Кафедральный собор Святого равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе

Автор: Админ -- . -- Соборы

Адрес: 99045, г. Севастополь, ул. Древняя, 1
Телефон: +380-692-553015
+380-692-242115
+380-692-234014
Настоятель: протоиерей Сергий Халюта
  Статья о храме на Википедии

 

Владимирский собор в древнем Херсонесе — это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, оно поражает своей величественностью, необыкновенной красотой и соразмерностью линий. Свято-Владимирский Херсонесский собор — всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.

Святой князь Владимир и Крещение Руси

Русские писатели XI века Крещение Руси связывают с завоеванием Корсуни (Херсонеса Таврического). Из сохранившихся письменных источников известно, что перед походом на Корсунь князь Владимир заключил договор о военной помощи Византии со стороны Руси для борьбы с византийским бунтовщиком Вардой Фокой. Князь Владимир отправил войско во владение империи. За это князь Владимир потребовал выдать за него замуж сестру византийских соправителей Константина и Василия, так как ему было необходимо родство с Византией. На это он получил ответ: «Крестись, и тогда пошлём сестру свою тебе». Князь Владимир стремился поднять свою страну до высоты Византии через этот брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в общность христианских народов. Владимир стал настаивать на том, чтобы вначале к нему прислали Анну, а уже потом он крестится. Князь чувствовал себя обиженным и даже оскорбленным, поскольку выполнил главное условие договора: послал военную помощь, и поэтому не спешил креститься. Византия тоже в свою очередь не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна горевала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая даже смерть этому супружеству. Выхода из сложившейся ситуации не предвиделось, а момент был очень удобен для Владимира и упустить его было нельзя. И тогда князь Владимир прибегает к силе: вот в чем причина внезапного нападения на крымское владение Византии — Херсонес.

В «Повести временных лет» говорится: «При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: «Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды». Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: «Если сбудется — крещусь». Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: «Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны». В Херсонесе Анну ждала печальная весть: буквально за несколько дней до её прибытия в город, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: «Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего». И приказал Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: «Теперь узнал я истинного Бога!» Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.

При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги. Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом. По возвращении в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих 12 сыновей в источнике, получившем название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: «И утром вышел Владимир со священниками на Днепр и собралось много людей без числа…» Сразу же по Крещении народа Владимир повелел сокрушать идолов и языческие капища разрушать до основания, и на тех местах строить святые церкви. От Святого Крещения Руси в 988 году до смерти князя в 1015 году были годы благоденствия на Руси. После Крещения из гордого язычника Владимир переродился в целомудренного,милосердного и доброго человека. Какое-то время он даже не решался утверждать приговоры о справедливых казнях особо опасных преступников. «Почему, князь, ты злодеев не казнишь?» Он отвечал: «Боюсь греха». Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало просвещения русского народа, образованности, грамотности». На княжеском дворе он начал устраивать по праздникам пиры для всего народа, а больным велел развозить продукты по их домам. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Его подвиг оценили и свои и чужие. Вызволив народ из тьмы язычества, Владимир объединил всех славян через Крещение в единое государство. Принятие христианства святым князем Владимиром в Херсонесе стало основополагающей частью того государственного механизма, который быстро вывел Киевскую Русь из доисторического состояния, помог ей с удивительной легкостью и скоростью усвоить ценности мировой культуры и стать уже при Ярославе Мудром вровень с лучшими государствами Европы. Крещением Руси святой равноапостольный Владимир открыл нашей истории путь к вечности. Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира празднуется 28 июля.

Закладка Свято-Владимирского собора состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, заложившего первый камень храма. Александра II лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. Во времена первой обороны Севастополя 1854–1855 гг. монастырь заняли французы. Из церкви они сделали огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, которые находились за Карантинной бухтой. К концу обороны Севастополя монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь восстановили, император Александр II приказал ежегодно 28 июля совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на сооружение соборного храма. Собор предназначался для воплощения в себе памяти о величайшем событии — Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточнославянского мира от язычества к христианству. Автором проекта является академик архитектуры Д. И. Гримм. Владимирский собор стал первым выдающимся сооружением, спроектированным Д. И. Гриммом. Эта работа принесла архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом составляет около 34 метров. Стены собора даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием — колонны из ценного вида мрамора, полы из мозаики. Расписывали Владимирский собор известные в то время художники — академик живописи А. И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работой руководил автор проекта Форосской церкви А. Чагин. Деньги и средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, люди потребовали продлить ее. Но всё равно из-за дефицита средств сооружение собора затянулось на три десятилетия. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во времена Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения, стены потрескались, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком состоянии собор находился до совсем недавнего времени.

Восстановление собора

Не мало трудов пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться реставрации этой великой святыни. Проблемы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л. Д. Кучмы начались реставрационные работы. В 2002 году в Свято-Владимирском соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.

Огласительные беседы

В Свято-Владимирском соборе проводятся огласительные беседы перед крещением и венчанием, что позволяет осознать таинства церкви, укрепиться в вере православной и спокойно влиться в жизнь церкви. Особое значение имеет огласительные беседы перед крещением для родителей и крёстных, а так же тех, кто крестится во взрослом возрасте. Огласить — значит научить понимать нашу веру и воцерковить. Воцерковление же значит стать Христовым, слиться с церковью, стать постоянным прихожанином храма участвующим в таинствах церкви и жить во Христе. Перед крещением проводится три беседы, на беседах изучают: семь таинств церкви, понимания символа веры, обязанности крёстных родителей, о православном храме и литургии, о сектах. На огласительных беседах даётся самое основное и очень кратко так, как невозможно за три беседы всё объять. Поэтому необходимо продолжать беседы и после крещения с новообращёнными, а так же и с прихожанами, которые ходят в храм и не знают: «что там происходит и зачем они там стоят»? В дальнейшем будут проводится беседы и для воцерковлённых прихожан на различные темы.

Крещение без огласительных бесед очень опасно. Как правило, люди, крестившиеся без бесед, редко становятся постоянным прихожанами храмов, крёстные родители забывают сой обет, данный перед Богом, во время крещения, а некоторые по непониманию и незнанию своей веры попадаю в различные секты и их оттуда очень трудно вытащить, а порой и невозможно.

Перед венчанием огласительные беседы имеют так же важное значение, как и перед крещением. Беседы перед венчанием помогают венчающимся, осознать само таинство, подготовиться перед исповедью и причастием Святых Христовых тайн, что важно перед венчанием так как, на венчание нужно приходить в чистоте души, подготовиться к совместной жизни, строительству домашней церкви. На беседах по венчанию читают: о таинстве венчания и ответственности перед Богом за данный обет, о православной вере и воцерковлении. После венчания так же важно быть воцерковлённым и в дальнейшем приходить в храм со всей своей семьёй и воспитывать своих детей в православной вере своим примерам жизнью во Христе.

Дай Бог, что бы каждый приходящий нашёл своё место в храме, взошёл на корабль церкви, кормчий которого Христос и укрепился в вере православной.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература
церковная утварь
облачения и пр.
9:00 - 17:00
Свято-Никольский храм

БИБЛИОТЕКА
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
9:00 - 16:00
выходные пн.вт.
Симферополь,
ул. Александра Невского, 19

 

Яндекс.Метрика