этого  курса,  и для детей,     начинающих его изучать, православная культура определяется через ведущие христианские добродетели, отражающие её сущность: «Православная культура – это то, чем жили, и что много веков создавали добрые, благочестивые люди с верой, надеждой и любовью к Творцу нашего мира».  Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время актуальной задачей системы  начального общего образования. Это объясняется введением в  ФГОС НОО новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых есть «Основы православной культуры»

Основной  целью программы является  формирование базовой культуры на основе отечественных традиций духовных и нравственных ценностей.

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение  следующих задач:

  •         духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
  •         формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
  •         приобретение культурологических знаний, необходимых для  разностороннего развития детей;
  •         создание условий творческого развития;
  •         воспитание любви к Родине, семье
  •         интеграция личности в национальную и мировую культуру;
  •         обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.

Отбор содержания рабочей программы произведён в соответствии с принципами:

  •          культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться  с традиционной культурой России;
  •           исторического и культурного соответствия религиозным традициям России:
  •          личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей младшего школьного возраста;
  •          укрупнения дидактических  единиц текста и тематических содержательных обобщений;
  •          систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями начального и основного общего образования.

Программа:

  •          направлена на укрепление духовно-нравственного здоровья детей;
  •          основывается на принципах научной обоснованности и практической применимости;
  •           строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с младшими школьниками;

В ФГОС НОО  определены параметры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, в которой определено формирование универсальных  учебных действий:

  •         воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
  •         соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;
  •         анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
  •         участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  •         создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;
  •         описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;
  •         высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  •         оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
  •         работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

    На уровне предметного содержания создаются условия для формирования личностных УУД и определяются следующими задачами:

  •         Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы. Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбия и лени, послушания, честности, милосердия, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания ( совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность);
  •         Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности;
  •         учить строить отношения в группе на основе  взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях; не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроения;
  •         развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.
  •           формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.
  •         побуждение  детей к украшению своей души добрыми качествами;
  •         выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия;

      Особенностью работы является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности  младших школьников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания произведен с учётом ФГОС НОО и Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ (М., 2002 г.) , обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне  школьного звена образования.

Программа «Добрый мир православной культуры» ориентирована на детей 6,5 –8,5 лет и рассчитана на 67 часов, (1 час в неделю) для двухгодичного изучения: 33 часа – 1 год обучения; 34  часа – 2 год обучения. В связи с исключением из календарно-тематического планирования праздничных дней учебно-тематический план  1 года обучения скорректирован на 32 часа  в счёт часов, отведённых на проведение экскурсии  по городу и городской храм.

Раздел 2 Планируемые результаты освоения обучающими программы курса

Обучающий научится:

  •          понимать значение ключевых слов: дни творения мира,  человек,  объекты окружающего мира, семья, детская библия,  православный храм, икона, Россия, родина,  история городского храма, православные праздники;
  •          рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной  стране, о своём городе, о храме;
  •          различать герб Московской области;
  •          уважительно относится к людям, которые исповедают православие,
  •          оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской этики: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих.
  •          осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач;
  •          интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  •           формулировать собственное мнение  и позицию по обсуждаемому вопросу:
  •          передавать в художественно- творческой деятельности свое эмоциональное отношения к своей семье, к окружающему миру;
  •          описывать впечатления, возникающие от  восприятия художественного текста,  живописи, музыкальных произведений

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  •          понимать значение  ключевых слов курса: Бог – Творец мира, православные праздники, иконография, песнопения праздника;
  •          различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро – зло, трудолюбие – леность, красиво – некрасиво);
  •          устойчивого интереса к новым способам познания;
  •          анализировать литературные источники для приобретения первоначальных знаний по православной культуре;
  •          уважительно относиться к своему городу, людям, которые живут рядом, к народу, которые исповедают православие, к России как государству, являющимся нашей Родиной;
  •          передавать эпизоды из библейских повествований, связанных с историей отдельных двунадесятых праздников из православного календаря;
  •           описывать впечатления, возникающие от созерцании  иконы праздника;
  •          учитывать разные мнения и обосновывать свою;
  •          проявлять познавательную инициативу;

 

Раздел 3. Содержание курса

п/п

Темы разделов

1 год

2 год

1

Устроение мира. Красота в нашем мире

 

Что нас окружает? Что мы видим. Краски, звуки, формы окружающего мира. Бог – Творец красивого мира. Прогулки по дням творения. Понятия: свет, день, ночь, ангельский мир, небо, небесные светила: солнце, луна, звезды и созвездия, планеты и  их названия.;  видимый мир земля, море, реки, птицы, растения, : животные, сотворение человека. День отдыха.

Красота в окружающем мире. Продолжаем поиски красивого вокруг себя.

Бог – Творец красивого мира. Имена Божии «Доброта. Красота. Любовь»

Сотворение человека. Адам – любимое  чадо Божие. Как Адам и Ева ушли из рая? Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира

2

Устроение отношений в мире – нормы христианской этики

 

Правила жизни, данные Богом  человеку. Понятия добра и зла,  добродетель. Почему зло появилось на земле? Нарушение  человеком правил жизни, данных Богом. Мои поступки. Кого я огорчаю своим непослушанием. Что такое совесть?

 

Нормы христианской этики. Человек и его добродетели. Как изобразить доброго и красивого человека. Какой я? Моё послушание и непослушание. Мой добрый помощник – моя совесть.

3

Хранилища православной  культуры

 

Детская библия – священное писание, библиотеки -  хранилища книг.  Государственная Третьяковская галерея.  Икона,  иконописец, православный храм, убранство храма, иконостас,  колокольня, крест, купол,   монастырь как крепость, как дом монахов, как пристанище   для паломников,

 

Псалтырь царя Давида –  свод правил жития и благочестия. Книжные сокровища монастырских мастерских. Летописец. Техника написания древних церковных книг. Икона,  иконографические типы Спасителя. История написания первой иконы : «Спас Нерукотвор-ный – Святой Убрус» Икона в моём доме. Православный храм : убранство, устройство: алтарь, предел,  притвор; правила поведения в православной храме Колокола, язык колокола. прародители колоколов – билы, колокольные звоны : благовест, праздничные перезвоны, постовой. Монастырь – центрдуховной культуры и просвещения

4

Устроение  отношений в нашей жизни.

 

Семья, родители, предки, любовь, послушание, обязанности членов семьи,. Праздники в моей  семье: день рождения, день Ангела, именины. Именная икона, роль «красного угла  в русском доме. Наши меньшие друзья. Правила обращения. Примеры служения животных святым людям

 

Моя семья, родословное древо моей семьи, какой я в семье, за что меня любят в семье.  Семейные реликвии. Православные праздники в моей семье.

5

Маршруты духовного краеведения Подмосковного края

 

Родина, Отечество, Россия, Москва – столица нашей Родины. Красная площадь – сердце Москвы и моей Родины, храм Покрова на Васильевском спуске. Подмосковье – моя малая Родина, герб московской области, странички из жития великомученика Георгия Победоносца. Городской храм, архитектурные особенности храма,

Родина, отеческая любовь. Москва православная. Храм Христа Спасителя. За кремлёвской стеной: соборная площадь, колокольня Ивана Великого, Успенский собор. Кремлёвские реликвии: Царь-колокол и Царь-пушка. Богородичные храмы  Павлово-Посадского благочиния. . Странички жития  священномученика  Константина  Успенского, городская   улица Святого Константина Успенского.

 

Православный календарь

 

Покров Пресвятой Богородицы. История  и иконография праздника,  покров – плат для покрытия головы, русские традиция празднования Покрова Пресвятой Богородицы,  богородичные песнопения праздника

День народного единения  - праздник иконы Казанской Божией Матери. История праздника, иконография образа казанской Божией Матери, памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной Площади в г..Москве, храм иконы Казанской  Божией Матери, богородичные песнопения праздника

Рождество Христова. История и иконография праздника, вертеп, вифлиемская  звезда, поклонение пастухов и волхвов, рождественский ангел, рождественская ель, традиция празднования на Руси. Святочные игры.

Масленичные гуляния.  Театрализованное представление.Комплекс игр и игровых упражнений для гуляний.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородице История и иконография праздника, Традиция празднования на Руси, богородичные песнопения праздника

Вербное воскресение – Вход Господень в Иерусалим.  История и иконография праздника. Традиция празднования на Руси,

Праздник праздников – Воскресение Христова. Какого цвета пасха,  как пасха звучит, как пахнет пасха, как она играет. Пасхальные писанки. Традиции праздника Пасхи.

День славянской культуры и письменности. Страницы жития Святых  равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей словенских. Кириллица. Азбука, заставная буквица, красная строка.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы История  и иконография праздника. Дева Мария – Матерь Божия.

Престольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы Иконография праздника.. Святой Роман Сладкопевец. Звучание праздника в песнопениях: тропарь, кондак, акафист. Храмы в честь Покрова

Рождество Христова. Иконография праздника. История праздника в сценах домашнего театра.Звучание праздника в песнопениях: тропарь, кондак,  колядки.

Масленица. Прощёное воскресение. Традиция празднования на Руси. Детская игрушка «масленица»Что значит прощать и быть прощённым.

Праздник праздников – Воскресение Христова. Иконография праздника. Легенда о пасхальном яйце. Пасхальная мастерская: писанки, крапанки, крашенки. Пасхальные игры: стукачки, катание яиц.

 День славянской культуры и письменности. Истоки славянской письменности.  Наследие равноапостольных учителей словенских. Летописцы. Страницы истории праздника на Руси.

 

  Раздел 4.Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Кол-во      часов

1 год

2 год

 

Устроение мира. Красота в нашем мире

7

6

 

Устроение отношений в мире – нормы христианской этики

4

5

3

Хранилища православной  культуры

6

7

4

Устроение  отношений в нашей жизни

4

5

5

Маршруты духовного краеведения Подмосковного края

3

4

6

Православный календарь.

8  (в течение года)

7(в течение года)

Итого

32

34

 

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование.

1 год обучения

 

п/п

Тема занятия

Форма организации и проведения  занятия

Формируемые умения

Деятельность

учащихся

Деятельность

 учителя

Дата прове-дения

 1 раздел   Красота в нашем мире (6 часов раздела + 1 час   из радела «Православный календарь»)

1

Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

Экскурсия  в природу

Развитие  наблюдательнос-ти,  умений эстетического восприятия видеть и слы-шать красивое, слушать собеседника, вести устный диалог

Наблюдение за предметами окружающего мира

Организация экскур-сии, проведение беседы «В чём красота, которая тебя окружает»

7.09

2

Прогулки по дням творения: свет, день, ночь, ангельский мир

 Игра-путешест-вие  с просмотром мультимедийной презентации «О святых Ангелах»

Развитие  наблюдательнос-ти, умений  эстетического восприятия: видеть и слы-шать красивое, слушать собеседника, вести устный диалог, проявлять актив-ность в коллективной деятельности

 

Рисуем день, ночь, свет, ангела,

Игра «День-ночь

Беседа со слайд- показом «О святых ангелах» , организация игры

14.09

3

Прогулки по дням творения: небесные светила небо, солнце, луна, звезды

Игра-путешест-вие  с просмотром мультимедийной презентации «Небесные светила»

Развитие  наблюдательнос-ти, умения сравнивать,  выделять существенные признаки, находить отличия,

проявлять активность в коллективной деятельности

развитие речи уч-ся

 

Размышляем – угадываем – рисуем «На кого похоже моё облако», «Солнечный день»

Игра «Ловишки». Сравниваем,  какие бывают звёзды.

Угадай-ка: На кого похоже созвездие «Большая медведица»

Беседа со слайд- показом «Небесные светила» , организация игры

21.09

4

Прогулки по дням творения: видимый мир.

Игра-путешествие с просмотром мультимедийной презентации

Развитие  наблюдательнос-ти, умений  эстетического восприятия: видеть и слышать красивое; осущест-влять поиск и выделение не-обходимой информации, проявлять активность в коллективной деятельности  развитие речи уч-ся.

 

Рисуем  землю, море, вол-ны.

Игровая деятельность «Море волнуется» Обсуждаем «Для чего нуж-на вода?»,  учим  считалоч-ки. Играем в птичьи игры.

Лепим из белого пластили-на шар – это наша земля, лепим цветы, птиц насекомых

Беседа, организация творческой и игровой деятельности детей

28.09

5

Прогулки по дням творения: живот-ные, сотворение человека.

Игра-путешествие

Развитие  наблюдательнос-ти, умения сравнивать, нахо-дить общие и  отличитель-ные признаки в сравнивае-мых объектах окружающего мира

Спор животных «Кто главный?

Угадай-ка «Чем человек отличается от других творений»

Беседа, постановка проблемной ситуации. Организация познавательной деятельности детей

5.10

6

Прогулки по дням творения:  день отдыха

Творческая мастерская

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художест-венного текста, живописи, музыкальных произведений, проявлять активность в коллективной деятельности

Аппликация «Прекрасный мир» Обсуждаем –размышляем «О чем мы узнали на путешествиях?»

Беседа, постановка проблемной ситуации. Организация творческой деятельности детей

12.10

7

Православный календарь– Покров Пресвятой Богородицы

Путешествие по страницам православного календаря

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие  художест-венного текста, музыкаль-ных произведений

Рассматриваем икону праздника Покрова Пресвятой Богородицы, слушание песнопения  праздника

 Беседа с показом видеофрагмента «Покров Пресвятой Богородицы»

19.10

 2 раздел  Устроение отношений в мире – нормы христианской этики (4 часа + 1 час из раздела  «Православный календарь»)

8

 

Правила и ценности жизни человека

Этическая беседа

Осознание общечеловечес-ких ценностей,  умение анализировать свои поступ-ки,  проявлять активность в коллективной деятельности, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач данной темы

 Слушаем – размышляем – обсуждаем о хороших и плохих привычках,  анализ своих поступков.

Игра «Тропинка добрых дел».Разучиваем песенку «Если добрый ты»

Рисуем доброго и красивого человека

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»,  органи-зация игровой и твор-ческой деятельности  детей

26.10

9

День народного единения  - праздник иконы Казанской Божией Матери

 

Путешествие по страницам православного календаря

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятия художест-венного текста, музыкаль-ных произведений

Рассматриваем икону Казанской Божией Матери

Слушание песнопения праздника

Беседа со слайд-показом «День народного единения»

2.11

10

О чем говорит совесть. Этические нормы

Этическая беседа

Осознание общечеловечес-ких ценностей, умение анна-лизировать свои поступки и обсуждать коллективные результаты, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач данной темы

Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему «Что такое совесть и кого называют бессовестным человеком?»

Игра «Аптека добрых дел»

Рисуем радугу «Добрые правила жизни»

 Беседа на тему: «Что такое совесть и кого называют бессовест-ным человеком?» организация игровой и творческой деятель-ности  детей

 

16.11

11

Радуга «Добрые правила жизни

Творческая мастерская добрых дел

Уметь приводить примеры добрых дел, проявлять акти-вность в коллективной дея-тельности, оказывать взаи-мопомощь в сотрудничестве. 

Обсуждение стихотворе-ния «Добродетели». Игра «Как поступить, если …?»

 Разучиваем песенку «Если добрый ты». Коллективная работа: аппликация «Радуга добрых правил жизни»

Чтение стихотворения «Добродетели», органи-зация игровой и твор-ческой деятельности  детей

.

 

23.11

12

Прогулка на поляну добра и любви

В гостях у сказки

Уметь оценивать поступки в соответствии с нормой христианской этики, проявлять активность в коллективной деятельности

Слушание и обсуждение содержания  сказки «Поляна добра и любви»

Игра: «Как сделать мир добрее?»

Исполнение песенки «Если добрый ты»

Чтение сказки «Поляна добра и любви», орга-низация игровой и творчееской деятельности  детей

 

 

30.11

 3 раздел Хранилища православной  культуры ( 6 часов +  2 ч из раздела «Православный календарь)

13

 

Книжное царство православной культуры

Игра-путешествие

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение высказывать свое мнение, проявлять  активность для решения познавательных  задач

Обсуждаем – размышляем на тему « Какие были книги у наших предков»  Игра «По  библиотечным морям, по книжным островам»

 Участие в викторине

Беседа с слайд – показом « В книжном царстве православной культуры», организация игровой деятельности детей

7.12

14

Детская библия – священное писание в рассказах и картинках

Литературная гостиная

Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение высказывать свое мнение, проявлять  ак-тивность для решения познавательных  задач

Размышляем – обсуждаем  на тему «Библия, напол-няющая мир мудростью»

Рисуем райский сад.

Беседа со слайд-показом ««Библия, наполняющая мир мудростью»

 

14.12

15

По залам Третьяковской галереи

Поход в музейный дом

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия живописи, желания общаться с искус-ством,  осуществлять поиск и выделение необходимой информации

Размышляем – угадываем – обсуждаем « Что можно увидеть в музейном доме художника». Рисуем на тему «Рождественская ёлочка»

Беседа со слайд-пока-зом «В Третьяковской галерее», организация экспозиции детского рисунка в «выставоч-ном зале»  школы  «Рождественские фантазии»

21.12

16

Православный календарь – Рождество Христово

Путешествие по страницам православного календаря

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятия художест-венного текста, музыкаль-ных произведений

 Слушание с просмотром сцен домашнего театра «Рождество Христово   и разучивание  рождествен-ских колядок

Беседа с показом сцен домашнего театр о событиях Рождества Христова». Организация творческой деятельности детей

28.12

17

Святочные игры

Игровая программа

Развитие умения планиро-вать сотрудничество – дого-вариваться о распределении функций и ролей в ходе проведения святочных игр.

Игры на свежем воздухе

Организация игровой деятельности детей

18.01

18

В иконописной мастерской

Заочная экскурсия

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы, спо-собность высказывать суж-дения о художественных особенностях работы иконо-писца и его результатах труда.

Размышляем – угадываем – обсуждаем на тему «Кто такие иконописцы,  и для чего пишутся иконы»

 

Беседа со слайд-пока-зом « В иконописной мастерской»

25.01

19

Православный храм – дом Божий

Заочная экскурсия

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений осуществлять поиск и выделение необхо-димой информации

Размышляем – обсуждаем– рисуем на тему «Как вы-глядит православный храм, и почему люди ходят в храм? Слушаем колоколь-ный звон. Игра «Колокола»

Аппликация «Наш храм»

Беседа  со слайд-показом «Храм – дом Божий»

Организация игровой и творческой  деятель-ности детей

1.02

20

Монастырь – крепость. пристанище, обитель.

Заочная экскурсия

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  просмотра слайд-показа, осуществлять поиск и выделение необходимой информации

Размышляем – обсуждаем на тему «Для кого и кем строятся монастыри»

Коллективная аппликация «За монастырскими вратами»

 

Беседа с показом видеоряда « За монастырскими вратами»

8.02

4 раздел   Устроение  отношений в нашей жизни (4 часа +1 из раздела  «Православный календарь»)

21

Правила семейного жительства. Мои обязанности.

Семейная гостиная

 

 

 

 

 

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение  и позицию по обсуждаемому вопросу

Размышляем – обсуждаем - рисуем  на тему «О доброй душе и о дружной семье»

Разучивание песни «Родной дом»

Игра «Дружная семья»

 Организация фото- выставки  «Моя семья», приглашение родителей  на  встречу в семейной гостиной

15.02

22

Любовь к родителям. Какая она?

Откровенный разговор

Умение передавать в худо-жественно- творческой дея-тельности свое эмоциональ-ное отношения к своим родителям, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения

Размышляем – обсуждаем  пословицы и поговорки о семье.

Исполнение  песни «Родной дом»

Рисуем

Игра «Выбор: правильно-неправильно»

Беседа по  смысловому содержанию пословиц и поговорок о семье

Организация творческой и игровой деятельности детей

1.03

23

Масленичные гуляния

Игровая программа

Развитие умения планиро-вать сотрудничество – дого-вариваться о распределении функций и ролей в ходе про-ведения  игр на масленичных гуляниях

Игровая деятельность детей на свежем воздухе

Организация игровой деятельности детей

15.03

24

Праздники в моём доме: день рожде-ния,  день ангела

Семейная гостиная

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение  и позицию по обсуждаемому вопросу

Размышляем – обсуждаем - рисуем  на тему «Какой мой любимый праздник, и праздник для всей моей  семьи, когда мы вместе» Узнаем чем день рождения отличается от именин, и день моего дня Ангела»

Поделка «Подарок к дню ангела для моего друга»

 Чтение текстов «Христианское имя. В честь кого я назван? Именины». Организация   экспози-ции  подарочных анге-лов  в «выставочном зале»  школы из  частной  коллекции учителя «Мой ангел –хранитель» 

22.03

25

Православный календарь – празд-ник  Благовещения Пресвятой Богородице

Путешествие по страницам православного календаря

 

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие  художест-венного текста, музыкаль-ных произведений

Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации.

Рассматриваем икону праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, слушание песнопения  праздника, узнаем тради-ции этого праздника.

Конструирование из бумаги или солёного теста жаворонков.

 Беседа с показом ви-деофрагмента «Благо-вещение Пресвятой Богородицы», организация творчес-кой деятельности детей

5.04

26

Наши меньшие друзья

Откровенный разговор

Умение передавать в худо-жественно- творческой дея-тельности свое эмоциональ-ное отношения к своим до-машним животнным, зада-вать вопросы, необходимые для организации собствен-ной деятельности, соблюдать правила общения

Размышляем – обсуждаем - рисуем  на тему «Как человеку следует относиться к животным?, Почему человек перестал понимать язык  животных»

Рисование по сюжетам прослушанных рассказов

Показать примеры служения животных святым людям, орга-низация творческой деятельности

12.04

5 раздел  Маршруты духовного краеведения Подмосковного края (3+3 часа  из радела «Православный календарь»)

27

Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь

Заочное путешествие

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формулиро-вать собственное мнение  и позицию по обсуждаемому вопросу

Чтение и обсуждение на тему «Что мы Родиной зовём».

Слушаем песню «С чего начинается Родина» и рисование ответа.

 

Беседа со слайд-показом «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь»

19.04

28

Православный календарь – Вербное воскресение

Путешествие по страницам православного календаря

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие  художест-венного текста, музыкаль-ных произведений

Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации.

 

Рассматриваем икону праздника «Вход Госпо-день в Иерусалим»,  слушание песнопения  праздника, узнаем тради-ции этого праздника.

Аппликация «Пасхальный подарок для самого близкого и родного человечка»

Беседа с показом ви-деофрагмента «Вход Господень в Иерусалим», организация творчес-кой деятельности детей

 

29

Православный календарь

Пасхальная мозаика

Игровая программа

Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации.

Развивать коммуника-тивные умение в ходе проведения пасхальных игр

Участие в игре «Катись, катись яичко на пасхальную страничку. Рисование на тему «Пасхальные писанки»

Беседа с проведением  игровой программы «Пасхальная мозаика»

Организация   экспози-ции  подарочных  пасхальных яиц  в «выставочном зале»  школы из  частной  коллекции учителя 

12.05

30

«Подмосковье – моя малая Родина»

Заочное путешест-вие

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение  и позицию по обсуждаемому вопросу

Чтение и обсуждение на тему «Подмосковье – моя малая Родина», узнаём житие великомученика Георгия Победоносца.

Слушаем и обсуждаем  песню «Край родной»

Беседа со слайд-показом «Герб Московской области»

17.05

31

 

«Сперва аз и буки, а потом науки»

Просветительская акция

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач

Размышляем – обсуждаем - рисуем  на тему «Про азбуку и буквицы»

Участие в викторине

Игра «Азбучное древо»

 Беседа со слайд- показом «Сперва аз и буки, а потом науки». Организация познавательной деятельности детей

24.05

32

Любимый сердцу  уголок.

Экскурсия в городской храм Покрова Пресвятой Богородице

Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение высказывать свое мнение, проявлять  ак-тивность для решения познавательных  задач

Посещение городского храма, слушаем рассказ настоятеля об устройстве храма и правилах пове-дения. Делаем уличные зарисовки

Организация  экскурсии в городской храм

Резервный урок

 

2 год обучения

 

п/п

Тема занятия

Форма организации и проведения  занятия

Формируемые умения

Деятельность

учащихся

Деятельность

 учителя

Дата прове-дения

 1 раздел   Красота в нашем мире (6 часов раздела + 2 часа  из радела «Православный календарь»)

1

Красота  в окружающем  мире. И снова поиск красивого вокруг себя

Экскурсия  в природу

Развитие  наблюдательнос-ти,  умений эстетического восприятия видеть и слы-шать красивое, слушать собеседника, вести устный диалог

Поиск  красивого в окружающем  мире

Организация экскур-сии, проведение беседы, организация игры «Море волнуется раз...»

4.09

2

Бог – Творец красивого мира.

Творческая мастерская

Развитие  наблюдательнос-ти, умений  эстетического восприятия: видеть и слы-шать красивое, слушать собеседника, вести устный диалог, проявлять актив-ность в коллективной деятельности

Обсуждаем –размышляем «Как разговаривают  творения»

Коллективное панно: «Дни Творения прекрасного мира»

Беседа со слайд- показом «Прогулка по дням творения»

11.09

3

Бог. Какой Он?

Литературная гостиная

Развитие  наблюдательнос-ти, развитие речи уч-ся осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в коллективной деятельности  развитие речи уч-ся.

Обсуждаем –размышляем «Какое имя Бога»

Игра – угадайка «Где живёт Бог?»

Беседа со слайд- показом «Свойства Божии», постановка проблемной ситуации организация игры.

18.09

4

Православный календарь – праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Путешествие по страницам православного календаря

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие  художест-венного текста, музыкаль-ных произведений

Рассматриваем икону праздника Рождества Пресвятой Богородицы, слушание песнопения  праздника

Беседа с показом видеоряда «Рождество Пресвятой Богородицы»

25.09

5

Сотворение человека. Адам – любимое  чадо Божие.

Путешествие с книгой

Развитие  наблюдательнос-ти, развитие речи уч-ся осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в коллективной деятельности  развитие речи уч-ся.

Размышляем – угадываем – рисуем «Человек - чудо»

Обсуждаем « Как устроен человек?»; «Почему Адам –любимое чадо Божие?»; «Где находится душа?» Игра-угадайка «Какие мы?»

Беседа со слайд- показом «Как на земле появились люди» , постановка проблемной ситуации, организация игры-угадайки «Какие мы?»

2.10

6

Православный календарь – пре-

стольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы

Путешествие по страницам православного календаря

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие  художест-венного текста, музыкаль-ных произведений

Рассматриваем икону праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Слушаем  как звучит праздник.

 Беседа со слайд- показом  « Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы»

9.10

7

Как Адам и Ева ушли из рая?

Путешествие с книгой

Развитие  наблюдательнос-ти; осуществлять поиск и выделение не-обходимой информации, проявлять активность в коллективной деятельности  развитие речи уч-ся.

 

Обсуждаем –размышляем «Почему  Адам и Ева ушли из рая?» Коллективная работа «Дерево райского сада» (лепка)

Беседа, организация творческой  деятельности детей

16.10

8

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира

 

Экскурсия  в природу

Развитие  наблюдательнос-ти, умений  эстетического восприятия: видеть и слы-шать радость и печаль в окружающем нас мире, слушать собеседника, вести устный диалог,

Поиск контрастных картин в красках и звуках окружающего мира

Игра-угадайка «Порядок»

Организация экскур-сии, проведение беседы постановка проблемной ситуации, организация игровой и деятельности  детей

23.10

 2 раздел  Устроение отношений в мире – нормы христианской этики (5 часов)

9

 

Нормы христианской этики.

Этическая беседа

Осознание общечеловечес-ких ценностей,  умение анализировать свои поступ-ки,  проявлять активность в коллективной деятельности, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач данной темы

 Слушаем – размышляем – обсуждаем о хороших и плохих привычках,  анализ своих поступков.

Игра «Тропинка добрых дел». Разучиваем песенку «Дорога добра»

 

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»,  органи-зация игровой и твор-ческой деятельности  детей

30.10

10

Человек и его добродетели

 

Этическая беседа

.  Уметь оценивать поступки в соответствии с нормой христианской этики, проявлять активность в коллективной деятельности

Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему « Что такое добродетель»

Игра «Как поступить, если…»

Рисуем доброго и красивого человека

Организация игровой и творческой деятель-ности  детей

.

 

13.11

11

Древо добродетелей

Творческая мастерская добрых дел

Уметь приводить примеры добрых дел, проявлять акти-вность в коллективной дея-тельности, оказывать взаи-мопомощь в сотрудничестве

Обсуждаем – размышляем на тему «Критерии доброго – заповеди, которые дал Бог». Игра в живые кар-тинки «Кто послушный?»

 Разучиваем песенку «До-рога добра». Коллективная работа: аппликация «Древо добродетелей»

Организация игровой и творческой деятель-ности  детей. Разучивание песни

.

 

20.11

12

Мой добрый помощник – моя совесть

Этическая беседа

Осознание общечеловечес-ких ценностей, умение анна-лизировать свои поступки и обсуждать коллективные результаты, обсуждать и анализировать работы одноклассников

Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему «О чем говорит совесть? Как жить, чтобы совесть не укоряла»

Игра «Хочу и надо»

Рисуем  на тему «Огонёк совести в человеческой душе»

 Беседа на тему: «О чем говорит совесть? Как жить, чтобы совесть не укоряла».  Организация игровой и творческой деятельности  детей

 

27.11

13

Добрые качества моей души

Откровенный разговор

Осознание общечеловечес-ких ценностей, умение анна-лизировать свои поступки

Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему «Добрые привычки» Игра «Как сделать мир добрее» Исполнение песенки «Дорога добра»

Чтение стихотворения «Добрый совет»», орга-низация игровой и творческой деятельности  детей

 

 

4.12

 3 раздел Хранилища православной  культуры ( 7 часов +  2 часа  из раздела «Православный календарь»)

14

 

 К истокам книжной письменности

Игра-путешествие

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение высказывать свое мнение, проявлять  активность для решения познавательных  задач

Обсуждаем – размышляем на тему «Как создавались  книги наших предков? Кто они создатели древних  церковных книг?»

 Участие в викторине

Беседа с слайд – показом « В книжном царстве православной культуры», организация познавательной деятельности детей

11.12

15

Листая древнюю псалтырь

Литературная гостиная

Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение высказывать свое мнение, проявлять  ак-тивность для решения познавательных  задач

Размышляем – обсуждаем  на тему «Псалтырь царя Давида –  свод правил жития и благочестия»

Иллюстрируем псалтырь  «Правила  жития и благочестия в картинках.

Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей

 

18.12

16

Православный календарь – Рождество Христово

Путешествие по страницам православного календаря

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятия художест-венного текста, музыкаль-ных произведений

 Слушание с просмотром сцен домашнего театра «Рождество Христово   и разучивание  рождествен-ских колядок

Беседа с показом сцен домашнего театр о событиях Рождества Христова». Органи-зация творческой деятельности детей

25.12

17

Святочные игры

Игровая программа

Развитие умения планиро-вать сотрудничество – дого-вариваться о распределении функций и ролей в ходе проведения святочных игр.

Игры на свежем воздухе. Колядование

Организация игровой деятельности детей

15.01

18

Где и как рождается икона?

В гостях у иконописного мастера

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы, спо-собность высказывать суж-дения о художественных особенностях работы иконо-писца и его результатах труда.

Слушаем – созерцаем – размышляем –  обсуждаем на тему «Где и как рождается  икона.  Для кого  пишутся иконы» Изучаем правила почита-ния икон. Рассматриваем и группируем иконы по иконографии.

Организация встречи с иконописным мастером Организация позна-вательной деятельности детей

22.01

19

Спас Нерукотвор-ный – Святой Убрус

Путешествие с книгой

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы, уме-ние высказывать свое мне-ние, проявлять  активность для решения познавательных  задач

Размышляем – угадываем – обсуждаем на тему « Что и как можно творить не руками?» Рассматриваем и группируем иконографии-ческие типы Спасителя.

. Рассказ « История написания первой иконы». Организация познавательной деятельности детей

29.01

20

Открывая дверь православного храма.

Заочная экскурсия

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений осуществлять поиск и выделение необхо-димой информации

Размышляем – обсуждаем– рисуем на тему «Что мы видим в храме?»

Рисуем   правила поведе-ния в православном храме для тех, кто не умеет их читать» Конструирование бумажного макета храма»

Беседа  со слайд-показом «Устройство православного храма»

Организация игровой и творческой  деятель-ности детей

5.02

21

О чем поют колокола?

Заочная экскурсия

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации в ходе решения поставленной проблемы. Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия  слушания колокольного звона

Узнаем, какие были собра-тья у русского колокола. Слушаем колокольный звон и находим различия в звучании. Угадываем колокольные звоны

Беседа с слайд-показом «На звоннице право-славного храма». Подбор фонограмм колокольных звонов

12.02

22

 

Монастырь – центрдуховной культуры и просвещения.

Заочная экскурсия

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  просмотра видеофрагмен-та, осуществлять поиск и выделение необходимой информации

Размышляем – обсуждаем на тему «Для кого и кем строятся монастыри»

Коллективная аппликация «За монастырскими вратами»

Беседа с показом видеофрагмента «Обитель Преподобно-го Сергия  Радонежского»

 

19.02

4 раздел   Устроение  отношений в нашей жизни (5 часов +1 час  из раздела  «Православный календарь»)

23

Примеры  семей-ного благочестия.

Семейная гостиная

 

 

 

 

 

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия художествен-ного текста, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение  и позицию по обсуждаемому вопросу

Размышляем – обсуждаем -   на тему « В чём  проявля-ется  благочестие в семье? Чем сильна моя семья?»

Подбор пословиц и поговорок о семье

Игра «Выбор: правильно-неправильно»

 Организация фото- выставки  «Моя семья», приглашение родителей  на  встречу в семейной гостиной Организация познавательной деятельности детей

26.02

24

Родословное древо моей семьи

Творческая мастерская

Умение передавать в худо-жественно- творческой дея-тельности свое эмоциональ-ное отношения к своей семье, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения

Размышляем – обсуждаем  пословицы и поговорки о семье.

Рисуем родословное древо своей семьи»

Игра «Дружная семья»

Беседа по  смысловому содержанию пословиц и поговорок о семье

Организация творческой и игровой деятельности детей

5.03

25

Масленичные гуляния

Игровая программа

Развитие умения планиро-вать сотрудничество – дого-вариваться о распределении функций и ролей в ходе про-ведения  игр на масленичных гуляниях

Игровая деятельность детей на свежем воздухе

Организация игровой деятельности детей

12.03

26

 

Иконы в моём доме

Откровенный разговор

Осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации, умение высказ-ывать свое мнение, про-являть  активность для реше-ния познавательных  задач

Рассказ детей  на тему «Иконы в моём доме», узнаем о почитании икон на Руси, о чудотворных иконах и иконах  особо чтимых православными христианами.

Рассказ учителя  со слайд-показом на тему «Икона, иконка, иконочка…»

19.03

27

Праздники в семей-ном  календаре

Ученический проект

Осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации умение вести устный диалог с родителями, соблюдать правила общения

Размышляем – обсуждаем - рисуем  на тему «Люби-мый праздник моей семьи»

Работа над индивидуаль-ном  ученичеким  проектом «Месяцеслов моей семьи» Способы оформления проекта

Организация проектной деятельности уч-ся, подбор литературных источников для органи-зации информацион-ного поиска по теме проекта

 

 

 

2.04

28

Защита ученического проекта «Месяцеслов моей семьи»

Ученический проект

Формирование  умения презентовать свой проект.  Развивать коммуникатив-ные умение в ходе проведе-ния защиты проекта

Защита ученического проекта

Организация  необхо-димых условий для успешной защиты проекта, приглашение родителей 

9.04

5 раздел  Маршруты духовного краеведения Подмосковного края ( 4+2 часа  из радела «Православный календарь»)

29

Моё Отечество, к котором я живу, моя

Москва, которую люблю…

Заочное путешест-вие

Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение вести устный диалог, формулировать собственное мнение  и позицию по обсуждаемому вопросу

 Обсуждение на тему «Любовь к Отечеству говорит делами. Какая ты, православная Москва?».

Узнаём историю создания храма Христа Спасителя.

Беседа со слайд-показом «Москва златоглавая, Москва  православная»

16.04

30

За священными стенами Московского Кремля

Заочное путешест-вие

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от  восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение  и позицию по обсуждаемому вопросу

Чтение и обсуждение на тему «С чего строилась православная Москва», рассматриваем храмы  Московского Кремля.

Рисование на тему «Кремлёвские реликвии»

Беседа со слайд-показом «Православный островок Московского Кремля »

23.04

31

Богородичные храмы Павлово-Посадского благочиния

Заочное путешест-вие

Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации. Развивать коммуни-кативные умения и актив-ность  для решения познавательных  задач

Размышляем – обсуждаем на тему «Какие они храмы с одинаковым именем?»

Беседа со слайд-показом «Храмы Павлово-Посадского благочиния

30.04

32

 

Православный календарь

Праздник празд-ников – Воскре-сение Христова

Пасхальная мастерская

 

Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцания иконы праздника,  целостного восприятия пасхальных музыкальных произведений,

Развивать коммуника-тивные умение в ходе коллективной работы  и  проведения пасхальных игр

Созерцание иконы празд-ника Участие в работе пасхальной  мастерской. Слушаем легенду о пасхальном яйце и узнаем,  как  сделать яйцо пасхальным. Играем в пасхальные игры

Организация работы пасхальной мастерской

Организация   экспози-ции  подарочных  пасхальных яиц  в «выставочном зале»  школы из  частной  коллекции учителя 

 

7.05

33

Улица с именем святого

Экскурсия в городской храм Покрова Пресвятой Богородице

Экскурсия по городской  улице Святого Константина и в строящийся городской храм Всех Святых в земле Российской просиявших

Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение высказывать свое мнение, проявлять  ак-тивность для решения познавательных  задач

Посещение городского храма, слушаем рассказ настоятеля об устройстве строящегося храма Всех Святых в земле Российской просиявших, сравниваем храмовые строения,  рас-сказ о житие священно-мученика  Константина Успенского. Делаем уличные зарисовки

Организация  экскурсии в городской храм и   по улице Святого Константина, рассказ о житие святого

14.05

 

34

К истокам славянской письменности

Просветительская акция

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач

Размышляем – обсуждаем - рисуем  на тему «»

Участие в викторине «Буквица»

 

 Беседа со слайд- пока-зом «К истокам славя-нской письменности». Организация познава-тельной деятельности детей

21.05

Раздел 6.Рекомендации по учебно- методическому и материально-техническому обеспечению курса:

 

  •          ШевченкоЛ.Л.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой  для учителя. –  М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  •          Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы«Иллюстрации». –  М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  •           Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Музыкальное пособие «Звуковая палитра». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  •          Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  •          Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  •          Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо – плохо. –  М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  •          Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. –  М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  •          Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. –  М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика